Киштеева Ирина Николаевна. Музыкотерапия в работе с детьми компенсирующей направленности

Музыкотерапия в работе с детьми компенсирующей направленности

И.Н. Киштеева – музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР – д/с «Радуга» Республика Хакасия, г. Абакан

Музыкальное развитие – важный фактор в дошкольном детстве: дошкольный возраст — период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, а родителей помочь ему стать успешным. Общими усилиями нам следует заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.

Музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже впервые годы его жизни, и необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков.

Правильно организованная музыкальная деятельность способствует:

  • профилактике дыхательных заболеваний, что объясняется возможностью использовать ряд специальных упражнений дыхательной, звуковой гимнастики, которые способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служат охране голоса от заболеваний
  • предупреждению психологических перегрузок.

Скачать конспект

Одно из направлений в моей работе является – музыкотерапия как средство воздействия на эмоциональную сферу ребенка, так и эффективный оздоровительный компонент (психофизического состояния ребёнка). Музыкальные занятия являются огромным потенциалом для преодоления ряда проблем:

  • Слабо развитая крупная и мелкая моторика
  • Неустойчивое внимание, низкая концентрация
  • Не проявляется эмоциональной отзывчивости при слушании музыки
  • Имеются речевые нарушения
  • Отсутствует вокализация

Музыка в состоянии помочь сбалансированности нервной системы ребенка в результате использования релаксотерапии – упражнения на совершенствование эмоциональной сферы детей, музыкальных аутотренингов. Данное направление работы осуществляю в организованной образовательной деятельности и в режимных моментах, где в свою очередь ставлю перед собой определённые цели и задачи.

Базируясь на таких видах деятельности ребёнка как восприятие, исполнительство и творчество, занятия направлены на целостное развитие детской личности и помогают решать художественно-эстетические, коррекционно-развивающие и оздоровительные задачи, дают возможность укрепить и усилить полученный положительный эффект, создают предпосылки для реализации творческого потенциала личности дошкольника и формирование у него интегративных качеств.

Цель:

  • Формирование интереса к миру музыки, стимулирование развития музыкальных способностей, формирование коммуникативных навыков посредством основных видов музыкальной деятельности, содействие в социализации и адаптации.
  • Содействие родителям в организации воспитания и обучения детей, формирование предпосылок к учебной деятельности, общее укрепление и профилактика психологического здоровья детей.

С учётом цели были поставлены следующие задачи:

Задачи:

  1. Осуществлять свободное общение посредством музыки со взрослыми и детьми, формируя навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии музыкой.
  2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, способствуя коррекции эмоционально-поведенческих расстройств.
  3. Обогащать музыкально-слуховой опыт, способствуя эмоционально-личностному развитию (внимание, память) и улучшению социальной адаптации.
  4. Стимулировать процесс восприятия и концентрации внимания, укрепляя общее психофизическое состояние.
  5. Развивать пространственную ориентацию, зрительно-моторную координацию, слуховое восприятие.
  6. Формировать просодические компоненты речи: речевое и певческое дыхание, правильная артикуляция, дикция.

В организованной образовательной деятельности музыкотерапия рассматривается как ключевой момент, воспитанники, знакомясь с музыкальным материалом не должны испытывать трудностей, преодолевать сложные задачи. Я подбираю такой музыкальный репертуар, который вызовет у детей положительные эмоции, и не будет сложен в восприятии.

Вид деятельности как слушание и исполнительство требует тщательного подбора содержания. Приобщая детей к классической музыке с самого раннего возраста, обращаю свое внимание к авторской программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», которая позволяет ознакомиться с лучшими образцами мировой музыки в разных видах деятельности.

Восприятие музыки детьми зачастую происходит на интуитивном уровне, ребенок не может осознанно определить, почему ему нравится та или иная мелодия, но выразить свое эмоциональное отношение он может в движениях, мимике, жестах. Порой воспитанникам совсем не обязательно знать автора музыкального произведения, достаточно многократно прослушивать и вызывать интерес, а когда настанет момент осознания, в старшем дошкольном возрасте, познакомить с композитором и побеседовать о значимости, роли музыки.

Основы музыкотерапии

Для успокоения, снятия эмоционального напряжения.

Благоприятное влияние оказывают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Среди произведений классиков стоит отметить: Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны», Бетховен «Симфония №6» часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария».

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности.

Ритмичная, бодрящая музыка, отлично подходят различные марши. Произведения: Чайковский «Шестая симфония» часть 3, Марш из балета «Щелкунчик», Бетховен «Увертюра Эгмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия №2».

Для снятия головной боли.

Произведения: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия №1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио».

От бессонницы, для спокойного и крепкого сна.

Предпочтительна музыка с медленным темпом и четким ритмом. Среди произведений классиков стоит отметить: Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», Чайковский «Танец феи Драже», «Утро».

Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности.

Произведения: «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

Данные музыкальные произведения были предложены для домашнего прослушивания родителям и воспитанникам на СD дисках, из личной музыкальной коллекции.

Что мы ждём от занятий музыкой то есть ожидаемые результаты вследствие систематической и активной работы педагогов, детей, а так же родителей:

  • Всестороннее, гармоничное развитие личности малышей
  • Развивается музыкальный слух, ритм и память, активная речь.
  • Развивается эмоциональная отзывчивость, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а так же слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.
  • Улучшается общее физическое развитие, нервная система (профилактика детских неврозов)
  • Развиваются умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.

Литература:

  1. Радынова О. П программа «Музыкальные шедевры. Настроения, чувства в музыке. ФГОС ДО», Москва, «Сфера» – 2019г.
  2. Трифонова О. Н. «Солнечная радуга» музыкальная коррекция нарушения речи у детей, Ростов-на-Дону, «Феникс» — 2008г.
  3. Аксанова Т. Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР», Санкт-Петербург, «Детсво-Пресс» — 2009г.
  4. Керимова М. В. Музыкотерапия как метод коррекции функциональных нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2017. — №15. 2. — С. 87-89. — URL https: //moluch. ru/archive/149/41624/
Просмотров: 390
Категория: По направлениям » Для детского сада » Музыкальные занятия




Другие новости по теме:

  • Пирогова Ирина Джемильевна. Формирование эмоциональной отзывчивости при слушании музыки с детьми раннего возраста
  • Фатхуллина Нафиса Нафисовна. Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Кирьян Лидия Борисовна. Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности»
  • Шагалова Анна Анатольевна. Статья «Воздействие музыки на гармоничное развитие ребенка»
  • Павлова Юлия Анатольевна. Конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (музыка) для детей старшего дошкольного возраста «О нашем фольклоре в космосе»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Мартьянова Елена Геннадьевна. Кружок по тестопластике для детей с нарушением интеллекта, как средство коррекции отклонений в развитии и формирование личности.
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Шмелева Людмила Викторовна. Конспект доминантного занятия по восприятию музыки с детьми подготовительной группы «В мире музыки»
  • Герасимова Марина Ивановна. Бизиборд «Музыкальные инструменты» дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Соловьева Алла Роальдовна. Дидактическое средство развития ребенка по музыкальному воспитанию в технологии «Лепбук» по теме: «Музыкальные истории Лунтика и его друзей»
  • Зенн Лилия Владимировна. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики
  • Царева Ольга Владимировна. Опыт работы на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Бутюгина Оксана Александровна. Мастер — класс для родителей «Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗО деятельности»
  • Пличко Маргарита Юрьевна. Конспект музыкального тематического занятия, посвящённого международному Дню Музыки «Наполним музыкой сердца»
  • Цалко М. А., Белкина В. А. Тарунина Е.Л.. Конспект ООД в средней группе «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности». «Сказка о глупом мышонке»
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Нестеренко Галина Ивановна. Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Играем в прятки»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь