Цель: Познакомить детей с историей происхождения бумаги. Задачи: Образовательная: познакомить с историей происхождения бумаги: с названием и материалом разного вида, расширять знания о назначении бумаги. Развивающая: Развивать умение ориентироваться в прошлом бумаги; развивать интерес к познанию, память внимание, самостоятельность. Воспитывающая: Воспитывать в детях бережное отношение к бумаги. Предварительная работа: рассматривание и беседа о разных материалах (камень, кора березы, ткань, глина, бумага).
Оборудование и материалы: камень, глиняная дощечка, ткань, папирус- береста, лист бумаги низкого качества; образцы современных видов бумаги; мультимедийный проектор, экран, компьютер, фломастеры на каждого ребенка. Ход занятия. Занятие проводится в помещении, в котором заранее подготовлены разнообразные предметы, которые применялись в качестве бумаги. Музей – история происхождения бумаги. - Воспитатель показывает детям образцы видов бумаги (газета, цветная бумага, альбом). - Из чего все это сделано? (Из бумаги). - Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в музей, чтобы узнать о происхождении бумаги. Для этого встаньте все в круг и закройте глаза, и тот кого я коснусь рукой, тот же час окажется в музее. - Вокруг вас я обойду В музей быстро приведу. Один, два, три, четыре, пять, Можно глазки открывать. - Посмотрите, вот мы и очутились с вами в музее, далеко от детского сада. (Дети подходят к первому экспонату – камень и рассматривают его). - Ребята, как вы думаете, какое отношение камень имеет к бумаге? (Ответы детей) Воспитатель: Давным - давно, люди жили в пещерах, кроме камней в их жилищах ничего не было. Им как-то надо было общаться, люди начали на камнях высекать буквы, т. е. рисовать, писать и так они общались друг с другом. (Показ слайда – камней с высеченными буквами). - Да, хорошо они придумали, но удобно ли писать на камнях? (Нет). А почему? (Ответы детей – он тяжелый) - Правильно, ребята: камень – неудобный материал для письма, так как он твердый, жесткий, тяжелый, неровный, скользкий. - Итак, люди стали искать более удобный материал – показ глиняной доски. - Как вы думаете что это? (Глина). Давайте сравним глину и камень. (Глина легче камня, но она хрупкая, из нее нельзя сделать тетрадь или книгу). - Идем дальше, а это что? (Ткань, материал) - На ней можно писать? (Ответы детей) - Давайте попробуем сложить ее пополам и нарисовать что-нибудь на ней. (Дети выполняют задание- рисование фломастерами). - Удобно было рисовать? (Нет) - А почему? (Рисовать трудно, ткань растягивается, рисунок расплывается и отпечатывается на другой стороне). А сейчас пойдем дальше и посмотрим на бересту. (Показ слайдов с разъяснением). «Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Береста – это березовая кора. Писать на ней было удобно, легко, но для книг она не годилась». - Давайте попробуем сложить ее пополам и сделать из нее обложку книги. (Дети выполняют задание и делают вывод, что береста ломается, значит она хрупкая). - На чем же будет лучше писать думал, думал человек и придумал. (Показ слайдов – появление первой бумаги – папирус и т.д.). - В древние времена из далекой восточной страны – Китая, купцы привезли чудесные тонкие листы, на которых было удобно писать. Это была бумага. Именно в Китае научились делать первую бумагу. Она была желтоватого цвета, темная, плотная, шероховатая. И тогда человек стал думать, как еще лучше изготовить бумагу. Со временем появились новые сорта бумаги. (Показ образцов) - Как люди используют бумагу? (На бумаге пишут, рисуют, из нее делают тетради, газеты, журналы). Физ. минутка. Предлагаю поиграть в игру « Разложи по порядку» - надо разложить по порядку что было раньше, что потом. Игра «Что лишнее?». - Я вам раздам карточки с изображением четырех предметов; три из которых – это предметы, на которых можно писать, а с одним нельзя. Вы должны определить, который не подходит для письма. Например: - камень, солнце, береста, бумага; - глина, бумага, часы, береста; - бумага, береста, камень, птица; - береста, глина, стул, камень. - Молодцы, ребята, вот и заканчивается наше путешествие в музей «Прошлое бумаги», и пора нам возвращаться в детский сад. Приглашаю вас в круг, закрываем глаза. - Вокруг вас я обойду, в садик вас верну. Один, два, три, четыре, пять – можно глазки открывать. - Скажите, где мы с вами были? (В музее). - Что нового вы узнали в музее? - Узнали, на чем раньше писали. - Узнали о происхождении бумаги. - Где впервые научились делать бумагу. - Из чего делают бумагу. - Правильно. Молодцы ребята. Вы очень хорошо поработали, отвечали на вопросы. - Вот вам подарочки – блокнотики, чтобы вы рисовали, писали. - А на следующем занятии мы еще больше узнаем о бумаге.
|