(группа компенсирующей направленности для детей с нарушение речи № 6)
Воспитатель: Максимова С.П. МАДОУ №362
Задачи: формирование интереса к художественной литературе, содействие правильному восприятию содержания произведения; стимулирование познавательной активности детей; развитие эмоционально-волевых качеств.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам; рисование сказочных героев; организация выставок детской литературы и сказочных героев.
Словарная работа: подбор синонимов к слову маленький; Дюймовочка, эльф, сказочница; подбор прилагательных, обозначающих похвалу.
Оборудование: раздаточный материал, книга «Дюймовочка», телевизор, магнитофон с записями.
Ход деятельности
Звучит музыка (из передачи «В гостях у сказки»).
Воспитатель приглашает детей в круг:
В круг широкий, вижу я
Встали вы, мои друзья,
Погуляли, поиграли
И теперь все тихо встали.
-Ещё раз всем — доброе утро! У нас очень много гостей. Давайте скажем всем — доброе утро!
Вступление
-Сегодня мы побываем в сказке, где главной героиней является…
А вот, кто это, вы узнаете, отгадав загадку:
Родилась у мамы дочка из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малютка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали!
Дети: Дюймовочка!
(показать маленькую куколку)
Воспитатель: Как называется эта сказка? ( «Дюймовочка»)
- А кто её автор? (Г. Х. Андерсен)
Ответы детей сопровождаются показом соответствующих слайдов на экране телевизора.
Воспитатель: Маленький …А как другими словами можно назвать маленького человечка?
(малюсенький, крошечный, мелкий, мелюзговый, крохотный, крохотуля, крошка, малыш, малютка, малепусенький, мизерный, лилипут и т.д.)
-А сейчас мы с вами попытаемся собрать из этих слов-синонимов волшебный цветок. Называя слово, вы ставите цветной лепесток на магнитную доску. Посмотрим, что у нас получится!
(Дети собирают цветок)
-Ребята, героиня нашей сказки, была ростом не больше дюйма, то есть два с половиной сантиметра (ведущий пальцами показывает рост девочки). Поэтому её и назвали «Дюймовочкой».
Дети садятся в позу расслабления.
Вхождение в сказку
Воспитатель: Силы на путешествие по сказке нам подарит этот волшебный цветок, сделанный вашими руками. Посмотрите на него очень внимательно и почувствуйте, как его красота и сила переходят в ваше тело:
-голову
-шею
-руки
-грудь
-живот
-ноги
(сопровождаем поглаживанием, вытягиваемся)
-Вы наполнились силой, готовы к путешествию? Тогда слушайте внимательно.
Чтение сказки взрослым (сказочницей)
- «Жила на свете одна женщина. Детей у неё не было. А ей очень хотелось маленькую девочку. И тогда она решила пойти за помощью к старой колдунье.
- Ну что ж, горю твоему можно помочь, — сказала колдунья. -Вот тебе ячменное зерно. Это не простое зёрнышко. Посади его в цветочный горшок, а там увидишь, что произойдёт?»
Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим, что случилось с волшебным зёрнышком! (каждый ребёнок берёт зёрнышко с цифрой) Я предлагаю вам подойти к столу, выбрать карточку со своей цифрой и дорисовать то, что случилось с зёрнышком?
(Дети приглашают родителей и работают. На столах схемы и фломастеры).
1-2 ребёнка рассказывают схему превращения: зерно- посадка в землю- полив водой- рост и распускание цветка.
-Отлично!
(Дети садятся на ковёр)
Сказочница (продолжает):
«И едва успела женщина посадить зерно в землю, как из него тотчас же вырос прекрасный большой цветок. Внутри цветка что-то щёлкнуло, и он весь раскрылся. В его чашечке сидела хорошенькая крошечная девочка, ростом не больше дюйма. Скорлупка грецкого ореха была колыбелькой Дюймовочки, а лепесток розы — одеялом.»
Дюймовочка была очень хорошенькая и все любовались ею; особенно приглянулась она огромному майскому жуку.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Любование…» Вы согласны?
(парами, желательно мальчик и девочка, можно со взрослыми)
Дети встают лицом друг к другу, смотрят в глаза и говорят комплименты, поглаживая по плечам.
Какая (какой) ты красивая, прелестная, замечательная, удивительная, чудесная, восхитительная, ты мне очень нравишься.
Воспитатель: Приятно слышать такие слова? Старайтесь говорить их чаще друг другу.
Вот по сказке мы гуляли,
И, конечно же устали.
Мы немного отдохнём,
Дальше в сказку мы пойдем.
(Дети садятся)
Сказочница (продолжает)
«Так прошло лето, прошла и осень. Начиналась длинная холодная зима. Холод пробирал Дюймовочку насквозь. Пошёл снег, и каждая снежинка была для Дюймовочки тем же, что для нас целая лопата снега. Дюймовочка совсем озябла и пошла из леса искать себе приют на зиму. Долго брела Дюймовочка по лесу, наконец вышла в большое поле. А там, в поле, она наткнулась на норку полевой мыши. «Ах ты, бедняжка! — сказала полевая мышь. — Ну, иди сюда, погрейся да поешь со мной». — Ты мне нравишься, — сказала полевая мышь. — Оставайся у меня на зиму. Дюймовочка и осталась.
Однажды, гуляя по подземному ходу, она увидела мёртвую птицу. Это была ласточка. Дюймовочка решила попрощаться с ней и прижалась головой к шелковистым перышкам на груди у птицы. И вдруг она услышала стук сердца. Ласточка была жива.»
Упражнение на релаксацию «Стук сердца»
Дети разбиваются на пары и слушают стук сердца друг у друга (тук-тук-тук).
Воспитатель: А что же произошло с Дюймовочкой дальше? У меня есть разноцветные конверты. В каждом из них маленький кусочек сказки. Давайте соберём разрезные картинки и посмотрим, что же было дальше?
- Отлёт ласточки.
- Дюймовочка на цветке.
- Бал эльфов.
Дети берут конверты любого цвета и объединяются, приглашая родителей и взрослых.
Устанавливаем последовательность и рассматриваем.
Сказочница
«Ласточка посадила Дюймовочку на один из прекрасных цветов и эльфы, пригласив её на бал, закружились в весёлом хороводе».
«Танец эльфов»
Дети берут газовые платочки и танцуют с ними под музыку Чайковского. Ведущий напоминает, что эльфы- лёгкие и нежные создания, поэтому и движения детей должны быть мягкими, плавными и лёгкими.
После танца дети расслабляются в положении сидя (на ковре)
Заключение
Воспитатель: Вот закончилась сказка, и мы снова оказались в детском саду. Но прежде чем мы расстанемся, я хочу предложить вам послушать одно стихотворение, которое сочинила семья Евы Логиновой. Пожалуйста, послушайте!
Ребенок читает:
Книжки очень я люблю
В них стихи, рассказы, сказки!
Книгу в руки я беру,
Распахну пошире глазки.
И пройду волшебный путь
С героями любимой сказки!
Я вам советую друзья:
Девчонки и мальчишки,
Читайте больше книжки!
Чтение стихотворения сопровождается показом фото детей во время минуток чтения (из жизни группы) — минипрезентация.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Я очень рада. В следующий раз мы отправимся в другое путешествие. Спасибо. Вы-молодцы!
|