В старшей группе осуществлялась реализация программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой.
Цель: формирование основ экологической грамотности детей дошкольного возраста.
Задачи: формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
В начале года для реализации программы с детьми была проведена диагностика, с целью оценки уровня знаний по экологическому образованию.
С целью определения уровня экологической воспитанности дошкольников с помощью несложных бесед, наблюдений, заданий, вопросов, опытов были выявлены знания детей.
На протяжении всего учебного года были проведены различные формы и методы работы с детьми: это циклы наблюдений за растениями, животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.
В течении учебного года систематически читали литературные произведения В. Бианки: «Прячутся», «Мышонок Пик», «Хвосты», «Приспособился», «Синичкин календарь» и многие другие, сюжеты которых доступны и привлекательны для детей, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.
Осенью был проведен цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями участка: осмотр участка, поиск цветущих растений, определение их названий, строения, сравнения разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху. Дети увидели назначения всех частей растения: корень впитывает из земли влагу, питательные вещества; стебель переносит их к листьям, цветам, семенам; листья поглощают свет; из цветов потом будут семена.
Дети любовались цветами: красотой астр, гладиолусов, цинний, бархатцев; с удовольствием собирали семена цветов на следующий год. Дети отметили, как красивы клумбы с цветущими растениями.
На огороде вместе с детьми определяли готовность плодов к сбору урожая, планировали предстоящую работу.
Дети познакомились со страницей календаря на сентябрь, условными обозначениями: учись рисовать значки, пользоваться трафаретами, аккуратно раскрашивать квадратики, обозначающие дни недели; развивали интерес к наблюдениям за природой.
Ежедневно проводилась работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы: наблюдения за погодой, результаты наблюдения фиксировались в календаре природы. Во время наблюдений за природой дети собирали на участке опавшие с деревьев и кустарников листья, чтобы засушить их и сделать гербарий. Осенью листья разноцветные, очень красивые. В другие сезоны деревья и кустарники выглядят совсем иначе.
Были проведены наблюдения за хомяком: «Как хомяк делает запасы?», «Хомяк – чистоплотный зверек», «Как хомяк делает запасы?», «Что и как ест хомяк?», «Как хомяк отдыхает?», «Когда хомяка трудно заметить?», «Какой хомяк и чем он отличается от мышонка?» дети увидели, что у хомяка есть защечные мешки, в которых он может переносить еду в свое гнездо – запасать ее, выяснили, как зверек ухаживает за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно пользуется туалетом, какие при этом совершает действия; выяснить режим отдыха и бодрствования зверька в течение дня; понаблюдали за тем, в какой позе он спит, в каком месте; уточнили представления детей о маскировочной окраске хомяка; уточнили внешние особенности зверька. При обсуждении результатов наблюдения дети выяснили, что хомяки днем больше отдыхают, к вечеру становятся более активными, а ночью бодрствуют.
Интересным было занятие: «Растения в нашем уголке природы», в котором дети уточнили представления детей о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); познакомились с влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. Были проведены ряд опытов с комнатными растениями, в которых выяснили, что растения улучшают воздух в группе – выделяют кислород, без тепла, воды и света растение погибнет. Продолжается индивидуальная работа с дежурными по уголку природы. Воспитатель руководит ими так же, как в предыдущие недели.
Во время проведения занятия: «Лошадь и овца – домашние животные» у детей сформировались обобщенные представление о том, что лошадь и овца – домашние животные (живут вместе с человеком, не боятся его; используются в хозяйстве; человек заботится о них, создает все условия для их жизни); закрепили представление о том, что корова и коза – домашние животные.
С наступлением холодов была организована зимняя подкормка птиц. Родители изготовили и развесили кормушки на участке. Ежедневно организуя подкормку птиц у детей появились привычки собирать крошки хлеба и во время прогулки оставлять их в кормушках; регулярная подкормка птиц обеспечивала птицам регулярное питание.
В декабре прошла акция: «Зеленая елочка – живая иголочка». В акцию входили такие мероприятия: цикл наблюдений за елью, растущей на участке или в ближайшем окружении, изготовление и распространение плакатов о сохранении елей, использование искусственной ели в новогодние праздники, украшение ели на участке детского сада, подсчет выброшенных на улицу елок после новогодних праздников. С целью бережного отношения и сохранения ели.
Были проведены ряд наблюдений: «Как узнать ель?», «Какие у ели иголки?», «Сравнивание ели с игрушечной елкой», «Сколько лет нашей ели?», «Кто может обидеть ель и как мы можем ей помочь?», в которых дети рассмотрели особенности строения и отличия от других деревьев, выяснили, что ежегодно у ели вырастают новые ветки, увидели отличие настоящей ели от игрушки, выяснили, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели — сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли, если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить ее к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться.
Было проведено развлечение: «Станем юными защитниками природы» с целью бережного отношения к ели, умения детей отличать хорошие, добрые поступки от иных. У детей появилось желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать.
В зимний период года регулярно проводились ежедневные наблюдения за
погодой, велась работа с календарем природы. В календаре дети изображали состояние живой природы, измеряли глубину снега снегомером.
Наблюдая за погодой, дети обращали внимание на красоту различных зимних явлений природы: тихо падающий или крутящийся в вихре ветра снег, деревья и земля, укрытые свежевыпавшим снегом, и т. п. Хорошие поступки, доброе отношения к животным, уход за растениями в уголке природы регулярно отмечались в «Панораме добрых дел».
В январе-феврале проводился цикл наблюдений за попугаем: «Чем попугаи отличаются от воробьев и ворон?», «Чем попугаи похожи на ворон и воробьев?», «В хороших ли условиях живут попугаи?» «Как попугаи отдыхают и спят?», «Красивы ли наши попугаи?» дети рассматривали попугая, выявили особенности в строении, отличие от других птиц, сравнили внешний облик и поведение птиц, выяснили какие условия нужны, для птицы, живущий в неволе: просторная клетка, свежая вода, разнообразный корм; птицы иногда отдыхают днем, а спят ночью; отметили красоту попугая.
В феврале с детьми посадили на рассаду: помидоры, перцы, астру. В течение нескольких месяцев наблюдали за ростов лука и рассадой. Посадили луковицы с целью, создания для них разных условий: для одной – тепло, воду, свет; для другой – тепло, воду, темноту; для третьей – холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, дети на конкретном примере убедились о значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений. Регулярно дежурные задание поливали огород на окне, внимательно его осматривали и фиксировали результаты.
В конце наблюдения дети выяснили, какие условия являются самыми лучшими для роста лука: тепло, свет, вода.
В марте-апреле проводился цикл наблюдений за аквариумными рыбками: «Кто живет в нашем аквариуме?», «Сравним золотых рыбок по внешнему виду», «Какие условия нужны золотым рыбкам для жизни?», «Что и как едят рыбки?», «Как плавают золотые рыбки?», «Как рыбы дышат?» дети уточнили, что в аквариуме живут рыбы разных видов, растения, улитки; уточнить названия рыб, особенности внешнего строения, характерные различия, отметили красоту водных обитателей и условия обитания; расширили представления о кормах для рыб, особенностях их передвижения в воде и дыхании. При наблюдение за обитателями уголка природы использовались следующие методы: рассказ, беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
С наступлением весны на участке детского сада проводились ежедневные наблюдения за погодой, сезонными изменениями природы, осуществлялась работа с календарем. Дети обратили внимание на весенние явления природы: объединение птиц в пары, начало строительства гнезд, появление проталин, яркое солнце, сосульки и капель. Особенно интересны появляющиеся цветы мать-и-мачехи, за ростом которых проводился цикл наблюдений: «Мать-и-мачеха – первые цветы на участке», «Где можно найти мать- мачеху?», «Какие листья у мать-и-мачехи (почему ее так назвали)?» дети радовались первыми весенними цветами, познакомились с их названием, с особенностями строения: стебель покрыт чешуйками, он без листьев, цветок желтый, по форме похож на корзиночку; выяснили, что цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сходит снег.
В апреле провели развлечение: «День Земли», с целью бережного отношения к природе, к насекомым, животным леса. Дети с удовольствием участвовали в данном мероприятии: отгадывали загадки, ребусы, читали стихи о природе, пели песни.
В теплые солнечные дни на участке обнаружили маленьких, но хорошо знакомых детям жучков – божьих коровок. Они доступны для наблюдения и имеют много приспособительных особенностей, поэтому мы провели цикл наблюдений за этими жучками: «Где можно найти божью коровку?», «Рассматриваем божью коровку», «Как божья коровка передвигается?», «Чем питается божья коровка?», «Как божья коровка защищается от врагов?» дети уточнили представление о внешнем виде, строении; выяснили, что божья коровка – жучок-хищник питается тлей, тля бывает на многих травянистых растениях, она темного или зеленоватого, желтоватого цвета, ползает по растениям и ест листья и стебли, принося им большой вред; божья коровка, питаясь тлей, оздоравливает растения; в случае опасности выделяет специальную жидкость, которая отпугивает других насекомых.
Май – время одуванчиков. Проводились наблюдения за одуванчиками: «Где растут одуванчики и как их можно узнать?», «Чем одуванчик отличается от мать-и-мачехи?» уточнили представление о строение, форме цветка, увидели различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев и сравнить ее с одуванчиком.
На протяжении всего учебного года было сделано ряд дидактических игр экологической направленности: «Чудесный мешочек», «В мире животных», «Чьи следы», «Угадай и назови цветы», «Кто, где живет», «Птицы нашего края» и другие. Были оформлены альбомы: «Времена года», «Природа нашего края», «Красная книга Саратовской области», «Комнатные цветы и уход за ними»; тематические альбомы: «Цветы», «Дикие и домашние животные», «Птицы» и другие. При реализации программы «Юный эколог» были оформлены плакаты: «Берегите ель!», «Жизнь лесных обитателей весной»; были созданы модели: «Глобус», «Модель времени года (в виде птицы)», «Модель детского сада и его территории».
В мае проводилась диагностика уровня экологической воспитанности детей: наблюдения в процессе труда в уголке природы, взаимодействия с объектами природы во время прогулок на участке детского сада.
Выводы: Дети с удовольствием кормят рыбок, ухаживают за черепахой, сеют овес для попугая в зимний период, сажают семена огородных и цветочных культур; поливают и собирают урожай; помогают взрослым убирать участок от листьев; сгребают снег под деревья и кусты, самостоятельно ухаживают за комнатными растениями, умеют определять потребность в поливе, срезают сухие листочки, разрыхляют землю. В течение года дети систематически выполняют обязанности дежурных в уголке природы, на огороде и цветнике, а также выполняют работу всем коллективом.
Каждое наблюдение, каждая беседа с детьми на прогулке, на занятии прививает детям любовь и бережное отношение к природе.
На протяжении всего учебного года дети расширили знания о природе, имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами, сформировались у детей обобщенные представления о временах года, о домашних животных и др.
Таким образом, в нашей группе мы создали благоприятную обстановку для детей в целях проявления двигательной, игровой, трудовой и интеллектуальной активности и удовлетворение интереса к разнообразным видам деятельности экологической направленности.
|