Разработчики:
- Музыкальный руководитель Ускова Галина Николаевна
- Воспитатель Красун Надежда Алексеевна
МБДОУ детский сад № 20 «Земляничка» г. Кстово, Нижегородской области
Цель: Сохранить и укрепить здоровье детей посредством музыкально–ритмической и речевой активности.
Задачи:
Образовательные:
- Обогащать музыкальные впечатления детей.
- Упражнять в выполнении основных ритмических движений.
- Поощрять проявление активности детей в музыкально–речевой деятельности.
Развивающие:
- Способствовать развитию творческой активности детей в исполнительской деятельности.
- Развивать чувство ритма, слуховое внимание, коммуникативные навыки детей.
- Способствовать развитию мышления, воображения.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру слушания, любовь к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью.
- Воспитывать культуру общения.
Здоровьесберегабщие:
- Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие детей.
- Укреплять дыхание, тренировка силы вдоха и выдоха.
- Снижение мышечного напряжения путём обучения основам игрового самомассажа.
Материал и оборудование: Синтезатор, телевизор, экран с проектором. Осенние листочки со смайликами, осенние веточки (по 2 на каждого) для импровизированного танца. Музыкальные инструменты для речевой игры, дерево, «полянка» на листе ватмана, карточки (клубнички, листочки, цветочки).
Предварительная работа: Слушание музыкальных произведений осенней тематики, разучивание песни М.Еремеевой «Осень милая шурши!» Использование на музыкальных занятиях пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, валеологических распевок, дыхательных упражнений, речевых игр.
Ход занятия:
Дети входят в зал, где их встречает музыкальный руководитель.
Муз. рук. Проходите в зал друзья, вас очень рада видеть я! Здравствуйте! Я сегодня хочу вас спросить вот о чем. Когда вы приходите в детский сад, что вы говорите тем, кого встречаете? (Ответы детей) Правильно, все воспитанные люди при встрече друг другу говорят… «Здравствуйте». Сегодня к нам в детский сад пришли гости и так как мы с вами воспитанные люди, то мы должны поздороваться. (дети здороваются).
Ребята, как вы думаете почему люди здороваются? (ответы детей). Мы с вами не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья. Русская народная пословица говорит: «Здороваться не будешь — здоровья не получишь». А вы хотите быть здоровыми? Тогда мы пожелаем здоровья друг другу в музыкальной игре «Здравствуй, милый друг!»
Коммуникативная игра «Здравствуй милый друг!» (Куркиной)
Воспитатель: Приглашаю всех ребята на прогулку в лес пойти,
Интересней приключения вам ребята не найти!
и посмотреть как там красиво? Хотите?
Дети: – Хотим!
Воспитатель: – Значит, будем собираться! Повторяйте за мной слова и движения:
Динамическая разминка «В лес»
Солнечным осенним днем
Мы с друзьями в лес идем.
Мы с собой несем корзинки,
Вот хорошая тропинка. (Ходьба на месте.)
Выросли деревья в поле,
Хорошо расти на воле. (Руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Руки вверх.)
Вот подул веселый ветер.
Закачались тут же ветки. (Взмахи руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед.)
Вправо – влево, взад – вперед,
Так деревья ветер гнет. (Наклоны в стороны.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
По тропинке дооооолго шли (шагают)
В лес осенний мы пришли.
Листики дубовые, листики кленовые
Ах, какая красота! Осень, как ты хороша! (разводят руки справа, слева)
Воспитатель. Вот мы и в лесу вы чувствуете, как пахнет осенний лес? Давайте погуляем немножко и подышим осенним воздухом.
Аромотерапия. (дети спокойно гуляют и дышат под «Осеннюю песню» А.Александровой, вдыхая аромат хвои)
М.р. Ребята, пока мы с вами шли на полянку шаловливый ветерок и пропел вот такую песенку [ш-ш-ш]
(дыхательное упражнение «Песенка ветерка»).
М.Р. Набираем через нос воздух и через рот выдыхаем со звуком [ш-ш-ш].
А теперь сильный ветер пропел громкую песенку [ш-ш-ш] (громко), а теперь тихую песенку. То громкую, то – тихую, то громкую, то – тихую. А теперь пропоет громкую песенку Саша, Маша, Наташа, тихую – Сереже, Саша, Глаша.
Воспитатель: – Молодцы! Красивые песенки получились! Улетел ветерок, оставил нам осенние листочки со смайликами. Эти листочки веселые, а эти грустные (показывает). Возьмите по одному листочку с каждым настроением. Они нам помогут определить настроение музыки, которую сейчас мы будем слушать. Располагайтесь на осеннем ковре.
Музыкотерапия. Звучит в записи отрывок пьесы «Октябрь» П.И. Чайковского
М.р. Ребята, понравилась вам музыка?
Дети: Да, очень понравилась, красивая музыка.
М.р: Да, музыка задумчивая и немного грустная, как будто природа жалеет об ушедшем лете, она светлая и напевная, как будто говорит о том, что ещё будут тёплые и хорошие осенние деньки. Давайте с помощью карточек определим настроение музыки.
М. р: Почему вы выбрали грустный листочек?
Дети: Потому что музыка спокойная, тихая, медленная, грустная, печальная и т. д.
М. р: Ребята, какие бы вы взяли краски, если бы рисовали эту музыку?
Дети: Серый, черный, фиолетовый, синий.
М. р: Да, дети, я с вами согласна. Я бы тоже выбрала такие цвета. Это красивое произведение, которое мы слушали только что, называется «Октябрь», и сочинил его великий русский композитор П. И. Чайковский.
(показать портрет)
М.р. Мы, ребята, много с вами про осень песен знаем. Я вам наиграю знакомую мелодию, а вы постарайтесь угадать. (дети отгадывают песню по мелодии).
Воспитатель: Но чтобы её хорошо спеть, нужно приготовить свой язычок, и сделать для него зарядку.
Артикуляционная гимнастика.
Язычок хотел гулять (рот закрыт губы вместе)
Стал он выход искать.
Раз-щека. Два — щека. (язык упирается в щеку справа. слева)
Не найдёт он дверь пока.
Стал он бегать вокруг губ. (круговые вращения вокруг губ)
Не найдёт двери и тут.
Стал сквозь губки выбегать (высовывают и прячут язык)
А мы его кусать, кусать. (покусывают)
Ох. устал наш язычок, и улёгся на бочок. (язык боком)
Трубочкой свернулся. (свернуть трубочкой)
И на спинке растянулся. (расслабить на нижней губе)
Язычок мы разбудили.
Муз. рук.:. А сейчас, ребята, давайте разбудим голосок!
Самомассаж «Голосок, проснись!» (автор Е.Плахова)
Похлопаем немножко… (хлопки в ладоши)
И разотрем ладошки… (трут ладоши друг об друга)
А теперь еще сильней,
Чтобы стало горячей! (трут ладоши более быстро и интенсивно)
Снизу вверх…сверху вниз… (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)
Голосочек наш, проснись! (хлопают в ладоши)
Сверху вниз…снизу вверх… (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)
В пении нас ждет успех! (хлопают в ладоши)
Муз. рук.: Голосок проснулся, теперь надо его разогреть.
Распевание:
Попевка «Листик клёна пожелтел, листик клёна полетел прямо на дорожку прямо нам под ножки».
М.р. Вот мы и подготовили свой голосок для песенки давайте споем ее ласково, протяжно, напевно.
Песня «Осень, милая, шурши!» муз. М. Еремеевой
М.р. Молодцы ребята, мне понравилась ваше исполнение (как вы спели).
М. р: Но мне кажется мы с вами засиделись и немножко замерзли. Осенью ветерок такой сильный и холодный, что легко можно простудиться.
Воспитатель: Ребята, а что же нужно делать для того, чтобы не болеть в холодную осеннюю погоду?
Дети: Нужно есть витамины, делать зарядку, укреплять здоровье, тепло одеваться, закаляться.
Воспитатель: Вставайте скорее в маленький круг друг за другом, и я вам предлагаю сделать друг другу целебный, разогревающий массаж.
Массажный комплекс «Осень»
Дождь, дождь! Нужно нам Ладошками стучат друг другу по спинкам.
Оставаться по домам.
Гром, гром! Как из пушки – Кулачками стучат друг другу по спинкам.
Нынче праздник у лягушек.
Град, град! Сыплет град – Пальчиками стучат друг другу по спинкам.
Все под крышами стоят.
Только кот мой Тимофей Ладонями гладят друг друга по спинкам.
Ловит рыбок, карасей.
М. р: В лес осенний мы попали,
Красоту все увидали.
От осенней красоты
Ноги танцевать пошли.
Муз. рук. Ребята, возьмите по две кленовых веточки. Сейчас будет звучать музыка разная по характеру. А вы постарайтесь выразить свои чувства через танцевальные движения. (звучит музыка веселая – движения энергичные, музыка спокойная, – движения плавные, музыка колючая, дождливая – движения резкие, в-ль может предложить собраться в кружок и спрятаться под крылом воспитателя. В ходе импровизации воспитатель отпускает реплики и вместе с детьми импровизирует).
«Танец — импровизация с листочками»
Муз. рук. Ребята, вы замечательно через танец передали характер музыки. Вы проявили творчество, выдумку и фантазию.
Вы знаете, ребята, сейчас на улице темнеет рано, и темными, длинными вечерами можно рассказывать добрые музыкальные сказки. Ребята, хотите помузицировать? (ДА)
Речевая игра «Осенняя сказка» (с музыкальными инструментами)
Дети выбирают музыкальные инструменты, вступают в игру в соответствии с текстом по указанию музыкального руководителя.
Тихо бродит по дорожке (шуршат цветочной сеткой)
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит, (целлофановые пакеты).
Где дождинкой зазвенит. (Колокольчик)
Раздается громкий стук: (Деревянные палочки).
Это дятел – тук да тук!
Дятел делает дупло –
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел, (киндеры с крупой)
По деревьям пошумел,
Громче завывает, (коробочки с крупой).
Тучки собирает.
Дождик – динь, дождик – дон! (Металлофоны треугольники).
Капель звонкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет – (Все инструменты вместе)
Осень яркая идет!
М.р. Замечательную сказку вы показали.
Муз. рук.: Вам понравилась наша прогулка? А что вам запомнилось? Что мы делали на лесной полянке? Ребята, я вам предлагаю украсить дерево листочками с таким настроением, которое у вас осталось после прогулки. (дети берут листики со смайликами и прикрепляют к дереву. Можно увидеть понравилось или нет детям на занятии).
Куда же нам отправиться в следующий раз? (примерные ответы детей – в зимний лес, в театр, в зоопарк, в деревню к бабушке и др.)
М.р. Теперь нам с вами пора прощаться, из леса осеннего возвращаться.
Ветерок нас покружи в детский сад опять верни. Раз, два, три. (Дети кружатся на месте)
Улыбкотерапия.
Вот мы в детском саду, давайте на прощание подарим свои улыбки друг другу:
«Лучик солнца скорее возьмём, (руки вытягивают вверх)
И к себе его крепче прижмём, (ладони к груди)
Всем подарим, улыбнёмся, (руки разводят)
И в свою группу вернёмся»
Муз. рук. Ребята, давайте попрощаемся с гостями, а вам пора возвращаться в группу.
(дети прощаются под песню «Прощание» и уходят в группу)
|