Зиновьева Светлана Викторовна. Творческая мастерская «Куколки из бабушкиного сундучка»

Творческая мастерская «Куколки из бабушкиного сундучка»

С.В. Зиновьева, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №48», Г. Северск, Томская область.

Вот возьму я палочку,
Замотаю в тряпочку,
В лоскуточки наряжу,
Сверху бантик повяжу.
Получилась не игрушка,
А любимая подружка.

(Е. Шипунова)

Один из главнейших вопросов, которым издавна задаётся всё человечество-почему игрушка, а в особенности кукла, так важна в жизни ребёнка?

Исследования педагогов и психологов говорят о том, что все игрушки возникают в истории человечества в качестве средства подготовки ребёнка к его жизни и социализации в обществе и современной системе общественных отношений.

 

Скачать конспект

Согласно исследованиям Мухиной В.С., игрушка является средством воздействия на нравственную сторону личности ребёнка, кроме того «… особое место среди игрушек занимает кукла. Она имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребёнка. Благодаря воле и воображению ребёнка, она «ведёт» себя исключительно так, как это нужно в данный момент её хозяину. Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Она строптива и упряма. Она лгунья и неисправимая неряха. Ребёнок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла – заместитель идеального друга, который всё понимает и не помнит зла.» [ 3 ]. Таким образом, можно говорить о том, что все дети испытывают потребность в такой кукле., поскольку именно кукла становится партнёром во взаимодействии и общении во всех проявлениях между детьми и при общении со взрослыми. Именно благодаря такой игрушке ребёнок переживает множество эмоций и чувств, развиваясь при этом личностно и интеллектуально.

Взаимодействие ребёнка с куклой и проигрывание различных жизненных ситуаций имеет для психического здоровья ребёнка огромное значение. В психологии существует отдельное направление работы с детьми – это «Куклотерапия», которая используется в игротерапии и сказкотерапии. И кукла здесь приобретает роль ширмы, за которой ребёнок может спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться, проиграть какие-то ситуации, которые можно определить как «проблемные».

Но следует отметить также, что терапевтический эффект при работе с детьми методом куклотерапии имеет не только процесс манипулирования готовыми, покупными куклами. Огромное значение имеет также и сам процесс изготовления кукол.

В нашем ДОУ педагогом-психологом, автором данной публикации, проводятся мастер-классы с детьми, родителями и воспитателями по изготовлению слявянских кукол-оберегов. Данное взаимодействие с детьми, родителями и воспитателями позволяет повышать качество воспитания и развития детей за счёт реализации связи «педагог-ребёнок-родитель», а также позволяет создать условия для активной перестройки в отношениях между педагогами, детьми и родителями, оптимизировать эти отношения, привлечь родителей к совместной деятельности по воспитанию и развитию детей, участию в жизни ДОУ, что соответствует сегодня требованиям ФГОС ДО.

Обережные куколки, сделанные вручную, играли огромную роль в жизни наших предков, поскольку ими не только украшали свои дома. Изготовление кукол было делом семейным. Все взрослые в доме. В свободное время занимались изготовлением кукол. Привлекая к это действу и детей. которых с малолетства приучали к усердию, рукоделию, терпению, народной культуре и духовным ценностям. Все дети берегли своих куколок, а когда вырастали. Передавали их уже своим детям. Изготовленная вручную, из разных лоскутков, тесёмочек и т.д., хранившихся в бабушкиных сундучках, куколка имела своё название и своё предназначение, и изготавливалась к каждому событию или празднику, она помогала нашим предкам в социальной и личной жизни, в быту, помогала сохранять веру и духовные ценности народного славянского наследия. Согласно истории наших предков, у каждого из детей был свой сундучок с куклами, в котором находилось очень много разных куколок – оберегов. Дети всё время наблюдали за жизнью взрослых, участвовали в как в работе в быту со взрослыми, так и во всех обрядовых или календарных праздниках. И уже потом, когда они собирались все вместе, во дворе для игры, они доставали своих куколок из сундучков и проигрывали все жизненные ситуации.

Согласно исследованиям И.А. Лыковой, В.А. Шипуновой «…всегда, во все времена и у всех народов назревала необходимость возврата к прошлому – утраченному, забытому или разрушенному, отринутому. Без таких постоянных возрождений прошлого в настоящем немыслимо само будущее. В народных традициях и обрядах, в народном творчестве заложена идея памяти как силы созидающей, отбирающей и сохраняющей для будущего лишь наиболее существенное, плодоносное, животворящее» [ 2 ]. Таким образом, обращение к собственной славянской культуре и традициям предков – это ещё и нравственное воспитание, которое является целенаправленным процессом приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Таким образом для воспитания подрастающего поколения очень важно сейчас постепенное возвращение национальной памяти, которое позволяет уже сейчас по-новому относиться к своей истории, старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным ремёслам, потому что это и есть самое ценное наследие культурных достижений, сотканное за много веков нашими предками.

Все куклы, представленные ниже, являются авторскими, выполненными педагогом-психологом, автором данной статьи и используются для проведения мастер-классов со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса в детском саду и являются лишь малой частью всей коллекции славянских обережных куколок, используемых для проведения мастер-классов.

Основными задачами при работе с детьми, при проведении мастер-классов, являются задачи обучения мастерить тряпичные куклы; совершенствовать трудовые навыки; формировать умение самостоятельно совершенствовать игровое пространство; познакомить с историей и традициями игрушечного ремесла; развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз-рука» и научить разыгрывать с помощью тряпичных куколок различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам.

«Крупеничка» ( «Зерновушка»)

Кукла «Крупеничка» ( «Зерновушка», «Зернушка», «Горошинка») — старинная насыпная кукла, как мешочек набитая крупой, это хранительница неприкосновенного зернового фонда и символ плодородия, богатого урожая. Её обычно дарили на Коляду, Рождество или на праздники, связанные с урожаем. Изначально она была призвана хранить высокоценные семена будущего урожая (в первую очередь, семена гречихи). Щедрую куклу устанавливали на амбарных сундуках.

«Кубышка»

Куклу «Кубышку» с копеечкой в объёмистом тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что кукла «Кубышка» притягивает в дом богатство и достаток.

«Травница»

Кукла «Травница» – это та же самая «Зерновушка» или «Кубышка», но которую вместо денег или зерна набивают душистые травы. Считалось, что травы приносят в дом здоровье и благополучие семьи. Помнут, потрогают такую куколку «Травниц», и по дому развивался душистый аромат лесных трав.

«Кувадка» ( «Колыбельная»)

«Кувадка» ( «Куватка») – эту куколку делали накануне рождения ребёнка (за одну-две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже куколок стали укладывать в колыбельки или подвешивать над ними. «Кувадки» защищали новорожденных, служили первыми игрушками младенцев и считались символом большой, дружной и крепкой семьи.

Если куколок «Кувадок» нанизать на яркую ленту как бусины, то получится пёстрый хоровод куколок, который можно подвесить над колыбелью младенцев.

«Пеленашка»

Маленького новорожденного ребёнка туго-туго пеленали в пелёночки и поэтому его называли пеленашкой. А делалось это для того, потому что считалось, что маленького и беспомощного пеленашку из-за пелёнок злые духи не замечают, которые могли бы обидеть или как-то навредить новорожденному. Поэтому наши предки изготавливали куклу «Пеленашку», которую клали в колыбель новорожденного ребёнка и которая должна была отвлечь внимание злых духов на себя.

«Неразлучники»

«Неразлучники – свадебная славянская обрядовая кукла. Это традиционный семейный оберег. Поэтому делается на одной общей руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку. Кукла участвовала в свадебной церемонии, как символ новой созданной семьи. Её дарили молодым на свадьбе, закреплённую на полотенце. Куколку «Неразлучники» традиционно всегда подвешивали впереди повозки молодожёнов. Две эти тряпичные куклы с одной общей рукой олицетворяли мужское и женское начало. Изготавливались эти куколки подругами невесты. После свадебного торжества кукольная парочка хранилась в доме как оберег семейных отношений и верности.

«Парочка»

Кукла «Парочка» — это вариант кукол-неразлучников, которая мастерится другим-узелковым – способом.

«Бабушка – дедушка»

Кукла всегда отображает образ человека. Как и человек, тряпичная кукла бывает какой угодно: весёлой или злой, дружелюбной или высокомерной. В одежде и облике куклы всегда можно увидеть образ жизни, семейно-бытовую роль, гендерные отличия и возраст.

«Мокредина» ( «Шестиручка»)

Кукла «Шестиручка» является помощницей, хозяйкой, управительницей, мастерицей, присматривает, чтобы в доме были чистота и порядок, оберегает хозяйку от усталости. Помогает ей быстро ловко справляться со всеми делами в доме, во дворе. На поле и в дороге. Кукла «Мокредина» — это осенний образ, её дарили друзьям на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, когда традиционно по народному календарю завершались все полевые работы. Куклу по традиции украшали травой, листьями, цветами, колосками, а на лице и одежде рисовали или вышивали капельки дождя.

«Десятиручка» ( «Многоручка»)

Кукла «Шестиручка» изготавливается на основе технологии изготовления простой «Кувадки», где вместо одной заготовки для ручек делается пять. Кукла-оберег «Десятиручка» помогает своей хозяйке справляться с большими объёмами любой работы. Таких куколок изготавливали подружки невесты, формулируя при изготовлении пожелание-просьбу для каждой из рук, и затем преподносили невестам, чтобы у молодых хозяек все дела спорились да ладились.

«Красота» ( «Девица с косой»)

Куклу «Красота» делали на свадьбу и ставили в свадебный пирог. Она была оберегом красоты невесты.

«Столбушка»

Кукла «Столбушка» очень популярна была в крестьянских семьях, а внекоторых их них насчитывалось до сотни куколок «Столбушек». Эта куколка олицетворяет собой формулу мироустройства. Основа куколки – это мужское начало. А наряд и выделенная грудь – женское. В качестве основы для изготовления столбика используется берёза, наиболее почитаемое на Руси дерево, В поверьях и легендах берёза – это счастливый оберег, который несёт благополучие семье и защиту от недобрых сил. Кукла использовалась девушками для обыгрывания свадебных обрядов.

«Купавка»

«Купавка» — обрядовая кукла однодневка у которой на ручках-палочках завязаны разноцветные ленточки. Куклу делали перед началом купального сезона. На праздники Аграфены Купалицы и Ивана Купалы. Куколку сплавляли по реке, чтобы привязанные к куколке ленточки забирали с собой человеческие болезни и проблемы. Эту летнюю куколку украшали папоротником, цветами и травой.

«Бабочка»

Кукла «Бабочка» — это символ души, возрождения и воскресения. Обережная кукла олицетворяет собой хрупкость и красоту жизни, помогает своему владельцу радоваться жизни и передавать свои впечатления в творчестве.

Литература

  1. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: «Академия», 1998.
  2. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 20013.
  3. Лыкова И.А. Куколки из сундучка- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014
  4. Лыкова И.А., Грушина Л.В. Бабочки-красавицы. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
  5. Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 17 октября 2013 года №1155.
Просмотров: 464
Категория: По направлениям » Для детского сада » Рукоделие для детей




Другие новости по теме:

  • Трусова Елена Александровна. Проект 'Кукла в жизни ребёнка'
  • Журба Анастасия Дмитриевна. Мастер-класс для детей и родителей «Кукла-масленица — тонкости изготовления славянской, народной, тряпичной куклы»
  • Крохина Оксана Александровна. Мастер-класс 'Тряпичная Кукла оберег'
  • Дмитриева Галина Эдуардовна. Мастер — класс по изготовлению тряпичной куклы «Рождественская обрядовая кукла — Коза»
  • Тетюхина Елена Викторовна. Конспект занятия в подготовительной группе тема: «Кукла оберег – десятиручка»
  • Баринова Наталья Сергеевна. Открытое занятие с детьми подготовительной группы — Мастер класс «Кукла Берегиня»
  • Русакова Антонина Александровна. ИНТЕГРИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ТЕМА: «КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА»
  • Ольга Сорокина. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»
  • Полянская Ольга Валерьевна. Интерактивное занятие для детей подготовительной к школе группы «Чудеса из сундучка» (тряпичная кукла).
  • Домрачева Людмила Викторовна. Народная кукла-средство приобщения ребенка к народной культуре.
  • Домнина Людмила Александровна. «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»
  • Исаева Екатерина Сергеена. Мастер-класс «Кукла Масленица»
  • Колиниченко Елена Николаевна. Мастер – класс «Традиционная народная кукла»
  • Рункова Юлия Ивановна. Тряпичная кукла в жизнедеятельности детей дошкольного возраста
  • Евлахова Елена. Народная тряпичная кукла: лоскутная история
  • Мещерякова Азалия Рамильевна. НАРОДНАЯ КУКЛА В ИГРАХ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
  • Редактор. Кукла Тильда садовница
  • Бохов Валерий. Машинка и кукла
  • Аветисян Лусине Гагиковна. Кукла из гипса
  • Елена Корюкова. КОНСПЕКТ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «РУССКАЯ КУКЛА»
  • Л.п. Степанченко. Конспект НОД «У нас в гостях кукла Даша» для средней группы
  • Шамина Любовь Николаевна. Дидактическая игра «Кукла Катя в чудесном саду»
  • Становова Альбина Георгиевна. Конспект открытого совместной продуктивной деятельности в старшей группе «Кукла-самокрутка»
  • Колтышова Татьяна Владимировна. Открытое занятие по познавательно-речевому направлению в 1 младшей группе № 1 «Обучение игровым действиям с куклой» «К нам в гости пришла кукла Маша»
  • Наталья Мыжевских. Конспект занятия по ручному труду «Кукла-мотанка»
  • М.А Мауль, Т.В. Самхарадзе,. Образовательный проект «Кукла на ложке — театр в ладошке»
  • Попова Евгения Владимировна. Конспект НОД в 1 младшей группе по лепке «Кукла-неваляшка»
  • Полидовец Юлия Васильевна. Дидактическое пособие-кукла «Дуняша – душа наша!»
  • Авдеева Марина Ивановна. Познавательный проект «Музей в чемодане. Русская народная кукла»
  • Минченкова Ирина Владимировна. НОД. Речевое развитие: «Кукла Катя и её друзья». Младшая группа.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь