(Методические рекомендации)
«Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя а, играя, познает окружающее» (О. П. Радынова)
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Дидактический театр — это театр, все спектакли в котором носят познавательный характер. Можно сказать и по-другому: дидактический театр — это занятие, на котором дети получают полезную информацию в форме театрализованного действия.
Скачать конспект
Дидактический театр открывает много новых возможностей для творческого педагога, который может попробовать себя не просто в роли обучающего взрослого, но и в роли сценариста, режиссера, актера и даже изготовителя такого театра.
Я думаю, что идея дидактического (настольного) театра близка воспитателям детских садов и поэтому должна вызвать интерес.
Цель данного пособия: развитие интереса детей к режиссерским играм.
Задачи:
1. создать положительный эмоциональный настрой;
3. учить детей ориентироваться в пространстве, выполняя несложные движения.
4. Обогащать игровой опыт детей (действия с игрушками).
5. Углублять представления детей о животных (котята, мышь, лягушка, рыбка)
6. Формировать коммуникативные навыки общения с партнером (диалоговое общение, умение распределять игрушки).
7. Формировать умение планировать деятельность.
8. Развивать творческие способности детей.
9. Активизировать речь детей, воображение, мышление.
10. Воспитывать доброжелательность, бережное отношение к игрушкам.
Описание.
Материал: пособие выполнено из ламинированной бумаги.
Состоит из распечатанных и заламинированных на бумаге А4 героев сказки. Также из заламинированной бумаги сделаны: банка с мукой и самоварная труба.
Данное пособие может быть использовано в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
В работе с пособием используются различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Ребёнок не просто может поиграть, организовать свою самостоятельную деятельность с помощью этого дидактического пособия, но и с пользой провести своё время (использовать макетами по отдельности или с другими игровыми пособиями) чтобы игра была более увлекательной и развивала творческий потенциал ребёнка.
Данная игра направлена на развитие фантазии, воображения, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук.
В театр «Три котёнка» может играть несколько детей сразу. Посредством этого дети могут организовать между собой не только сюжетно-ролевую игру; в процессе игры они учатся договариваться, налаживать дружеские взаимоотношения.
Часть 1: Занавес
Часть 2:СЦЕНА ПЕРВАЯ.
Текст:
Три котёнка — чёрный, серый и белый — увидели мышь... и бросились за ней!
Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята — за ней! Мышь убежала.
Часть 3:
Текст: А из банки вылезли три белых котёнка.
Часть 4:
Текст: Три белых котёнка увидели на дворе лягушку и бросились за ней!
Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. Котята — за ней!
Лягушка ускакала... а из трубы вылезли три чёрных котёнка.
Часть 5:
Текст: Три чёрных котёнка увидели в пруду рыбу... и бросились за ней!
Рыба уплыла, а из воды вынырнули три мокрых котёнка.
Три мокрых котёнка пошли домой.
Часть 6:
Текст: По дороге они обсохли и стали как были: чёрный, серый и белый.
Вопросы для обсуждения с детьми
- Сколько было котят, какого они были цвета?
- Почему котята вылезли из банки белого цвета? В чём они вымазались?
- Какого цвета стали котята, когда вылезли из трубы? Какими котята вышли из воды?
- Когда котята стали такими, как были: чёрным, серым и белым — когда вылезли из воды или когда обсохли?
Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей и подготовительной группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с умением детей составлять сюжет игр. Макет дидактического театра «Три котёнка» можно использовать для режиссерской игры, в которой ребенок берет на себя роль всех героев, сочиняет сюжет и сам исполняет его, проявляет своё творчество, свои знания. А еще, что очень важно, можно проигрывать вместе с героями не только позитивные веселые истории, но и ситуации, которые вызывают у ребенка отрицательные эмоции – потерялся на улице, ссора с друзьями, не соблюдение правил безопасности.
В этот театр может играть и несколько детей сразу. Дети могут организовать между собой сюжетно-ролевую игру «Друзья», «У котёнка (мышки, лягушки и т. д.) день рождения», «Мышка заболела». В процессе игры они учатся договариваться, налаживать дружеские взаимоотношения.
Использование героев театра в дидактических играх:
1. «Посчитай друзей»
Цель: закреплять навыки счета в пределах десяти. (двадцати).
2. «Найди предмет (героя) по описанию»
Цель: формирование умения находить предмет по его наиболее характерным признакам; развивать наблюдательность, находчивость; учить детей описывать предмет, не называя его, воспитывать выдержку.
3. «Кто какого цвета и почему?»
Цель: развивать память детей, быстроту мышления, умение быстро ориентировать-ся в заданных вопросах и находить правильные ответы на них.
4. «Кто, что делает?»
Цель: обучение составлению простых предложений, развитие речевой активности.
5. «Узнай, что изменилось»
Цель: упражнения детей в правильном определении пространственного расположения предметов: слева, справа, впереди, сбоку, наверху, внизу, около и. т. д., воспитание наблюдательности, активного запоминания, развитие речи, активизация словаря.
6. «Похож, не похож»
Цель: обучение детей умению сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, величине, развивать наблюдательность, мышление речь.
Игра в дидактический театр может подойти любому ребенку, начиная примерно с 3-х летнего возраста, когда в детских играх начинает проявляться ролевой элемент.
Ожидаемые результаты.
Играя с пособием, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.
|