Приобщение детей к искусству – одна из тех педагогических проблем, которые всегда являются современными и актуальными. Программа дошкольного образования декларирует этот раздел работы как один из основных, способствующих воспитанию у детей таких важных качеств, как эстетические потребности, творческая активность, художественный вкус и, наконец, — эмпатия умение тонко чувствовать настроение, эмоциональные переживания другого человека.
У нас в ДОУ студия «Цветик-семицветик» в этом году продолжила свою работу, с детьми дошкольной разновозрастной группы. В группе появились новые дети, они старше остальных детей на год. Так как группа разновозрастная, возможности у детей разные, поэтому и изобразительное творчество в рисовании, лепке, аппликации, эко пластике и оригами должно быть интересным.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Исходя из этого, я поставила перед собой целый комплекс взаимосвязанных задач:
- в рисовании совершенствовать технику рисования гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получились новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью – умело проводить линии в разных направлениях); учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков (разные оттенки желтого при изображении осенних листьев, два-три оттенка красного цвета при изображении яблока); познакомить с приемами рисования простым карандашом, цветными, восковыми мелками, углем, сангиной;
- в лепке учить детей анализировать форму предмета, объяснить связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать изобразительную технику – продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет), скульптурного способа или лепки из целого куска путем вытягивания и моделирования частей; показать способ лепки, предлагать на выбор приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой);
- в аппликации показать новые способы создания образов: симметричное вырезание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному контуру; накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги, елочки) для изготовления ажурных изделий (салфетки); в коллективной работе создавать орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи);
- в эко пластике создавать оригинальные картины, изделия и композиции из природного материала.
- в технике оригами способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка; развивать способность анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, схемам, заданным условиям, формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога. Развивать мелкую моторику пальцев.
Овладение техникой – это не только освоение основ, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте (рисунке, коллаже, пластике, оригами).
При подготовке к организационной образовательной деятельности пользовалась методическими рекомендациями:
- Т.С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду»;
- Т.С. Комаровой «Развитие у дошкольников творчества»;
- Частично использовала парциальную программу под редакцией Н.Г. Третьяковой «Обучение детей рисованию в детском саду»;
- «Использование барельефной лепки в работе с детьми под редакцией Митрохович Т.И.;
- Развитие творческих способностей дошкольников (методическое пособие) под редакцией Котова Е.В.
Для составления плана работы по дополнительному образованию частично использовала материалы из книг:
6. «Оригами в детском саду» под ред. С Мусиенко, Г.Бутылкиной; 7. «Художественный труд в детском саду» под ред.
И.А. Лыковой; «Уроки рисования», «Уроки лепки» под ред. Л.В. Кусаковой;
8. «Нетрадиционные техники рисования» под ред Т.А. Цквитария;
9. «Детский сад и семья» — изобразительное творчество от колыбели до школы. Под ред. И.А. Лыковой.
В начале учебного года в октябре – ноябре и в конце учебного года март – апрель проходит мониторинг детского развития. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения детей данной программы и влияние образовательного процесса, на развитие детей. Так как группа разновозрастная, возможности у детей разные, поэтому и изобразительное творчество в рисовании, лепке, аппликации, эко пластики и оригами сложно проанализировать в одной таблице. По каждому виду деятельности составляла диагностические методики. Перед началом обследования предупреждала о том, что работать нужно самостоятельно. Каждое задание объясняла и давала время на его выполнение. После проведения диагностического обследования оценивала результаты каждого ребенка и заносила их в таблицы, которые дают возможность проследить динамику детского развития и проанализировать трудности, возникающие в образовательном процессе.
- По результатам вводного (ноябрь) обследования планировала индивидуальную и коррекционную работу. Анализ таблиц развития, позволяет оценить эффективность программы, значимость индивидуального подхода и коррекционной работы с детьми.
При перспективном планировании работы студии я ставила перед собой комплекс взаимосвязанных задач: на занятиях по рисованию мы с детьми не только рисовали, но и экспериментировали с красками: «Зеленый май», «Солнечный цвет», «Я рисую море»; рисовали в технике «по мокрому» (цветовая растяжка) – «Весеннее небо». Рисование – фантазирование с элементами аппликации «Домик с трубой и сказочник дым»; рисование – фантазирование «На далекой, удивительной планете…» с элементами аппликации. Интегрированное мероприятие «Нежные подснежники» — аппликация с элементами рисования. Рисовали по представлению «Милой мамочки портрет», рисовали с опорой на фотографию «Папин портрет». Интересные темы подбирала для декоративного рисования – «Волшебные снежинки» (краски зимы); «Солнышко, нарядись! Красное, покажись!». Совместно с педагогом по экологии подготовили и провели открытое интегрированное познавательное мероприятие «Превращение гусеницы» — рисование-фантазирование с элементами объемной аппликации. Итогом этого мероприятия явилась выставка детских работ «Разноцветная полянка», которая украсила фойе ДОУ.
Во время проведения мероприятий по аппликации старалась заинтересовать детей новыми способами создания образов: ленточная аппликация «Дружные ребята»; аппликация с элементами рисования «Снеговики в шапочках и шарфиках»; аппликация с элементами конструирования «Елочки-красавицы» (панорамные новогодние открытки); рисование с элементами аппликации «Заснеженный дом»; аппликация (бумажная пластика) с элементами рисования «По морям, по волнам…»; аппликация декоративная с элементами оригами, рисования – «Солнышко, улыбнись!»; аппликация с элементами рисования «Нежные подснежники»; аппликация коллективная – «Цветы луговые» (панорамная композиция). Коллаж из засушенных листочков и цветочных лепесточков «Самолеты-вертолеты»
Во время проведения мероприятий по лепке — дети учились лепить рациональным способом, развивали глазомер, чувство формы, композиции, декорировали лепной образ. Особенно увлекательно прошли следующие мероприятия по лепке: «Веселые человечки» (малыши и малышки); барельефная лепка «Медальон-миниатюра»; лепка декоративная рельефная «Листья танцуют и превращаются в деревья»; лепка декоративная из пластилина или соленого теста «Весенний ковер» (плетение из жгутиков); тесто пластика «Натюрморт в корзинке»; тесто пластика «Листики-листочки, цветы-цветочки»; тесто пластика «Звонкие колокольчики».
Нашим детям очень понравилось превращать обычный листок бумаги в самые разные фигурки, изображающие зверей и птиц, деревья и цветы, корабли и самолеты. Начинали с воздушного змея, вспомнили, как складывают лодочку. Затем моделировали новогодние игрушки из ваты и бумаги «Снегири и яблоки». Техникой оригами складывали елочки, деда мороза, зайчика. Развивала интерес у детей к изготовлению фигурок в технике оригами «Двухтрубный корабль», знакомила детей с изготовлением цветов в технике оригами «Цветы».
На протяжении всего года создавала условия для того, чтобы дети, посещавшие ИЗОстудию, могли реализовать свои потребности в изобразительной деятельности в полной мере. Творческий подход к созданию развивающей среды, доступность изобразительных материалов, индивидуальный подход в обучении и оценке детских работ создает положительный эмоциональный настрой и формирует у дошкольников установку на успех, что очень важно в организации продуктивной деятельности. Но, что бы мы ни делали, всегда с нами рядом родители наших воспитанников.
1. Начиналось наше взаимодействие с привлечения родителей к подбору познавательной литературы для развивающей среды ДОУ.
а) собирали и приносили природный материал, для работ по эко пластике;
б) в групповой комнате коллекционировали самодельные игрушки (сделанные в семье), для развития нестандартного мышления и воображения.
2. Уголок для родителей «Сделаем жизнь наших детей ярче» — обновлялся по темам:
а) «Особенности развития детского восприятия и творчества из природного материала».
б) «В некотором царстве, в бумажном государстве…» — заинтересовать изготовлением поделок из бумаги в технике оригами.
в) «Творим без кисточки» — техника рисования ручками, ножками, пальчиками.
г) «Что такое тесто пластика?» — об искусстве созданий объемных и рельефных изделий из теста.
3. Совместно с родителями и педагогами группы проводились мероприятия к праздникам: «День Матери», «День пожилого человека», «Новогодние развлечения», «Рождественские встречи», «Масленичные посиделки», «Праздник наших пап», «День Земли» и много других. Ко всем этим мероприятиям проводилась подготовительная работа, оформлялись выставки детских работ, творческие выставки родителей с детьми.
Организация совместных творческих выставок-конкурсов повышает авторитет семьи в глазах ребенка; способствует развитию общения с разными поколениями; позволяет лучше понять родителям ребенка. Выставки помогли раскрытию талантов всех: и детей, и взрослых.
4. Предлагала детям вместе с родителями выполнять домашние задания – этим родители оказывали неоценимую помощь, закрепляя умения и навыки, полученные в процессе работе с воспитателем, педагогом.
5. Заучивали стихи, загадки по темам.
6. Творческий союз семьи и детского сада укрепляется при обсуждении серьезных проблем воспитания и развития детей. Темы для обсуждения предложили родители. Значима и интересна работа творческой гостиной: «Как рисуют дошколята» — о психологических особенностях рисунка детей; «Великий квадрат не имеет предела…» — об организации занятий дома.
7. Проведен мастер-класс и практикум для родителей: «Уроки рисования» — учились рисовать человека – «Я и моя семья», «Веселые человечки».
В летний период планирую продолжить свою деятельность в тесном контакте с педагогами и специалистами, в соответствии с программой.
Проводить коррекционно-развивающую, индивидуальную работу со своими воспитанниками. Обеспечивать строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий. Проводить индивидуальное консультирование родителей по воспитанию детей в семье, привлекать их к активному сотрудничеству с детским садом.
В дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью для ребенка просто необходимы, и задача взрослых, и моя – помочь детям увидеть прекрасное, научиться понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Если ребенок не получил соответствующих знаний, умений, навыков в этой области, это сковывает его самостоятельность; напротив, овладевая способами деятельности, навыками и умениями, он усваивает опыт, накопленный человечеством в художественной сфере. «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев… чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — писал В.А Сухомлинский.
Моя работа приносит мне удовлетворение и радость от общения с маленькими «художниками»!
|