Воспитатель МАДОУ «Колокольчик» Нуцалова Д.Р.
Проблемная ситуация проекта:
В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности.
Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образование дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.
На сегодняшний день в дошкольном образовании в соответствии с требованиями с ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства — экспериментирования.
В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытию, жажда познания. Познавательно — исследовательская деятельность в детском саду позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества,
Актуальность
Дети по природе своей любопытны и деятельны. Важно помочь ребёнку удовлетворить его любопытство, объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне. Необходимо, максимально используя пытливость детского ума, направить ребёнка к познанию мира, развитию творческих способностей. Ребёнок должен освоить азы экспериментирования:
- ближе познакомится с природными веществами и их свойствами;
- научиться обследовать, анализировать и сравнивать различные предметы, явления;
- научиться задавать вопросы высказывать свои предложения и догадки;
- научиться самостоятельно, делать выводы, искать ответы на вопросы.
Детское экспериментирование позволяет включать дошкольников в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаруживать новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Именно детское экспериментирование предоставляет дошкольникам возможность приобретать знания самостоятельно. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений об окружающем мире. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира.
Дошкольное образование призвано обеспечить развитие исследовательской активности и инициативы дошкольника, заложить механизмы саморазвития и самореализации. Детское экспериментирование – одно из эффективных средств развития исследовательской активности и инициативы дошкольника.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественно – научного явления, обобщить результаты, полученные действенным путем, сопоставить их, классифицировать, сделать выводы.
Ценность познавательно – исследовательской деятельности заключается в том, что у ребенка развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору пути ее решения. Таким образом, стимулируется развитие творческого потенциала дошкольника, его эмоциональных, интеллектуальных и волевых качеств.
Цель проекта: развитие познавательных интересов, углублять представления о живой и не живой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отставать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей об окружающем мире.
- Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками.
- Развивать память, внимание, мышление, воображение, речь.
- Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи между свойствами материала и способами ее использования.
- Развивать у детей умственные способности через развитие мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение).
- Способствовать формированию познавательного интереса.
- Развивать умение делать вывод.
- Привлекать родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса к познавательно — исследовательской деятельности детей, в процессе совместной деятельности детского сада и семьи.
Вид проекта: познавательно – исследовательский, групповой.
Тип проекта: исследовательско — творческий.
Участники проекта: педагоги; дети; родители (законные представители).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно — эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности, используемые в проекте: познавательно — исследовательская, игровая, коммуникативная, художественно — эстетическая, чтение художественной и научной литературы.
Сроки реализации проекта: краткосрочный декабрь 2017 по март 2018 года.
Новизна проекта: На сегодняшний день в дошкольном образовании в соответствии с требованиями с ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства — экспериментирования.
Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
В условиях современного дошкольного учреждения одной из существенных задач является оптимизация педагогической работы, направленной на развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования.
Формы взаимодействия:
с детьми:
- непосредственно образовательная деятельность, продуктивная деятельность, игровая деятельность;
- наблюдения;
- эксперименты.
- с родителями:
- консультации, открытые занятия, мастер – классы, оформление фотоальбомов.
Ресурсное обеспечение: оборудование для проведение опытов и экспериментов, настольно – печатные, дидактические игры, технические средства обучения.
Предполагаемые результаты проекта:
для детей:
- Развитию познавательных интересов детей.
- Расширению опыта ориентировки в окружающем мире
- Развитию любознательности и познавательной активности.
- Формированию познавательных способностей.
- Развитию воображения и творческой активности.
- Формированию первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
- Развитию воспитания, внимания, памяти, наблюдательности.
- Развитию способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умению устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
для педагогов:
- Повышению уровня профессионального мастерства.
- Созданию условий для познавательного развития дошкольников.
- Разработка дидактического практического материала для проведения опытов.
- Подборка рассказов, сказок, стихов, загадок, иллюстраций по теме.
для родителей:
- Помощь родителей в подборе наглядной информации.
- Предложить родителям провести исследовательскую деятельность дома с детьми.
- Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта.
Продукты проектной деятельности: видеофильм «Познаем мир, общаемся», фотоальбомы проведения опытов в домашних условиях, альбомы рисунков опытов и экспериментов, высокий уровень организации опытов и экспериментов самими детьми.
Презентация проекта: на городском методическом объединении, сайте ДОО, в печати, на интернет – ресурсах, творческом отчете ДОО.
При реализации проекта учитывали принципы:
- личностно – ориентированный принцип;
- принцип учета индивидуальных особенностей детей;
- принцип системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми;
- принцип интегративности, научной обоснованности и практической применимости.
Этапы проекта:
1 этап. Предварительный этап:
- Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Составление плана, выбор форм работы.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, детской художественной литературы.
- Разработка циклов НОД.
- Подбор оборудования и материалов для оснащения центра экспериментальной деятельности.
- Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности. Анкетирование для родителей.
2 этап: Основной этап проекта.
- Реализация плана образовательной работы;
- Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Образовательная деятельность по реализации проекта планировалась в соответствии с принципами ФГОС ДО, т.е. учитывались индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, применялась интеграция образовательных областей:
Образовательные области
|
Формы работы с детьми
|
Познавательное развитие
|
Беседы
v «Волшебная вода»
v « Свойства воздуха»
v «Зачем нужны человеку камни?
v «Свойства ткани»
v «Роль снега и льда в жизни растений и животных»
v «Из чего делают книги?»
v «Почему говорят «Как с гуся вода»
Просмотр презентаций
v «Природное происхождение магнита»
v «История изготовления стекла»
v «В гостях у хозяйки Медной горы»
Опыты и эксперименты
v «Какие предметы могут плавать?»
v «Таинственные картинки»
v «Все увидим, все узнаем»
v «Солнечные зайчики»
v «Ткань бывает разная»
v «Бумага-какая она?»
v «Свойства древесины»
v «Цветной песок»
v «Исчезающая монета»
v «Свечка в банке»
v «Давление воды»
v «Воздух повсюду»
Наблюдения
v «Таяние снега»
v «Глинистая и песчаная почва»
Конструирование
v «Рыболов»
v «Коробочка из бумаги»
НОД:
v «Удивительный камень – магнит»
v « Свойство бумаги»
v «Волшебница-вода»
v «Зачем человеку камни нужны…»
v «Что лучше: бумага или ткань»
v «Дерево умеет плавать»
|
Речевое развитие
|
Чтение художественной литературы
v «Путешествие Капельки» (круговорот воды)
v Рассказ М. Дружинина «Супер - железяка».
Легенда о магните
v Б. Житков «На льдине»
v П.Бажов «Малахитовая шкатулка»
v «Как Аленка разбила зеркало»
v «Мамина работа».
v Детская энциклопедия «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев
|
Социально – коммуникативное развитие
|
Сюжетно-ролевая игра
v «Строители»
v «Мы – лаборанты
Дидактические игры:
v «Воздух, земля, вода»
v «Что для чего»
v «Что бывает из бумаги»
v «Притягивает – не притягивает»
v «Из чего сделано»
Настольно-печатные игры
v Лото «Растения, животные»
v «Магнитная мозаика»
v «Зоологическое лото»
v Игра – драматизация:
v Магнитный театр «Маша и медведь»
v Теневой театр «Золотая рыбка»
Трудовая деятельность:
v Полив и рыхление комнатных растений
v Посадка лука
v Уборка своего рабочего места после проведения опытов
Беседа по ОБЖ:
v «Правилабезопасности при проведении опытов»
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Аппликация:
v «Сова» (из листьев)
v «Воробушек» (из перьев и бумаги)
v «Украсим кукле платье»
v «Да, здравствует полотенце пушистое»
v «Девочка в зимней одежде»
Рисование:
v Рисование солью
v Рисование мыльными пузырями
v «Рыбки плавают в аквариуме»
v «Украсим посуду узором»
Лепка из соленого теста
v «Ежик» (соленое тесто)
v «Рыбка» (соленое тесто)
v «Строим теремок»
Оригами
v «Кораблик»
v «Тюльпан»
Хороводные игры:
v «Снегири»
v «Воробей»
v Музыкальная игра «Помогатор»
|
Физическое развитие
|
Подвижные игры:
v «Два Мороза»
v «Шишки, жёлуди, орехи».
Игры народов Севера
v «Ловля оленей»
v «Оленья упряжка»,
v «Льдинки и ветер»
Физкультминутки:
v «Мы с магнитами играли»
v «Стоит гора – старушка»
v «Ветер дует нам в лицо»
v «Здравствуй вольный ветерок»
Дыхательная гимнастика
v «Насосик» (методика Стрельниковой)
v «Ветер-ветерок»
Пальчиковая гимнастика:
v «Дождик»
v «Осенние листья»
v «Снежок»
v «Овощи»
Зрительная гимнастика:
v «Ветер»
v «Цветы»
v «Дождик»
v «Петушок»
|
Формы сотрудничества с родителями:
v информационно – аналитические
беседы;
консультации;
памятки.
v наглядно-информационные
папка-передвижка;
выставка детского творчества;
презентация.
v Познавательные
совместная работа по перспективному плану проекта.
III этап –заключительный
v Презентация проекта;
v Пополнение коллекций «Ткани», «Такая разная бумага»;
v Фотоотчёт « Юные следопыты»;
v Создание картотеки опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста;
v Выставка рисунков «Нетрадиционная техника рисования. Рисование мыльными пузырями»;
v Работа с родителями «Выставка камней»;
v Консультация «Организация экспериментирования в домашних условиях»;
v Создание картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста;
v Открытое мероприятие «Юные следопыты»;
v Рекомендация для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях»;
v Родительское собрание: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности»;
v Защита детско - родительских проектов на празднике «Фейерверк проектов».
Оценка результативности проекта:
В результате реализации проекта по познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста получены следующие результаты:
v способность видеть многообразие окружающего мира;
v овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает, его личностный рост;
v овладение способностью, выявлять особенности и устанавливать сходство и различие между предметами;
v умение выдвигать предложения, анализировать, соотносить известные и неизвестные данные, обобщать полученные результаты.
v Упорядочены и систематизированы знания об окружающем.
v Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность формирует у дошкольников положительный социальный опыт проявления инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, помогает в решении задачи воспитания творческой личности.
Заключение
Данный проект по познавательно – исследовательской деятельности поможет сформировать умение ребенка делать логические выводы, выделять причинно – следственные связи, главные и второстепенные признаки в предметах и явлениях в природе. Чем больше у ребенка будет задействована чувственная сфера, тем грамотнее, ярче и точнее развита речь, что является важным при поступлении в школу. В ходе реализации проекта родители (законные представители), дети, педагоги были в тесном контакте. Родители были заинтересованы проектом, помогали в создании развивающей предметно – пространственной среды группы по познавательно – исследовательской деятельности, создали условия для экспериментирования в домашних условиях.
Подводя итоги проекта можно резюмировать, что детское экспериментирование – одно из эффективных средств развития исследовательской активности и инициативы дошкольника.
Список используемой литературы:
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. - ТЦ Учитель ,2004г.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. -ТЦ Учитель, 2004г.
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
- Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб. Акцидент, 2004г.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Добро пожаловать в экологию! / Сост. О.А. Воронкевич. - «Детство-Пресс», 2004.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.// Мир растений. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.// Человек. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
- Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – «Детство – Пресс» 2008г.
- Елисеева Т.А. Экспериментальная деятельность детей в детском саду.// Воспитатель. – 2009. No9.
- Порткина С.А. Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников.// Воспитатель. – 2010. No3.
- Использование интернет ресурсов.
|