Перед вашим взором сидят на стене птицы, растут у подножия цветы, только странные они какие-то. Вроде живые, но из чего-то сделанные. Конечно! Это же бумажные фигурки! Вы и сами умеете делать некоторые из них.
Вспомните:
- кто из вас на переменках (а если честно, то и иногда и на уроках) не складывал прыгающую лягушку?
- кто не надувал тюльпанчик, с восхищением наблюдая за волшебным превращением сложенного листика в полураскрывшийся бутон?
- и, наконец, кто не запускал в полет собственноручно сделанный бумажный самолетик?
Наверное, почти все! Однако мало кто из нас знал тогда, что эти фигурки называются оригами.
Скачать конспект
Слово это пришло к нам из Японии и обозначает древнее японское декоративное искусство бумажной пластики, состоящее в складывании из нее объемных фигурок (животных, корабликов, шапок, домиков, цветов). Там, в течение веков монахи ставили в храмах на алтари сложенные из бумаги фигурки. Так они совершали символические подношения Божеству, ведь по-японски слова Бог и Бумага звучат одинаково – Ками. Позже оригами стало семейным развлечением японцев, частью национальной культуры. В 20 в. распространилось по всему миру, в том числе и в России, благодаря фигурке бумажного журавлика, ставшего символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни. А покорилось оно другими странами лишь тогда, когда клерк Акира Йошизава придумал универсальную систему условных знаков. С их помощью удается записать без слов последовательность, в которой можно сложить из бумаги любую, даже самую трудную фигурку. Язык этот сродни нотам в музыке – понятен и японцу, и американцу, и русскому.
Такой вид японского искусства меня очень заинтересовал, и мне захотелось научить этому интересному увлекательному и полезному делу своих воспитанников. Так началась работа над созданием этого курса: «Система занятий по оригами – способ интеллектуального и эстетического развития детей дошкольного возраста».
Для реализации своей идеи я стала подбирать и приобретать необходимую методическую литературу. Познакомившись с авторскими работами по оригами, я поняла, как и в любом виде творчества, пределов совершенствования в искусстве оригами не существует. А еще это одна из увлекательных форм познания мира. Знаменитый немецкий педагог и основатель системы дошкольного воспитания Фридрих Фребель высоко оценил искусство складывать бумагу как способ ознакомления детей с азами геометрии. Но познавательные способности оригами гораздо шире.
О пользе древнего искусства рассуждают медики, психологи, педагоги. И вот к чему они пришли.
Складывая бумажные фигурки, дети:
- совершенствуют координацию тонких движений пальцев, что помогает быстрее научиться писать
- учатся быть терпеливыми и внимательными: чтобы фигурка получилась, надо не отвлекаясь, следовать инструкции
- развивают способность четко формулировать мысль, объясняя вслух, как получилась бумажная фигурка
- обучаются элементам логического или абстрактного мышления, записывая или читая схемы. Умение изложить с помощью условных знаков последовательность, в какой нужно складывать фигурку, — обязательный элемент оригамской грамотности
- переходят на «ты» с математикой. Оригами – мир геометрических фигур: треугольников, квадратов, многоугольников, призм
- тренируют память, запоминая, как сложить ту или иную фигурку
- развивают способности к конструкторскому творчеству и пространственному мышлению
- воспитывают аккуратность, иначе фигурки не будут получаться – зайка не сможет шевелить ушками, лягушка не будет прыгать.
Продолжая работу в данном направлении, я сначала освоила поделки сама, а потом стала учить этому детей, включая поделки по типу оригами не только в занятия по конструированию, но и вне их.
Чтобы сделать процесс складывания интересным и понятным детям, я «оживила» квадратный лист бумаги. У нашего Квадрата есть лицо, руки и ноги. Любая работа начинается с того, что Квадрат ровно и правильно «становится» перед нами, то есть дети кладут перед собой Квадрат так, чтобы у него «руки», «ноги» и «голова» были в правильном положении.
В старшем дошкольном возрасте, уже после полученных навыков работы с оригами, ввожу термины: вершина, сторона, линия сгиба, центр квадрата и др.; знакомлю с несложными значками, с помощью которых записывается схема складывания любого изделия из бумаги; а затем постепенно предлагаю ребятам самим читать чертежи.
Памятуя «золотое правило педагогики» – от простого к сложному и, исходя из возрастных возможностей ребенка, подбираю соответствующие поделки. Весь программный материал условно разделила на циклы. Поделки одного цикла (простые, сложные) изготавливаются по единой основе – выкройке. Я не только знакомлю детей с техникой выполнения определенного вида изделия, но и показываю, как можно преобразовать в другое, усовершенствовать. Практика подтверждает, что такой принцип преподнесения материала дает возможность лучше усвоить последовательность выполнения работы, пробуждает интерес к изобретательству, помогает закрепить приобретенные навыки.
Для складывания фигурок нужна бумага: писчая, цветная, оберточная. Ее легко сгибать, резать, скручивать, можно подкрасить.
Оригами не требует особых инструментов; нужны ножницы, линейка, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры и иногда клей.
Работа с бумагой заканчивается определенным результатом. Это:
- поделки к праздникам
- игрушки-забавы для детей младшего дошкольного возраста;
- игрушки к сюжетно-ролевым играм;
- выставки творческих работ детей.
Подводя итоги работы, отмечаю, что изготовление поделок из бумаги:
- увлекает дошкольников;
- будит детское изображение;
- в руках ребенка бумага оживает и за считанные минуты превращается в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов;
- дети испытывают радость от самостоятельно выполненной работы.
Безусловно, все это и многое другое притягивает заниматься этим видом искусства!
|