Образовательная область «Познавательное развитие»
Старший дошкольный возраст
Цель:
Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Задачи:
Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает
Уточнить и расширить представления детей о бумаге.
Способствовать развитию творческого мышления, познавательного интереса, воображения и творчества.
Научить детей делать бумагу.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать активный и пассивный словарь по теме.
Развивать диалогическую речь.
Развивать память, мышление, внимание.
Расширять зону ближайшего развития детей.
Воспитывать желание работать в коллективе, помогать друг другу.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость.
Воспитывать аккуратность при работе.
Воспитывать умение детей использовать бумагу экономно.
Планируемые результаты:
- имеет представление о том, как делают бумагу в наши дни
- способен анализировать предложенную ситуацию
- принимает участие в предлагаемой деятельности, в изготовлении бумаги в ручную
- имеет представление о том, что бумагу можно использовать неоднократно
- свободно общается со сверстниками и взрослыми.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята посмотрите, что у нас лежит на столе?
Дети: Разные фигурки.
Воспитатель: Из чего они сделаны?
Дети: Из бумаги.
Воспитатель: Недавно мы с вами были в нашей лаборатории и проводили опыты с бумагой. Какие свойства бумаги мы с вами узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Хотите узнать другие свойства бумаги?
Для этого нам нужно пройти в лабораторию и продолжить опыты. Сначала вспомним правила поведения в лаборатории.
Ответы детей.
- Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
- Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
- Каждую вещь клади на место.
- Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
Дети проходят за столы, одевают фартуки.
Воспитатель: Помогать в проведении эксперимента нам будут знаки-подсказки.
(Открываю первый знак, нарисована капля воды).
Воспитатель: Как бумага будет себя вести в воде? Давайте проверим.
Эксперимент №1
Опустить кусочек бумаги в стакан с водой (плавает, постараться хорошо смочить его водой (утонул).
Вывод: Бумага хорошо впитывает воду, становится тяжелой и тонет.
Разместить на доске знак «Вода».
Открываем новый знак «Свеча».
Эксперимент№2
Воспитатель: Дружат ли бумага и парафин?
Ответы детей.
На белом листе бумаги нарисовать парафином любой рисунок (солнышко, цветок, листик). Затем затонировать весь лист гуашью. Следы парафина останутся неокрашенными.
Вывод: Парафин оставляет следы на бумаге.
Разместить знак «Свеча».
Открывается новый знак – «Краски».
Дети рассказывают об этом предмете, опираясь на собственный опыт. Бумагу можно раскрасить красками тогда она станет красивой.
Разместить знак «Краски».
Эксперимент №3
«Электрический театр».
Воспитатель: Странная вещь – обычная бумага. На ней можно писать, рисовать. Из нее можно сделать игрушки. Но есть у бумаги еще особый секрет. В ней прячется электричество.
Какие предметы относятся к электричеству?
Ответы детей. Молодцы! (лампочка, телевизор, чайник)
Воспитатель: А утверждение о том, что в бумаге прячется электричество, попробуем проверить вместе. Для этого приглашаю вас в «Электрический театр».
Предлагаю вам пройти к столу и поиграть в эту игру.
Под музыкальное сопровождение дети натирают оргстекло шерстяной тканью, а под ним начинают двигаться бумажные фигурки.
Воспитатель: Что необычного в этом театре? Почему фигурки начали двигаться?
Ответы детей.
Воспитатель: Когда мы натираем стекло шерстью, образуется электрическое поле, которое притягивает фигурки.
А теперь давайте мы с вами сами немножко подвигаемся как эти фигурки.
Физминутка.
Воспитатель: Простая бумага помогла нам познать некоторые тайны окружающего мира, но в самой бумаге их осталось немало. А как вы думаете, как делают бумагу?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте посмотрим фильм о том, как делают бумагу.
Просмотр видеофильма «Как делают бумагу»
Воспитатель: Ребята мы с вами узнали процесс производства бумаги. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относится к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выкидывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь. Бумагу можно использовать несколько раз.
Для того что бы сохранять деревья люди научились делать бумагу из «макулатуры» — это использованная, не нужная бумага, давайте вместе скажем это слово «макулатура». Вы хотите попробовать самостоятельно изготовить бумагу? Тогда вернемся в мастерскую.
Эксперимент №4
Изготовление бумаги
Воспитатель: Для того чтобы изготовить бумагу нужно использовать макулатуру.
- Разорвать на мелкие части.
- Нужно залить бумагу горячей водой.
- Хорошо размешать до получения кашицы.
Эту кашицу я для вас приготовила заранее.
Теперь нужно добавить сюда клей ПВА, гуашь краску и пайетки. (добавить всё и перемешать) Рассказ воспитателя сопровождается показом всех действий.
А теперь приступим к самому интересному, к изготовлению листа бумаги. Перед каждым из вас лежат полотенца на клеёнке накрытые тканью, губки и пяльцы с сеточкой. Нужно взять пяльцы, погрузить в нашу кашицу из макулатуры.
Когда в сеточку поместится достаточное количество смеси, мы достаём пяльцы и кладём на полотенце. Теперь необходимо убрать лишнюю жидкость, для этого мы с вами накроем пяльцы с «кашицей» тканью и промокнем, далее берём губку и промакиваем нашу бумагу. После того как жидкость будет убрана нужно перевернуть пяльцы отделить их от бумаги и оставить до полного высыхания.
(дети делают бумагу, воспитатель помогает, если это необходимо)
Воспитатель: Ребята теперь нужно подождать пока бумага высохнет, после этого мы с вами изготовим книгу.
Заходит корреспондент.
Корреспондент: Здравствуйте, я из газеты «Юные экспериментаторы». Хочу взять у вас интервью и сделать фото.
Какие свойства бумаги вы знаете?
Как делают бумагу на заводе?
Что вы попробовали сделать в лаборатории?
Где эти знания пригодятся в дальнейшем?
Давайте сделаем фото.
|