Подготовила и провела: Косарева Светлана Васильевна Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Школа №854
Задачи:
- закреплять и систематизировать знания детей о геометрических фигурах и телах (понятия: плоский, объёмный, углы, стороны, основание, «паспорт» геометрического тела)
- закреплять названия геометрических тел: шар, куб, конус, цилиндр, пирамида, призма
- закреплять умения: наблюдать, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, сравнивать, структурировать, классифицировать и делать выводы
- активизировать словарный запас, учить «правильно» составлять вопросы, развивать диалогическую и связную речь
- развивать логическое мышление и слуховое внимание.
Ход занятия.
Педагог:
-Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы. И пришло это письмо от самой королевы Геометрии. Давайте прочитаем его.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я, королева Геометрия, и живу я в стране геометрии. У вас есть замечательная наука с таким же названием «геометрия». Вспомните, что она изучает? Мы с жителями моей страны наблюдали за тем, как вы изучаете эту интересную науку. Нам очень нравится, что вы так много знаете о геометрических фигурах и телах, и поэтому мы решили сделать вам подарок! Но открыть его вы сможете только, когда выполните все мои задания! Желаю вам удачи, и верю, что вы обязательно справитесь.
Королева Геометрия»
-Смотрите, а вот и подарок, но он запечатан и открыть мы сможем его только после того, как справимся со всеми заданиями.
Первое задание. Игра «Да-нетка».
Эта игра вам хорошо знакома, мы много раз играли в неё. Но всё-таки я напомню вам правила: я показываю вам изображение геометрической фигуры или тела, при этом я не вижу что там изображено, но с помощью вопросов я попытаюсь отгадать это. Вы должны отвечать мне на вопросы только да или нет! И так мы начинаем!
(Игра проходит два раза).
-Молодцы ребята, вы отлично справились с этой игрой!
-Мы продолжаем дальше выполнять задания королевы Геометрии.
И следующая игра это «Волшебный поясок».
Правила в ней такие же, как и в предыдущей игре, но только теперь я загадываю вам геометрическую фигуру или тело, а вы пытаетесь с помощью вопросов отгадать, что же я загадала.! (Игра проходит два раза). Молодцы ребята, вы отлично справились с этой игрой!
-Чтобы выполнить следующее задание, необходимо занять места за столами. Пойдём те посмотрим, что для нас приготовила королева.
(Дети садятся за столы)
-Да это же волшебные домики! Но вот беда, в домиках потерялись жильцы. Давайте поможем найти им свою комнату. Внимательно посмотрите на первый домик. Какие жильцы в нём живут? (геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник).
-Как вы думаете, что изменяется в каждой комнате? (форма) а цвет меняется? (нет) правильно, в каждой комнате меняется форма жильцов, но цвет остаётся синим.
-Посмотрите внимательно и подумайте, повторяется ли форма жильцов на каждом этаже и в каждом подъезде? (нет) молодцы ребята, а теперь подумайте и самостоятельно нарисуйте в пустой комнате недостающего жильца. Какого жильца вы нарисовали? (синий круг) правильно, в этой комнате живёт синий круг.
-Давайте посмотрим на следующий домик, кто же здесь живёт? (флаги) и опять не хватает одного жильца, надо обязательно его найти! Посмотрите, что изменилось в каждой комнате? (цвет) а форма? (нет, форма у всех жильцов одинаковая) Правильно, меняется цвет жильцов, но форма остаётся прежней, это флаг. Посмотрите внимательно и подумайте, повторяется ли цвет жильцов на каждом этаже и в каждом подъезде? (нет). Молодцы ребята, а теперь подумайте и самостоятельно нарисуйте в пустой комнате недостающего жильца. Какого жильца вы нарисовали? (красный флаг). Правильно, в этой комнате живёт красный флаг. Вы отлично справились с этим заданием!
Следующее задание от королевы Геометрии, это «Весёлые ёлочки». Посмотрите, из каких геометрических фигур они состоят? (из треугольников) они одинаковые? (нет, они разных цветов).
Разве ёлочки разных цветов? А мне кажется, что цвета у них одинаковые: красный, жёлтый, синий, зелёный, но всё таки, что-то с ними не так. Может быть, кто0то догадался, чем ёлочки отличаются друг от друга? (меняются цвета «этажей» у ёлочек) Правильно, но они не просто меняются, они как будто бы поднимаются наверх, но при этом каждый цвет всегда идёт по порядку. Посмотрите на первую ёлочку, давайте перечислим цвета её этажей, по порядку начиная с самого верхнего (красный, жёлтый, зелёный, синий). А теперь следующая ёлочка… (и так все ёлочки). Что вы заметили? (все цвета идут по порядку и никто не обгоняет молодцы, а теперь нужно разукрасить последнюю ёлочку, так же как и остальные, но обязательно соблюдая последовательность.
Молодцы, ребята, справились и с этим заданием.
Следующее задание. Мы знаем с вами, что в стране геометрии у нас живут…? (геометрические фигуры и геометрические тела) правильно. А ещё мы с вами знаем, что в стране Геометрии, у каждого геометрического тела есть «паспорт». Но вот беда, у двух геометрических тел потерялись «паспорта». Давайте мы с вами им поможем и нарисуем паспорта. Первое геометрическое тело – конус. С чего начинаем рисовать «паспорт» геометрического тела? (с основания) какая геометрическая фигура лежит в основании конуса? (круг) молодцы. Ребята, начинаем рисовать «паспорт» для конуса, а затем и для цилиндра.
Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями королевы Геометрии, и теперь мы можем открыть её подарок. Это новая игра «Логика и цифры», и мы сегодня обязательно в неё поиграем!
|