Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №141 «Пилеш» комбинированного вида» г. Чебоксары Чувашской Республики
Авторы:
Воспитатели: Хаванева Г.Г. Платонова Т.С. Чебоксары, 2019
Актуальность проекта
"Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство" К. Циолковский
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Скачать конспект
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим.
Вот эту любовь и знание неба мы воспитываем у старших
дошкольников посещающих нашу группу.
Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности
доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои
эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Цель: Развитие познавательной активности, создание возможностей для самореализации ребят.
Тип проекта: Краткосрочный, творческий, групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, родители,
воспитатели группы, учитель-дефектолог, музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре.
Задачи:
- Познакомить детей с днем космонавтики и первопроходцами, покорившими воздушное пространство;
- Закреплять у детей понятие «космос»;
- Расширять знания детей о строении Солнечной системы;
- Формировать коммуникативные навыки через работу в группах;
- Способствовать развитию двигательных возможностей детей;
- Содействовать активизации речевой и познавательной деятельности;
- Развивать у детей навыки выразительного чтения, артистические умения;
- Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса; чувство патриотизма, гордости за страну, первой преодолевшей силу земного притяжения;
- Доставить детям радость, поднять настроение.
Разработка проекта:
- Донести до участников проекта важность данной темы.
- Создать развивающую среду: подобрать материалы: атрибуты для игровой театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу.
- Составить перспективный план мероприятий.
Выполнение проекта
Раздел программы:
Социально-коммуникативное развитие
- Дидактические игры «Складушки», «Составь ракету», «Космос», «Расположи планеты правильно» и т.д.;
- Игра-драматизация «Полет в космос»;
- Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие»;
- Подвижные игры: «Летит», «Неизведанная планета» и т.д.;
- Игровое упражнение: «Перегрузка и невесомость», физкультминутки, эстафеты на космическую тематику;
- Опыты: «Солнечная система», «Смена дня и ночи»;
- Игры со строительным материалом «Инопланетяне».
Познавательно-исследовательская деятельность
- Беседа «Первые попытки покорения космоса», «Из истории возникновения ракеты»;
- НОД «Этот загадочный космос», «Что мы знаем о космосе?»;
- Создание мини-альбома «Космос».
Музыкальная деятельность
- Слушание песен о космосе группы «Непоседы».
Речевое развитие
- Чтение художественной литературы о космосе, планетах, первых космонавтах, разгадывание загадок;
- подготовка к конкурсу чтецов: разучивание стихотворений о космосе, Ю.А. Гагарине, А.Г. Николаеве;
- Мини-викторина «Угадай-ка».
Художественно-эстетическое развитие
- Рисование: "Что такое космос";
- Аппликации «Космонавт», «Ракета»;
- Лепка по схемам «Покорители космоса»;
- Участие в городском конкурсе рисунков «Космический парк будущего»;
- Конструирование из бумаги оригами «Ракета».
Работа с родителями
- Ознакомление родителей с историей развития космонавтики в России в рубрике «Это интересно!»;
- Создание совместно с детьми поделок из бросового материала, аппликаций, рисунков для конкурса поделок ко дню космонавтики «Космические просторы»;
- Подборка необходимой детской литературы, иллюстраций, открыток;
- Изготовление папки-раскладушки, стенгазеты на заданную тематику;
Презентация проекта
- Выставка газеты про космос.
Наиболее эффективной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы космоса. Родители стали нашими активными участниками и помощниками. Участвовали в сборе наглядной информации для выставок (открыток, значков, сувениров о космосе), изготовлении панно, атрибутов для дидактических игр. «Скафандр» космонавта, «пульт управления», «телескоп» для наблюдения за звездами, забавные «инопланетяне», сделанные из коробок и пластиковых бутылок, никого не оставили равнодушными
Итогом нашей работы по проекту стал познавательно-тематический праздник «Загадочный космос». Он прошел весело, и ребята получили возможность показать все свои приобретенные знания и умения, проявить фантазию, выдумку, поучаствовать в веселых, но совсем нелегких «космических» эстафетах, конкурсах, викторине, показать все свои необычные работы и представить их всем зрителям.
Таким образом, в процессе реализации проекта «День космонавтики» у наших ребят наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество.
Они теперь много знают и могут рассказать другим детям о достижениях отечественных ученых и космонавтов. Работу по этой теме мы будем продолжать
|