В настоящее время уже невозможно себе представить развитие общества без информационно-коммуникативных технологий. Современный детский сад не должен отставать от требований времени. Перед педагогами встает задача по совершенствованию образовательного процесса, по применению, как того требует ФГОС ДО, современных техник, программ и способностью применять их в педагогической деятельности. Не исключение и музыкальный руководитель, который стремится сделать процесс обучения и воспитания достаточно эффективным и, главное, повысить интерес детей в познании мира музыки.
Работая музыкальным руководителем в дошкольном образовательном учреждении, я столкнулась с тем, что современные требованиями к музыкальному воспитанию, такие как необходимость максимального раскрытия творческого потенциала дошкольника, тяжело реализовать при недостаточном интересе у детей к музыкальной деятельности. Поэтому я поставила перед собой задачу: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. А для этого мой учебный материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у воспитанников и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания. Как раз это и позволяет мне сделать ИКТ.
Перед началом использования ИКТ технологий я провела необходимую определённую подготовку. Во-первых, проверила наличие необходимого оборудования (видеопроектор, экран, ноутбук, аудиоаппаратура) и создала условия для использования ИКТ в работе. Далее сформировала ресурсную базу, подобрала музыкально — дидактические игры для различных видов деятельности, собрала коллекцию анимационных картинок и футажей для самостоятельного изготовления МДИ. Изучила современное программное обеспечение для работы с фото и видеоматериалами: PowerPoint, Adobe Photoshop, ProShow Producer, Pinnacle Studio, Steinberg Nuendo. А также подобрала видеоплееры для удобной демонстрации учебного материала с компьютера на экран видеопроектора.
В своей работе я широко использую ИКТ в различных формах:
- подбор и создание дополнительного познавательного материала к занятиям;
- разработка мультимедийных пособий;
- подбор музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности и написания сценариев;
- оформление материалов по различным направлениям деятельности;
- создание презентаций к занятиям и праздникам, причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия;
- использование цифровой фото- видеоаппаратуры и соответствующих программ для редактирования или создания видеороликов, (добавление к видео титров, музыки или наложение голоса);
- использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса;
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет, скачав их, я создала медиатеку по направлениям образовательной работы;
- участие в интернет- конкурсах, размещение материала на различных сайтах.
Организация образовательной деятельности с применением ИКТ позволяет мне решить следующие задачи:
- обогащение обучающего материала (использование аудиовизуальных средств, таких, как музыка, графика, анимация)
- предъявление информации на экране проектора в игровой форме, что несомненно повышает интерес дошкольников к деятельности
- сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, я реализую на практике идею индивидуализации обучения
- расширить возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учётом требований ФГОС ДО
- создать условия для активизации творческого потенциала дошкольников
- расширить понятийный ряд музыкальных тем, например, сделать доступным и понятным детям специфику звучания и вид музыкальных инструментов и т.д.
ИКТ технологии я применяю практически во всех видах деятельности дошкольников:
- непосредственной образовательной деятельности;
- при индивидуальной работе с детьми;
- на праздниках и развлечениях.
Музыкальное занятие я начинаю с распевания и пения.
Для лучшего запоминания текста песен, создаю презентации, в которых использую мнемотехнику. А также применяю видеоигры для развития голоса, дыхания, активно использую артикуляционную гимнастику в сопровождении видеоряда. Дети учатся управлять своим голосом с помощью упражнений «Кисточка», «Веселый воробей», «Кораблик» и т.д., следуя за схематическим изображением мелодии на экране.
Для восприятия музыки я использую компьютерные презентации, которые или создаю сама, или нахожу в интернете. Они позволяют интересно и ярко можно познакомить дошкольников с разными видами искусства (театр, балет, опера) и с творчеством композиторов, демонстрируя не только фотоматериал, но и видеоролики.
При работе по разделу музыкально-ритмические движения применение ИКТ очень важно. Ведь новые движения я могу продемонстрировать на видео. Например, к программе которую я использую, И. Новоскольцевой, И. Каплуновой «Ладушки. Топ-топ, каблучок» есть дополнительное пособие с CD-дисками, которое позволяет просмотреть правильное выполнение конкретных движений на видео. Дети смотрят красивый показ и стараются сделать так же. А для выполнения различных перестроений использую презентации, где на слайдах изображаются схемы перемещений. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в игровой форме.
При обучении игре на детских музыкальных инструментах я создаю специальный видеоряд, помогающий вовремя вступить нужному инструменту. На экране изображен тот музыкальный инструмент, который должен играть в данный момент.
Широко применяю в своей деятельности музыкально-дидактические игры с трансляцией на экран. Это МДИ и на развитие тембрового и на развитие звуковысотного слуха. Видеопрезентация помогает не только услышать, но и ещё увидеть движение мелодии. Очень любят мои воспитанники ритмические игры, где с помощью инструментов нужно узнать и воспроизвести ритм по графическим изображениям.
На праздниках и развлечениях использую видеопрезентации в нескольких направлениях. Это анимационный фон, для создания праздничной атмосферы. Это видеоролики, подкрепляющие тему праздника. Например, к празднику «День Матери» я создала ролик из фотографий мам с детьми.
Другой вариант — видеопрезентация становится частью сюжетной линии. Например, в течение утренника открываются волшебные окошки Осени при выполнении детьми определенных заданий. Или с экрана к детям обращаются мультгерои с какой-либо просьбой. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём.
А также ИКТ незаменимый помощник при применении здоровьесберегающих технологий: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
Но за всеми этими плюсами я стараюсь не забывать важные правила применения ИКТ:
- правильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
- не перегружать занятия демонстрациями на экране;
- заботится о соблюдении санитарно – гигиенических норм: расстояние до экрана должно быть не менее 50 см.; продолжительность для детей 5-6 лет не более 5 минут;
- учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.
Таким образом, применение ИКТ в музыкальной деятельности даёт мне большие возможности сделать встречу с музыкой более интересной. Воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Использование средств ИКТ позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка более эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребенка, но и для музыкального руководителя.
Список литературы:
- Комарова Т.С., Комарова И.И. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании». М., 2011. 128 c.
- Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. 192 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., Наука-М, 2003. 379с.
- Калинина, Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве / Управление ДОУ. – 2008. № 6;
- Беляков Е.В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе» http: //belyk5. narod. ru/
|