Педагог: Бочкова Г. К.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Вид деятельности: познавательно — исследовательская
Возраст: 6 — 7 лет
Форма организации: подгрупповая
Время: 30 мин.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить и расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира;
- закрепить знание различных свойств бумаги;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- формировать желание обсуждать результаты опытов и умение доказывать своё решение;
- упражнять детей в умении ориентироваться в происходящем и находить правильные решения, основываясь на знаниях законов окружающей среды и физических явлений.
Скачать конспект
Развивающие:
- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- развивать познавательный интерес к исследованию, любознательность, поддерживать инициативу детей;
- развивать умение действовать по алгоритму;
- развивать наблюдательность и внимание;
- развивать у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе;
- воспитывать целеустремлённость и настойчивость.
Средства:
Наглядные: выставка проведенных опытов на изучение различных свойств бумаги; куколки – балерины из бумажных фильтров.
Мультимедийные: ноутбук, телевизор.
Оборудование: электронный микроскоп «KENA»; интерактивный стол + тест «Свойства бумаги».
Материалы для опытов: бумажные фильтры для кофе (конусные), цветные фломастеры; стакан с водой; доска для пластилина или клеёнка; лист бумаги 8*8 см.; одноразовая тарелка; обычная салфетка зелёного цвета; шприц с водой; трубочка для коктейля.
Цель: поддерживание у детей инициативы, пытливости, активности и самостоятельности в познавательно-поисковой деятельности для развития личностных и интеллектуальных качеств.
Планируемый результат:
Дошкольники имеют представления о свойствах бумаги, природных и физических явлений. Могут справиться с поставленными перед ними задачами; владеют навыками проведения опытно-экспериментальной деятельности; анализируют, делают выводы, высказывают свои предположения. Соблюдают правила безопасности при проведении опытов.
Особенность занятия: занятие организует педагог, а опыты и тестовую работу за интерактивным столом проводят дети дошкольного возраста (3 человека).
Ход мероприятия
Педагог:
Бумага окружает нас везде. Ребята рисуют на бумаге свои шедевры, вырезают из нее фигурки, но мало кто задумывается, что с бумагой можно экспериментировать, проводить исследования и просто наблюдать. Как же здорово дать волю своим ручкам и покрутить, помять, порвать, пошуршать. Можно объяснить некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь. Предлагаем вашему вниманию новые интересные опыты с бумагой. Всё внимание нашим юным экспериментаторам.
Первый ребёнок (девочка):
Здравствуйте! Меня зовут Елизавета Юрьевна, а это – Михаил Витальевич и Алиса Игоревна – мои помощники.
Посмотрите, как у нас интересно и в то же время очень красиво! Вот, например, танцующие балерины. Какие у них интересные платья! Все разные, ни одно не повторяется! Правда, здорово?
Оказывается, сделать эти платья очень легко. Нужно только немного поэкспериментировать с водой, бумагой и фломастерами. Хотите я вам покажу?
Для этого нам понадобятся: стакан с водой, доска, фломастеры и, конечно же, бумага. Это у нас фильтр для кофе.
Сначала выберите один фломастер для эксперимента. Возьмите один фильтр. Поместите его на доску, чтобы защитить стол. Отступите от уголка примерно 1,2 пальчика. Нарисуйте улыбку жирной линией фломастером. Вот так.
Сложите фильтр пополам. Вот так.
Поместите угол фильтра в стакан с водой так, чтобы в воде был только самый уголочек. Вот так.
А теперь смотрим! Правда, интересно!
Что произошло? Кто догадался?
Правильно, бумага имеет капиллярное строение волокна, поэтому вода подымается вверх по капиллярам бумаги. Это можно разглядеть под микроскопом. Посмотрите, пожалуйста, вот строение бумаги под электронным микроскопом. В конце занятия вы сможете подойти и внимательно рассмотреть.
Почему же ваше платье поменяло цвет?
Да. Правильно! Этот процесс называется – хроматография. Вода растворяет линию фломастера, и сложный его цвет разлагается на множество составных цветов.
Поздравляю вас, платье готово! Осталось немного подсушить и одеть на балерину. Отложим, пусть посохнет.
Второй ребёнок (мальчик):
Лиза, настоящая девчонка, науку превратила в игру с куколками. Посмотрите, лучше сюда. Бумага может быть не только красивой, но ещё и сильной. Например, она сможет выдержать и стакан воды. Хотите, докажу?
Для этого нам понадобится стакан воды и простой лист бумаги. Кладём лист на стакан, прижимаем рукой и … переворачиваем его. Быстро и аккуратно. Вот так. Смотрите, бумага держит воду.
Кто догадался. Почему так происходит?
Вода не выливается из стакана, потому что давление внутри стакана меньше, чем давление воздуха снаружи.
Вы, конечно же, знаете, что вода бывает живой и мёртвой. Так вот у нас в музее есть живая вода. Не верите? Давайте вместе проверим.
Берём зелёную салфетку и накручиваем её на палочку. Вот так. Немного сжимаем. Вот так. Снимаем. Похоже на маленьких гусениц, правда? Кладём их на специальный поддон. Берём шприц с живой водой и потихоньку оживляем гусениц. Ну как, получилось?
Кто знает, что произошло?
Правильно! Волокна бумаги в воде намокают, набухают и расправляются, выпрямляются. Поэтому наши гусеницы начинают двигаться.
Третий ребёнок:
Настало время закрепить наши знания по работе с бумагой. Вам предстоит ответить на серьёзные вопросы, которые задавать вам будет не Елизавета Юрьевна, не Михаил Витальевич, а наш интерактивный стол. Работать мы будем командой по 4 человека.
Внимание, инструкция!
Первое: внимательно слушаем вопрос.
Второе: думаем.
Третье: выбираем правильный ответ и сдвигаем его к центру.
Если все четыре игрока сделали правильный выбор, вы сможете отвечать на следующий вопрос.
И так до финальной мелодии.
Готовы? Команда подойдите к столу.
Пояснение:
Тестовое задание для интерактивного стола специально разработано по теме «Свойства бумаги». Вопросы воспроизводятся аудио записью. При затруднении в ответе ребёнок – ведущий повторяет вопрос. Стол предлагает набор картинок с правильными и неправильными вариантами ответов. Правильный ответ команды игроков сопровождается весёлой мелодией. Всего вопросов 11.
1. Загадка:
На чём мы пишем что-нибудь,
На чём мы любим рисовать?
Что можно скомкать и согнуть,
И даже трубочкой свернуть?
А ну попробуй угадать!
2. Из чего делают бумагу?
3. Найди предметы, сделанные из бумаги?
4. Какими свойствами обладает бумага?
5. Можно ли бумагой порезаться?
6. Как выглядит бумага под микроскопом?
7. Бумага состоит из …?
8. Бумагу можно наэлектризовать или намагнитить?
9. Бумага может выдерживать вес человека?
10. Любой лист бумаги можно свернуть пополам только шесть раз.
11. Какой пакет бережёт нашу Землю?
|