Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №236 им. Героя Советского Союза Г.И. Щедрина
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Секция: естественно –научная.
Выполнили воспитанницы подготовительной группы: Рычагова Вера, Никитина Ульяна, Сёмина Арина.
Воспитатели: Тучина Ольга Алексеевна Чиридник Марина Александровна Москва, 2019 г.
Технологическая карта проекта
Скачать конспект
Название проекта «История пряника. Откуда он к нам пришёл!»
Тип Познавательно -исследовательский
Вид Коллективный
Основное развитие Познавательное развитие
Срок реализации Краткосрочный
Участник Воспитанники: Рычагова Вера 6лет, Никитина Ульяна 6 лет, Сёмина Арина 6 лет.
Организаторы: Воспитатели: Тучина Ольга Алексеевна
Чиридник Марина Александровна
Целевая группа: Воспитанники группы, педагоги, родители.
Основание для разработки проекта Дети имеют первоначальное представление о прянике, его происхождение, виды пряников.
Проблема «Почему пряник называют пряным?»
Цель Приобщить детей к традиционной культуре, познакомить с пряничным делом, воспитывать бережное отношение к хлебобулочным изделиям.
Задачи
- Изучить литературу об истории возникновения росписи пряников;
- Проинформировать родителей о цели, задачах и ожидаемых результатах по реализации проекта;
- Создать условия, которые помогут реализовать все запланированные мероприятия, ответить на детские вопросы:
- Посещение «Музей –Пряника»;
- Какие бывают пряники? (познакомить с различными видами пряников: печатные, вырезные, лепные);
- Когда появились пряники
(познакомить детей с историей возникновения пряничного дела на Руси;
(упражнять изготавливать и расписывать пряники);
- Кто придумал пряники в форме «человечка»? (познакомить, что пряничный человечек –герой американской версии сказки про колобка).
4. Упражнять детей умениям: ставить цель; участвовать в планировании по достижении цели; выбирать средства для достижения цели, делать выбор, принимать решения:
- Подобрать нужное оборудование и материалы для выполнения работы;
- Научиться расписывать пряники;
- Выполнить работу.
5. Реализовать запланированные мероприятия, дать детям возможность узнать ответы на интересующие их вопросы. В рамках этих мероприятий упражнять оценивать и корректировать свои действия.
6. Развивать познавательный интерес, творческие способности, умение излагать мысли.
7. Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому.
Ожидаемые результаты
- Дети имеют представление в приготовлении пряника;
- Владеют информацией о происхождения пряника, его историей;
- Могут рассказать о видах пряника;
- Знают традиции, песни, сказки, частушки;
- Стремятся в выполнению оригинальных творческих работ;
- Проявляют устойчивый интерес к росписи пряника;
- Родители активно участвуют в реализации проекта о пряниках.
Актуальность темы обусловлена: познавательным интересом детей к истории русского пряника. Каждый ребенок должен знать свою национальную культуру. Поэтому мы считаем необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Поэтому мы и обратились к истокам русской народной культуры, т.е. познакомить детей с традициями, обычаями и кухней русского народа. Почему именно знакомство с пряниками? Русский пряник –это общенациональное, самобытное лакомство, которое начали использовать на Руси, как угощение к чаепитию. Познакомить детей с профессии пряничника. Вызвать желанием детей включиться в процесс изготовления пряников.
Гипотеза исследования: пряники пользуются большой популярностью в наши дни, их любят не только дети, но и взрослые. Как появились пряники? Как делают пряничное «тесто», какие изделия можно из него приготовить? Что собой представляют пряники и как их делают? Как переплетается история и современность в культурных традициях и ремёслах России?
Аналитический отчет по проектной деятельности.
Исследовательская работа: Никитина Ульяна (6 лет), Рычагова Вера (6 лет), Сёмина Арина (6 лет).
Руководители исследования: Чиридник Марина Александровна, Тучина Ольга Алексеевна.
Название исследовательской работы: «История пряника. Откуда он к нам пришёл?».
План исследования:
- Когда появились пряники?
- Какие бывают пряники?
- Как делают пряники?
ВСЕ: Меня зовут Сёмина Арина, меня Рычагова Вера, меня Никитина Ульяна и нам 6 лет. Наш проект называется «История пряника. Откуда он к нам пришёл?».
Арина: В нашей группе было занятие, посвящённое «Хлебу и уважительное отношение к нему». Нас познакомили с разными видами хлеба, булочек и с пряниками. И оказывается, что очень много видов пряников. Нас это очень заинтересовало: «Откуда к нам пришёл пряник и его история». Мы стали интересоваться у наших воспитателей более подробно.
Ульяна: Нам Марина Александровна и Ольга Алексеевна рассказали, что: слово «Пряник происходит от слова «пряный», которое в свою очередь, образовано от слова «перец», обозначавшего пряности, приправы. В старину в пряники клали имбирь, душистый перец, гвоздику и корицу. На Руси первое упоминание о прянике приходиться на IX века, но речь шла не совсем о прянике, речь шла о «медовом хлебе» -они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII—XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, приведенные из Индии и с Ближнего Востока, пряник получил свое название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам. Но для более подробной информации, мы с нашими воспитателями посетили «Музей –пряника», который находиться в Москве.
Вера: В музее нам рассказали, что 17 -19 веках пряничное дело было распространенным народным промыслом. В каждой местности выпекали свои пряники по известным рецептам, а секреты изготовления передавались из поколения в поколения. Мастера, которые занимались пряничным производством, называли прянишниками (отсюда и произошла известная фамилия Прянишников).
Вера: В России существовало 3 вида пряников.
Это:
- лепной пряник: их лепят из теста, так же как игрушки из глины;
- печатный пряник: их делают с помощью пряничной доски – «пряницы» или с помощью пряничной скалки;
- силуэтный пряник: (вырубной или вырезной) пряник, в его изготовления используется картонный шаблон или пласмасовые формы, с помощью которых из раскатанного теста вырезают силуэт будущего пряника.
Арина: Пряники делали для бедных и богатых, для подарков и именин, для праздничных обедов, для раздачи нищим, в подарок невесте. Пряникам приписывали лечебные свойства, поэтому пряники, готовили и украшали для больных, а на обратной стороне вырезались буквы, соответствовавшие инициалам ангела-хранителя.
Например: А – «Анна»; П – «Павел»; Б – «Борис» и так далее.
Для детей пекли специальные пряники-куклы с изображением птиц, рыб. Были пряники с изображением букв и служили вкусной азбукой.
Интересна символика пряников: Пряник-сердце – символ расположения, любви; Круг – это солнце, символ жизни; Елочка – символ здоровья; Барашек – символ благополучия.
Пряник на Руси был любимым лакомством.
Ульяна: Самые замечательные и знаменитые –это силуэтные пряники под названием «козули». Выпекали и выпекают до сих пор в городе Архангельске. «Козули» – это название условное, чаще всего северные пряники изображали коня или оленя, ведь олень всегда был у разных народов символом Солнца, оберегом от зла. Название «козуля» произошло не от слова «коза», а от слова «завиток» или «змейка». Приготовление таких пряников считалось, что такая фигурка защищает дом от злых духов, а если возмёшь такой пряник на охоту, значит будет удачная охота. Потому их не кушали сразу и не выкидывали, а хранили долгое время.
Также пряникам сочиняли стихи, придумывали загадки, но более всего пряник проник в поговорки и пословицы.
Например:
????
Ульяна: Без работы пряников не купишь.
????
Вера: И пряником не заманишь.
????
Арина: Хлеба не станет –будем пряники есть.
Ульяна: А так же стихи:
????
С давних лет на Руси
Прянички любили
Их наши дедушки любя
Бабушкам дарили.
Вера:
????
Если ты кого обидел
И хочешь помириться
Предложи ему в знак дружбы
Пряником угоститься.
Если хочешь сладко жить
И остаться статным
Надо чай зелёный пить
С пряничком печатным!
Арина:
????
Пряники печатные,
До того приятные.
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим!
Арина: Проходят года, но русские пряники, как и раньше остаются замечательным подарком, поздравлением, игрушкой, сувениром.
Русский пряник живёт и в наше время.
В настоящее время мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, художественным промыслам, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Русский пряник живет и в наше время.
Вера: Проведя небольшое исследование, мы пришли к следующим результатам:
- Мы познакомились с историей возникновения пряников;
- Откуда и когда появились пряники;
- Какие виды пряников существуют.
Ульяна: Теперь практическая часть:
Для этого мы возьмём:
- 100 гр. сахара
- 165 гр. мёда
- 1ч. л. имбирь, сушёный молотый
- 1ч. л. гвоздики молотой
- 1ч. л. перец душистый молотый
- 2 яичных желтка
- 125 гр. сливочного масла
- 2 ч.л. соды
- 2-3 стакана муки
Приготовление:
Кладем в кастрюлю сахар, мёд, специи. На медленном огне доводим до кипения, сахар должен раствориться. После закипания кастрюлю снимаем с огня и кладём сразу 2 ч.л. соды и быстро перемешиваем, смесь поднимется. Когда смесь поднимется, добавляем туда сливочное масло. Мешаем деревянной лопаткой. Далее добавляем в тесто 1 стакан муки и добавляем желтки, мешаем. затем высыпаем остальную муку и вымешиваем тесто до тех пор, пока оно не перестанет липнуть к рука. Тесто заворачиваем в плёнку пищевую и убираем в холодильник на 1-2 суток. В холодильнике такое тесто может храниться долго, до несколько месяцев. Выпекаем при температуре 175 -180 градусов, в течение 10-13 минут.
А потом мы их украшаем глазурью. Вот посмотрите какие у нас получились необыкновенные, красивые пряники!
ВЫВОД:
Самой трудной и сложной была практическая часть. Нужно было точно соблюдать технологию изготовления теста, сделать всё правильно и самое главное, с душой и любовью.
Нам помогали делать и выпекать пряники воспитатели Марина Александровна, Ольга Алексеевна и наши мамы. И мы хотели бы вас сейчас угостить нашими пряниками!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
|