Куклина Галина Николаевна. Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «РЯБИННИК»

Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «РЯБИННИК»

Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ № 1 г. Ижевска Куклина Галина Николаевна

Пояснительная записка

Важнейшим условием детского развития является приобщение ребёнка к культуре своего народа как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей.

Известный академик Д.С. Лихачев отмечал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.»

 

Скачать конспект

Патриотизм – социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Формировать и воспитывать это чувство необходимо с дошкольного детства. Ребёнок старшего возраста вполне способен различать этнические, этнолингвокультурные, экологические особенности народов и проявлять большой интерес к этому. Поэтому задача взрослых педагогов найти интересные игровые формы организации НОД с детьми по данному направлению.

Каждый год 4 ноября мы отмечаем День Республики Удмуртия! С ребятами старшего дошкольного возраста проводим мероприятие «День Родины» либо в форме развлечения, либо в форме интегрированного занятия, но обязательно с использованием удмуртского музыкального фольклора (сценарии прилагаются)

В сентябре 2017г., прочитав статью в городской газете «Ясно» о подготовке городского фестиваля «Палэжян» (в переводе с удмуртского «палэзян» — рябина), я задумалась о проведении «Рябинника» в детском саду.

Актуальность темы

Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.

Далеко не каждый родитель говорит с ребёнком о стране, республике, о своих предках. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

Дети способны испытывать чувство гордости за свою страну, за свою республику, за свой детский сад, за свою семью – и это очень мотивирует их к участию в различных мероприятиях. У ребят формируется представления о большой и малой Родине, об особенностях региона, в котором они проживают.

Детям приятно осознавать свою сопричастность к республике, к стране

Ребёнку очень интересен мир, который его окружает! Поэтому на «Рябиннике» ребята с удовольствием рассматривают народный орнамент на бабушкином полотенце, слушают народную песню на удмуртском языке, повторяют отдельные слова на удмуртском языке и радуются своим успехам. В процессе подготовки мероприятия я сама узнала столько нового и познавательного о рябине, о давней любви к этому дереву русского и удмуртского народов. И дети тоже проявили неподдельный интерес к материалу о давно знакомом, родном дереве – рябина! Игры, хороводы, сценка, стихи на заданную тему разучиваются легко, быстро.

Уверенно могу сказать, что развлечение «Палэзян» воспитывает в детях патриотические чувства, любовь к родному краю, способствует расширению общего кругозора детей, а также их представлений об окружающем мире.

Цель: Воспитание патриотических чувств к малой родине, приобщение детей к культуре и традициям удмуртского народа

Задачи:

- формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности к семье, городу, республике

- расширение знаний детей о дереве «рябина», его особенностях отношений с человеком, его истории

- создание условий для поддержания интереса к теме средствами эстетического воспитания: музыки, художественной литературы, ИЗО деятельности.

Предварительная работа

Для успешной реализации задуманной идеи необходимо было провести предварительную работу как со взрослыми педагогами, родителями, так и с детьми

Воспитатели проводили:

- наблюдение за рябиной на свежем воздухе

- беседы в группе и на улице

- разучивание стихов, пословиц, поговорок

- закрепление музыкального материала в группе

Руководитель ИЗО проводил:

- рассматривание иллюстраций по теме

- НОД – лепка «ветка рябины»

- НОД – рисование рябины красками, карандашами

- оформление выставки работ по теме в муз. зале

- оформление музыкального зала

Родители:

- подборка домашней утвари для оформления зала

- изготовление вышивки, поделок на заданную тему

Музыкальный руководитель:

- поиск литературно – художественного материала

- поиск и адаптация музыкального материала

- составление сценария мероприятия

- приглашение гостей из ансамбля «Айкай» на роль Хозяйки и

аккомпаниатора на баяне

- подготовка детей: разучивание песен, игр, хороводов.

- оформление музыкального зала

- подбор атрибутов

Приложение 1.

Сценарий осеннего развлечения для детей старшего возраста

«РЯБИННИК»«ПАЛЭЗЯН»

Подготовила Музыкальный руководитель МБДОУ № 1г. Ижевска

Куклина Галина Николаевна

Цель: прививать любовь к природе родного края

Задачи:

- расширение представлений, знаний детей о дереве «рябина»

- развитие коммуникативных навыков у детей

- создание эмоционального комфорта через «погружение» в атмосферу удмуртской избы, общения с Хозяйкой.

Атрибуты:

предметы быта с рябиновым узором (скатерть, салфетки, ложки. и.т. д.); рисунки, поделки детей по теме «Рябиновый край»;

шарфики, ложки для частушек;

ободок для девочки «рябинки»;

ветка рябины

Ход развлечения:

Накануне дети получают приглашение на «Палэзян»«Рябинкины именинки» с просьбой помочь украсить дом Хозяйки. Они готовят поделки, рисунки по теме, отправляют их и готовятся к встрече.

Зал оформлен под избу, работы ребят украшают стену. Звучит народная музыка, за столом сидит Хозяйка, любуется рябиновым браслетом. Дети стучат, Хозяйка радостно встречает гостей.

Хозяйка: Проходите, гости дорогие! (дети садятся на стульчики) Зечь буречь! (здравствуйте) дети, здравствуйте, взрослые!

Воспитатель: Здравствуйте, Хозяюшка! Получили ваше приглашение, очень обрадовались! А вы поделки наши получили?

Хозяйка: Да, да! Спасибо! Вот украсила ими свой дом! А пригласила вас для того, чтобы вместе с вами отметить праздник «Рябинник» или «Палэжян» (по-удмуртски). Все знаете дерево Рябину?

Дети: Да!

Хозяйка: Расскажу вам много интересного про неё (садится за стол).

Рябина – это удивительное дерево, одно из самых почитаемых деревьев в России. А в Удмуртии — это самое любимое дерево! Ни одно дерево не способно давать урожай 100 – 150 лет подряд, а рябина может! Поздней осенью у нашей стройной красавицы листья опадают, а гроздья плодов остаются на деревьях. После первого мороза они становятся даже вкуснее. Недаром их так любят птицы.

Плоды рябины очень полезны, в них много витаминов. Даже медведь, перед спячкой ест вдоволь ягоды рябины. Другие животные тоже любят это лакомство. Люди давно полюбили это дерево. Ее древесина всегда была полезна в хозяйстве. Из нее делали кареты, мельницы, музыкальные инструменты, а из прутьев плели корзины. Узорами рябины украшали полотенца, рубашки, скатерти (показывает вышитые изделия).

Считалось, что рябина защищает, оберегает человека от различных бед и несчастий. Оно не горит в огне, и не гниет в болоте. Вот почему рябину сажали возле дома. Рябина – наш друг и помощник. Поэтому в народе столько пословиц, поговорок, загадок, песен, стихов посвящено этому уникальному дереву.

Воспитатель: Хозяюшка, наши ребята знают и пословицы, и поговорки, и приметы народные, мы ведь готовились к рябинкиным именинкам.

Пословицы, поговорки, приметы:

- Нет рябины – и осень не осень.

- Зацвела рябина – наступит тепло

- В краю нашем нет дерева краше!

- Много ягод – к холодной и ранней зиме

- Если пчёлы кружат над цветами рябины – значит будет ясный день.

- Рябина зацвела – пора сеять лён

- Поздний цвет рябины – к долгой осени

Воспитатель: А сейчас предлагаю послушать стихи о рябине

Стихи (читают дети)

Хозяйка: — Молодцы, ребятки, а я спою для вас русскую народную песню

о рябинушке – взрослые её очень хорошо знают, можете подпевать!

Русская народная песня «Ой, рябина кудрявая»

Воспитатель: Как здорово, спасибо, очень душевная песня! А наши ребята знают частушки о рябинке! Нам понадобятся ваши ложки с узором рябинки

Хозяйка: (берёт со стола) Очень хорошо, с удовольствием послушаем вас!

Частушки (смотри приложение 2)

Хозяйка: Ух, молодцы! Весело! Давайте полюбуемся на моих маленьких соседок, они порадуют нас танцем «Ягодки – Рябинки»

Танец «Ягодки – Рябинки»

(исполняют девочки средней группы)

Воспитатель старшей группы: Ребята, теперь наш черед спеть про осень и рябину

«Осень золотая»

(исполняют 3девочки старшей группы)

«Осень очень хороша»

(исполняют дети старшей группы)

Хозяйка: Спасибо, ребята, такие красивые песни поёте!

Воспитатель подготовительной группы: Хозяюшка, а наши ребята подготовили сценку, которая называется «Модница Рябинка». Они с удовольствием её покажут.

Сценка «Модница Рябинка»

(исполняют дети подготовительной группы)

Действующие лица:

Рябинка, Ёжик, Заяц, Белка, Медведь, 2 Воробья

Под музыку, танцуя, выходит девочка «Рябинка»

Рябинка:

Я – красавица Рябинка и мила, словно, картинка

Я моднее всех в лесу, гляньте на мою красу:

Гляньте справа, гляньте слева, не Рябинка – Королева!

Макияж и маникюр, да и платье от «кутюр».

Чем бы мне заняться? Чем поразвлекаться?

Под музыку появляется Ёжик, собирает листики, замечает Рябинку

Ёжик: Привет!

Рябинка:

Привет, колючий Ёжик, с головы до самых ножек!

Пойдём с тобою погуляем или вместе поиграем!

Ёжик:

Некогда с тобой гулять, спешу норку утеплять!

В лесу я листья собираю – постельку ими устилаю,

Чтоб зимой в большой мороз в своей норке не замёрз!

(Ёжик убегает)

Под музыку появляется Заяц, смотрит по сторонам, замечает Рябинку

Заяц: Добрый день, Рябинка! Нарядна как картинка!

Рябинка: Ты куда спешишь, Косой? Лучше поиграй со мной!

Заяц:

Некогда с тобой играть, надо Белке помогать.

Она грибочков насушила, орешков на зиму скопила.

В кладовку будем их носить, чтоб голод в зиму победить.

Под музыку появляется Белка с корзинкой шишек

Белка:

Привет, Рябинка и Зайчишка! А я была сейчас у Мишки.

Он мне шишек натрусил да в корзинку их сложил.

(Зовет Зайца) Пойдем скорей в кладовку, и сложим их там ловко!

Заяц и Белка убегают.

Рябинка: Ну вот…все звери убегают, со мною не играют… (грустно делает круг)

Под музыку входит Медведь

Медведь: Здравствуй, дерево – краса! Что ты так невесела?

Рябинка:

У всех своя работа, у каждого забота

Не с кем даже поиграть, не с кем просто погулять…

Медведь:

Так ведь осень на дворе, все готовятся к зиме!

Я в берлогу тороплюсь, на зимовку спать ложусь,

И теперь только весной поиграю я с тобой! (Медведь уходит)

Рябинка: Осталась я совсем одна и никому я не нужна…

Под музыку появляются два Воробышка

1-й: Рябинка, зря так говоришь и,конечно, зря грустишь

2-й: Наступят скоро холода, придётся туго нам тогда

1-й: А твои ягодки-плоды для птиц зимою так важны!

2-й: Они для нас – спасенье! Отрада! Угощенье!

Рябинка:

Ах, вы, птички-шалунишки, озорные воробьишки!

Сказали важные слова: значит я для вас важна?

Под музыку кружится от радости, выходят все зверята

Все:

Нет дерева полезней и красивей!

Недаром говорят, что ты – краса России!

Воспитатель: У нас ещё и хоровод о Рябинке есть! Позовём в центр нашу «Рябинку»

Хоровод «У рябинушки» (смотри приложение 2)

Сл. Г.Н. Куклина муз. Л. Старченко

Воспитатель: А теперь наша любимая игра «Милая рябинка»! Хозяюшка, можно взять веточку для игры?

Хозяйка: Да, конечно! (берет веточку, дает водящей)

Игра «Милая рябинка» (смотри приложение 2)

Дети идут по кругу и поют: Милая рябинка! Пойди по кружочку!

Милая Рябинка! Выбери дружочка!

«Рябинка» выбирает мальчика поклоном с веточкой, все кружатся парами и поют:

Ты, Рябинка, хороша, хороша!

Покружимся неспеша, неспеша! -2р

«Рябинка» передаёт веточку по желанию другой девочке, игра повторяется. Дети садятся

Хозяйка: Ох, и порадовали вы меня, ребята. Спасибо вам. Такой замечательный праздник получился! Взрослые, а вам понравился наш «Палэжян»? Спасибо нашей красавице – рябинушке за то, что радует нас своей красотой. Нашу республику можно смело назвать Рябиновым краем. Об этом есть замечательная песня «Край рябиновый».

Воспитатель: Наши девочки танцуют под эту песню, давайте полюбуемся

Танец «Край рябиновый» (девочки с красными шарфиками)

песня «Всё от русских рябин» Сл. В Степанова муз. А.Костюка

Хозяйка: На память о нашей встрече подарю вам шкатулку с ягодами рябины, можете сделать коробочки- обереги, взять их домой, чтобы рябина оберегала ваш дом от бед и болезней. А взрослые не забывайте садить рябину у дома, на счастье! (поклон) До свидания! (на удмуртском)

Под музыку все покидают зал

Приложение 2.

Игра «РЯБИНКА»

Слова Г.Н. Куклиной

Девочка – «Рябинка» в центре, все дети идут по кругу и напевают (говорят):

Всех мы за руки возьмём

И к Рябинке подойдём

Ты, Рябинка, подскажи,

Что нам делать – покажи!

«Рябинка» показывает движение, все повторяют.

Частушки о рябинке

Слова Г.Н. Куклиной

1. Именинница Рябинка

Собрала своих друзей

Для неё споём и спляшем

Чтобы было веселей

2. хороша наша рябинка

И нарядна и стройна

Поздравленья принимает

Ей сегодня не до сна

3. Бусы яркие надела

Серьги в уши вставила

Не сидит она без дела

Всех плясать заставила!

4. Все деревья оголились

Словно сиротинушки

Только радуют всех нас

Ягоды рябинушки

5. Нам из ягод можно сделать

И варенье и компот

А зимою белоснежной

Проживём мы без забот!

6. Красных ягод мы набрали

Бусы мы надели

И частушки про Рябину

Весело мы спели!

Хоровод «У рябинушки»

Слова Г.Н. Куклиной, музыка Л. Старченко

1. Осень наступила идут вправо

Повсюду листопад

И рябины ягод 2раза

Огоньком горят

Проигрыш – кружатся в парах

2. Покачай, рябинка, стоят, качают руками

Ветку надо мной

Вместе с нами песню 2раза

Ты, рябинка, спой!

Проигрыш – кружатся в парах

3. Ты, рябинка, чудо! идут в центр

Дерево – краса!

Осенью рябинка 2раза расходятся

Очень хороша!

Игра «Милая Рябинка»

Слова Г.Н. Куклиной, музыка Г. Рустамова

Дети стоят в кругу. Девочка «Рябинка» с веточкой ходит по кругу. Все поют:

«Милая Рябинка, пойди по кружочку

Милая Рябинка, выбери дружочка!»

(Рябинка выбирает мальчика в пару)

Все кружатся в парах и поют:

«Ты, Рябинка, хороша, хороша

Покружимся не спеша, не спеша»

Игра повторяется

Методическая литература

  1. Примерная региональная программа дошкольного образования Удмуртской Республики «Мы в Удмуртии живём» А.М. Комаровой
  2. «Удмуртия навеки с Россией» — книга по краеведению для детей дошкольного и младшего школьного возраста (авт. — сост.: Т. С. Андреева, Н.Г. Бободжанова, Ю.Н. Гертий, Н.А. Зубкова; — Ижевск: Удмуртия, 2008 -80стр.
  3. «Чипчирган». Стихи удмуртских поэтов. М: Дет. лит., 1985
  4. Новикова Е.В., Колинкина О.В. Декоративно-прикладное искусство удмуртов как средство формирования национального самосознания старших дошкольников. -Глазов, 2003 – 52с.
  5. Седельникова А.А., Седельникова В.Г. Удмуртский фольклор – детям: сказки, песни, игры, загадки, пословицы на музыкальных занятиях. Ижевск, 2003 – 40с.
Просмотров: 423
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Шумачева Юлия Витальевна. Непосредственно образовательная деятельность по образовательной деятельности речевое развитие на тему «Осень — щедрая хозяйка» в старшей группе.
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Алипова Галина Геннадьевна. Сценарий выпускного праздника «Наши дети — Лучше всех!» — 2018
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Кременец Мария Сергеевна. Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Красная рябина»
  • Алексеева Тамара Владимировна. Сценарий музыкального развлечения на День защиты детей - «Да здравствуют дети на всей планете!» (старшая группа)
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Смирнова Ольга Викторовна. Сценарий осеннего праздника с элементами фольклора для средней группы «Как дети Осень искали»
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Елена Садыкова. Родительское собрание 'О любви взрослые и дети'
  • Земскова Наталья Николаевна. Конспект интегрированного занятия по теме: «Осеннее чудо-дерево» для детей старшего дошкольного возраста
  • Надежда Селищева. Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста из серии «Забочусь о своем здоровье» по теме «Путешествие по родному краю»
  • Терентьева Елена Геннадьевна. Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста с мультимедийной презентацией «Дети войны»
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Гилязова Лейсан Идрисовна. Конспект НОД для младшей группы «Ветка рябины»
  • Набатчикова Эльвира Евгеньевна. Конспект открытого занятия в старшей группе по нетрадиционному рисованию «Рябина»
  • Кожухарева Милена Александровна. Сценарий осеннего праздника для детей средней группы «Осень — русская краса!» для среднего дошкольного возраста
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Стороженкова Татьяна Сергеевна. КОНСПЕКТ СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ
  • Музафарова Гульнара Мавлитовна, Епифанова Марина Вячеславовна. Нетрадиционное родительское собрания на тему: «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
  • Петренко Людмила. Познавательный маршрут «Город и дети» для детей старшего дошкольного возраста
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Татьяна Трамбаева. Конспект НОД по лепке в младшей группы. Тема: «Ягоды рябины для снегирей»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь