Авторы проекта:
- учитель-логопед ДО ГБОУ Школа №705 Чурсина Мария Павловна
- воспитатель ДО ГБОУ Школа №705 Грибанова Елена Азгердовна
Аннотация. Статья посвящена описанию проекта по приобщению детей с ОВЗ к участию в утренниках с использованием мультимедийных технологий «Дебют». Создание данного проекта было обусловлено особыми образовательными потребностями воспитанников компенсирующей группы. Данный проект способствовал социализации и постепенному формированию активной жизненной позиции детей с ОВЗ путём их систематического посильного участия в создании серии видео-презентаций.
Скачать конспект
Ключевые слова. Педагогический проект, дети с ОВЗ, участие в утренниках, видео-презентации, демонстрация результатов работы.
В последнее время проблемы обеспечения всевозможных условий успешной социализации и адаптации к социуму воспитанников компенсирующей группы определены в качестве наиболее важных и актуальных в работе коллектива дошкольного отделения ГБОУ Школа №705 г. Москвы.
Особое место в системе обучения и воспитания детей с ОВЗ занимают праздники. Положительный эмоциональный фон праздников и досугов дает возможность наиболее эффективно решать задачи социализации воспитанников с ОВЗ. Участие дошкольников в праздниках — это универсальное средство ознакомления их с явлениями общественной жизни, развития речевых компетенций, возможность обогащения новыми впечатлениями.
Как известно, выступления воспитанников на утренниках – это демонстрация результатов целой команды педагогов (воспитателей, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагога психолога, музыкального руководителя и др.).
Раннее, неправильно выстроенные сценарии утренников, не учитывающие индивидуальные личностные особенности и возможности детей, сводились к опоре на «сильную» подгруппу воспитанников, в то время как большая часть детей была «фоном» их выступления.
Главные проблемы большинства детей, не принимающих участие в утренниках, по нашему мнению, состоят:
- в трудностях организации своего поведения в эмоционально и сенсорно насыщенной ситуации утренника (воспитанники, обучающиеся по АООП для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
- в невозможности переноса полученных навыков в новую среду (воспитанники, обучающиеся по АООП для детей с умственной отсталостью (УО) и сложной структурой дефекта (ССД)).
В начале 2018-2019 учебного года перед педагогами нашего образовательного учреждения встали задачи помощи воспитанникам компенсирующей группы в освоении, применении и осуществлении переноса усвоенных социальных и речевых навыков в новую среду, демонстрации своих личностных достижений на утренниках, так как большинство воспитанников группы принимали во всех массовых мероприятиях пассивное участие.
С этой целью коллективом, осуществляющим сопровождение данной группы воспитанников, был разработан проект по приобщению детей с ОВЗ к участию в утренниках «Дебют». Наш проект выстроен в соответствии с требованиями ФГОС ДО посредством организации в образовательном процессе доступной каждому ребёнку деятельности с использованием современных компьютерных технологий.
К каждому празднику педагогами дошкольного отделения были разработаны сценарии видео-презентаций, активное участие в которых принимали абсолютно все дети.
В проекте видео-презентаций достижений воспитанников приняли участие 12 детей с ОВЗ, посещающих старшую группу компенсирующей направленности.
Все дети имеют заключения ЦПМПК, согласно которым обучаются по адаптированным программам для детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями интеллекта, сложной структурой дефекта.
Распределение детей с ОВЗ по группам с учетом нозологий и уровням речевого развития представлены на рисунках 1,2.
Почти все воспитанники имели поведенческие трудности, в той или иной степени препятствующие их участию в утренниках.
Цель проекта: достижение максимальной социализации воспитанников с ОВЗ, обеспечение их участия в утренниках, максимальной демонстрации их результатов.
Задачи проекта:
- Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс;
- Повышение уровня социальной и речевой активности, активной жизненной позиции детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс.
Составление сценариев осуществлялось совместно воспитателями группы, учителем — дефектологом, учителем – логопедом, педагогом психологом и музыкальным работником. С родителями согласовывалось участие каждого ребёнка в видеоролике. План реализации проекта представлен в таблице 1.
\\\\
При составлении сценариев видео-презентаций учитывались индивидуальные возможности каждого воспитанника: так, неговорящие дети участвовали в коротких инсценировках, произносили короткие двустишия и фразы сопряженно и отраженно с логопедом, а говорящие воспитанники с нарушениями поведения и РАС рассказывали стихи.
Демонстрации презентаций проводились в присутствии воспитанников, многие из которых, увидев положительное отношение публики к своему появлению на экране, проявили инициативу и выступили очно. К концу учебного года более 50% воспитанников преодолели свои страхи и трудности и принимали активное участие в праздниках, получая удовольствие от реакции зрителей. Наглядно результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 Рост активности детей на праздниках в 2018-2019 уч. г.
Таким образом, проект «Дебют» предусматривает создание специальных условий развития и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования современных технических средств.
Предлагаю Вам ознакомиться со сценарием видео-презентации «Новости», предшествующей утреннику, посвященному 8 марта.
Сценарий видео-презентации «Новости».
Заставка из программы новости.
Ведущая (воспитатель): Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире новости «7. 0. 5» (за спиной ведущей расположены часы, показывающие время 7.05). Этот выпуск посвящен подготовке к празднику 8 марта.
Наша подготовка проходила в 4 этапа:
1 этап: физическая подготовка. На связи у нас воспитатель по ФИЗО (попытки связаться по телефону).
К техническим причинам связь невозможна. Предлагаю Вам посмотреть видеоролик без комментариев.
Демонстрация видеоролика с досуга по физической культуре. Участвуют все воспитанники с родителями.
Ведущий: 2 этап — психологический.
Педагог-психолог: В преддверии такого важного события как мамин праздник – 8 марта, актуальные направления работы – это снятие эмоционального стресса и напряжения у детей с помощью игровой и песочной терапии. Смотрим ролик.
На видео фрагмент индивидуального занятия с ребенком с РАС.
Ведущий: 3 этап-интеллектуальный.
На связи учителя дефектолог и логопед.
Видео-фрагмент артикуляционной разминки учителей, «не замечающих» что их снимают.
Ведущий (с улыбкой): Алло, Вы в эфире.
Специалисты: Мы активно готовимся к празднику. Мы развиваем внимание, память, мышление, конструируем из разного материала, развиваем артикуляционный аппарат и учимся произносить самые главные слова.
Видеофрагменты: артикуляционная гимнастика (ребёнок с РАС), Стих для мамы (ребёнок с РАС), цветочек для мамы конструирование (дети с У.О.), построчное сопряженное и отраженное проговаривание четверостишия воспитанниками с У.О. и ССД.
Ведущий: 4 этап — музыкальный. Предлагаю посмотреть видеоролик.
Видеофрагменты групповых занятий – участвуют все дети.
Вот и все новости. Спасибо за внимание. Всего Вам доброго.
Заставка новостей.
Список литературы:
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические
основы / Л.И. Акатов. — М.: ВЛАДОС, 2003. -225 с.
2. Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. –
М.: Дрофа, 2007. – 213 с.
3. Боровлева А. В. Проектный метод как средство повышения качества образования// Управление ДОУ. 2006. — № 7.С 76–83.
4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64
5. Розова Ю.Е. Роль мультимедийных презентаций в структуре коррекционно-логопедической работы с учащимися сограниченными возможностями здоровья. Интернет публикация. (http: //pedsovet. su/publ/44-1-0-1334).
|