Титаренко Валерия Константиновна. Конспект занятия педагога-психолога на родительском клубе «Шаг за шагом» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей по теме «Развиваем интеллектуальные сп

Конспект занятия педагога-психолога на родительском клубе «Шаг за шагом» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей по теме «Развиваем интеллектуальные способности» с использованием ИКТ

Титаренко В.К., педагог-психолог МБДОУ №100 «Летучий корабль», г. Ульяновск

Современная реальность стремительно меняется день ото дня. Индустриальный век превратился в электронный, и это оказывает непосредственное влияние на каждую сферу жизни социума. Безусловно, наши дети тоже вовлечены в этот процесс вместе со взрослыми. Сегодняшние дети в большей или меньшей степени отличаются от своих сверстников прежних лет.

В настоящее время развитие коммуникаций характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий во многих областях деятельности человека, в том числе и психолого — педагогической.

 

Скачать конспект

Использование ИКТ в работе педагога-психолога открывает новые возможности в его деятельности, направленной на развитие познавательных процессов дошкольников, а также способствует успешному взаимосотрудничеству детей с родителями.

Работа с родителями так же важна для наиболее успешного образовательного процесса, направленного на развитие воспитанников МБДОУ, ведь вне грамотно организованного общения со значимыми взрослыми невозможно полноценное развитие личности ребенка. Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, к проблемам в обучении и поведении.

К сожалению, не у всех родителей есть возможность для частых личных встреч с воспитателями детского сада и специалистами в силу своей занятости на работе или дома. С этой целью в нашем детском саду уже несколько лет функционирует родительский клуб «Шаг за шагом», и педагог-психолог МБДОУ Титаренко В.К. является одной из его ведущих.

Современные информационные технологии позволяют мне, как специалисту, поддерживать контакт с родителями воспитанников и на расстоянии. Ежемесячно разрабатываются памятки, буклеты для родителей воспитанников, где представлены рекомендации, игры, упражнения, различные статьи, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, фотоотчеты с занятий, позволяющие наглядно продемонстрировать родителям, успехи и достижения их чад с последующим размещением их в детском саду и на официальном интернет – сайте учреждения. Создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с родителями также дают возможность наглядно представить информацию, которую необходимо сообщить.

Таким образом, использование ИКТ педагогом-психологом является неотъемлемым элементом в работе с детьми и родителями, позволяющим повысить учебную мотивацию дошкольников, успешно закреплять пройденный материал, а родителям, принимающим участие в совместных с детьми мероприятиях, доступно и наглядно демонстрировать необходимую информацию, а также поддерживать контакт со специалистом и своими детьми.

В данной статье представлен конспект занятия педагога-психолога на родительском клубе «Шаг за шагом» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей по теме "Развиваем интеллектуальные способности творчески" с использованием ИКТ, которое состоялось в январе 2020 года.

Цели:

  1. Развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение, восприятия);
  2. Создание условий для развития познавательных процессов старших дошкольников в семье;
  3. Повышение общей психолого-педагогической культуры родителей дошкольников.

Задачи:

  1. Создавать положительное эмоциональное настроение;
  2. Развитие кратковременной памяти, зрительного внимания, слухового восприятия;
  3. Познакомить родителей с различными видами игр, способствующими развитию познавательных процессов;
  4. Способствовать развитию практических навыков по их применению в домашних условиях;
  5. Содействовать формированию взаимопонимания и сотрудничества между ребенком и родителем, гармоничных детско-родительских отношений, навыков конструктивного общения родителей с детьми.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, мультимедийная презентация Power Point c наглядным материалом для проведения упражнений, раздаточный материал для детей и родителей, головоломки «Танграм», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пифагор» и «Колумбово яйцо» по количеству участников, подносы с песком, наклейки.

Ход занятия

Вступительное слово ведущего:

Добрый вечер, уважаемые родители и дети!

Я рада, что вы нашли время и пришли на занятие нашего родительского клуба. Наши дети подросли и через год уже пойдут в школу.

Сегодня мы увидим, на нашей игре, насколько дети готовы к будущему школьному обучению. Конечно же, им будут с удовольствием помогать родители.

Сегодня на занятии мы с вами будем развивать нашу память, внимание умение правильно мыслить и говорить. Ребята, а скажите, а для чего это нам нужно?

Дети: Чтобы мы смогли хорошо и легко учиться.

Психолог: Верно, молодцы!

Игра — это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок развивается интеллектуально, обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь.

I. Интеллектуальная разминка.

Упражнение №1. Пальчиковая гимнастика для развития памяти.

(на экране поочередно появляются изображения положения рук и пальцев на слайдах)

Инструкция: для начала следует разогреть пальцы. Трем руки сильно, чтобы усилить кровообращение этих зон.

Похлопайте в ладоши для того, чтобы снять напряжение с кистей и ладоней.

Одну руку держите выпрямленной, а вторую зажмите в кулак, меняйте положение рук. Это развивает не только память и мышление, но и помогает концентрировать внимание.

Одной рукой покажите кукиш, а второй Окей. Меняйте положения местами поочередно.

Соедините ладони и поочередно «обнимайтесь» пальчиками.

Сожмите ладони в кулак, поочередно отгибайте два верхних и два нижних пальца.

В конце следует пальцами потереть мочки ушей, это может усилить кровообращение в мозге и активировать максимальную концентрацию внимания.

Примечание: эту игру можно затем усложнить, не только выполнять движения поочередно правой и левой рукой, но и обеими руками одновременно.

II. Основная часть.

Упражнение №2. «Найди лишнее».

(на экране поочередно появляются изображения наглядного материала для упражнения, а после того как был дан верный ответ, он появляется на экране)

Инструкция: внимательно посмотрите на картинки и постарайтесь найти среди них «лишнее» изображение, которое по какой-то причине не подходит к остальным.

Примечание: это упражнение делают дети, взрослые могут подключиться, если ребенок затрудняется дать ответ.

Упражнение №3. «Сколько в лесу живет животных?».

(на экране поочередно появляются изображения наглядного материала для упражнения, а после того как был дан верный ответ, он появляется на экране)

Инструкция: внимательно посмотрите на картинки и постарайтесь найти среди них «лишнее» изображение, которое по какой-то причине не подходит к остальным.

Примечание: это упражнение делают дети, взрослые могут подключиться, если ребенок затрудняется дать ответ.

Упражнение №3. «Дополни ряд».

(на экране поочередно появляются изображения наглядного материала для упражнения, а после того как был дан верный ответ, он появляется на экране)

Примечание: это упражнение делают дети, взрослые могут подключиться, если ребенок затрудняется дать ответ.

Сначала с детьми повторяются названия и основные признаки геометрических фигур Инструкция: внимательно посмотрите на изображения фигур, как вы думаете, какая фигура будет дополнять ряд.

Интеллектуальная пауза.

Гимнастика для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, вверх и в вниз,

Глазки вправо, глазки влево,

Глазки вверх, глазки вниз

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко их потрем.

Игра «Прятки под шапкой» (сайт Мерсибо)

  • Найди шапку с синей полоской
  • Выбери шапку с рожками барашки
  • Выбери ту шапочку, где есть вишенки
  • Зачем нам овальные очки
  • Убери шапочку с голубыми носочками
  • Убери шапку с серым маленьким помпоном
  • Убери шапочку с желтой полоской
  • С оранжевой полоской.

Воздушная струя (дыхательная гимнастика)

Сделайте медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с (можно постепенно разгибать 4 пальчика) Подуй на песок и скажи какую ты нашел наклейку.

Игра «Волк и овцы» (сайт Мерсибо)

Найди ту овечку, у которой нет картинки с заданным звуком.

Нож, аист, малина, цветок, банан

Апельсин, аист, жук, акула, баночка

Комар, апельсин, акула, лебедь, шарик

Акула, баночка, малина, автобус, жук

Арбуз, малина, телефон, рак, баночка

Игра «Загадки звуков» (Неречевые звуки) (сайт Мерсибо)

  • Бензин в канистре
  • Звук вибросигнала телефона
  • Машинка для стрижки волос
  • Перелистывание журнала
  • Резко останавливается машина
  • Трясут жестяную банку
  • Дождь и гром
  • Ножницы (стрижка волос)
  • Рвут бумагу
  • Толпа людей

Упражнение №4. «Логические цепочки».

(на экране поочередно появляются изображения наглядного материала для упражнения, а после того как был дан верный ответ, он появляется на экране)

Инструкция: внимательно посмотрите на картинки и постарайтесь сложить из них логические цепочки по схеме – Жилище – Чем питается – и затем уже отгадать само животное.

Примечание: это упражнение делают дети, взрослые могут подключиться, в качестве поддержки, если ребенок затрудняется дать ответ или испытывает трудности при выполнении.

Упражнение №5. «Ребусы».

(на экране поочередно появляются изображения наглядного материала для упражнения, а после того как был дан верный ответ, он появляется на экране)

Инструкция: внимательно посмотрите на изображения и постарайтесь отгадать в них зашифрованные слова.

Примечание: сначала с детьми и родителями обсуждаются основные правила разгадывания ребусов, затем упражнение делают дети, взрослые могут подключиться, если ребенок затрудняется с разгадыванием и дать верный ответ.

Упражнение №6. «Головоломки».

(на экране появляются изображения наглядного материала для упражнения)

Инструкция: из имеющихся у вас деталей головоломок ( «Танграм», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пифагор» и «Колумбово яйцо») соберите любого понравившегося вам персонажа.

Примечание: это упражнение делают дети совместно со взрослыми.

III. Заключительная часть.

Вопросы ведущего к участникам:

Скажите, пожалуйста, что вам понравилось, чего не хватало.

Что бы вы хотели предложить на следующую встречу.

И напоследок, хочу вам пожелать, играйте дома с ребенком, ведь в нашей жизни так мало, мы уделяем времени на игры. Спасибо за встречу.

Завершающим штрихом мероприятия была торжественная церемония награждения участников-детей памятными дипломами за стремление к знаниям.

Родители — участники отметили, что открыли для себя несколько новых игр не только для развития познавательных способностей своего ребенка, но и для совместного семейного времяпровождения.

Таким образом, внедрение ИКТ на занятиях с педагогом-психологом все больше получает положительный отклик от родителей, а также их детей. Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из факторов сохранения психического и интеллектуального здоровья детей старшего дошкольного возраста в силу возможности решения следующих задач: успешного развития основных психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению, формирования учебной и познавательной мотивации, развития личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность) и организации благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Литература:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» /

Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., 2011.

2. Катаева Л.И. "Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе", М., 2004.

3. Шарохина В. Л. "Психологическая подготовка детей к школе", М., 2012.

4. Ягодина Л. А. Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию

информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании. – 2-е изд. – М.: ИИО РАО, 2010.

Просмотров: 631
Категория: По направлениям » Для детского сада » ИКТ для детей




Другие новости по теме:

  • Р.А. Биккулова. Консультация для родителей «Дети, которых не понимают взрослые»
  • Новаш Ольга Алексеевна. Конспект НОД в форме логопедического квеста 'Найди ответ за 25 минут' для детей подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Лезжова Ольга Владимировна. Зрительная гимнастика на экране - 'Полеты Осенью'
  • Лезжова Ольга Владимировна. Зрительная гимнастика на экране - 'Катилось яблоко по тарелочке'
  • Малютина Екатерина Алексеевна. Дидактическое упражнение «Деревья в разные времена года»
  • Кожедуб Ирина Степановна. Конспект занятия по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Тема занятия: «Развиваем память и внимание»
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Стороженкова Татьяна Сергеевна. КОНСПЕКТ СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Бекенёва Наталья Владимировна. Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».
  • Малинина Виктория Александровна. Развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Соловьева Татьяна Семеновна. Деловая игра для родителей: «Ребенок идет в школу. Психологическая готовность родителей»
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Богачева Алена Степановна. Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Любовь Васильевна Маранцева. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ.
  • Лучина Зинаида Дмитриевна. Конспект игрового практикума для родителей средней группы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Курашова Анастасия Константиновна. Формирование выразительности изображения в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Столбова Алеся Анатольевна. Развитие познавательных процессов через использование технологии «Сказочные лабиринты игры»
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Елена Садыкова. Родительское собрание 'О любви взрослые и дети'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь