Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №72 общеразвивающего вида. Воспитатели Васенева О.В. Хамзина Р. С.
Цель:
- Уточнить представление о такой величине, как время;
- Познакомить с единицами его измерения;
- Актуализировать знания о временах года через игру драматизацию;
- Познакомить с составом числа 10 из единиц;
- Познакомить с цифрой 0;
- Продолжить знакомить с понятием предыдущее число к названному, последующее число к названному;
- Уточнить представление о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы, вершины.
Материалы:
- Игра «Времена года»;
- Корзина с овощами;
- Грядка с морковками 10 шт.;
- Мяч в виде арбуза;
- Набор овощей из 10 шт.;
- Карточки с цифрами 1 до 9; 0;
- Шкатулка с загадками о временах года;
- Карта в виде многоугольника;
- Кукла Старика-годовика;
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята у нас в гостях старик Годовик, его зовут так, потому что он хранитель времени. Он строго следит за тем, чтобы время шло своим чередом и никогда не путалось. Но мне кажется, что наш хранитель старик Годовик заболел, посмотрите, все времена года перепутались. Как же нам помочь нашему гостю? (все надо вернуть на свои места). А поможет нам в этом — волшебная шкатулка старика Годовика. В ней он хранит загадки о временах года. Попробуем?
Игровое упражнение: «Что сначала, что потом?»
Цель:
- Закрепить знание детей о последовательности следования времен года;
- Учить выстраивать логические цепочки;
- Познакомить детей с единицами времени;
- Учить понимать единицу времени «время года», как меру длительности процесса;
- Учить различать времена года по приметам, характерным признакам;
Воспитатель: Слушайте первую загадку.
Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели.
За окном стоит мороз,
Льдинкой росписи нанес. (Зима)
Воспитатель: Правильно – это зима. Слушайте вторую загадку.
Полюбуйся, пора наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят. И.Никитин (Весна)
Воспитатель: Правильно – весна. Скажите какое время года вы поставите первым, а какое вторым? По каким приметам вы узнаете, что первое время года зима, а второе лето. (ответ детей) Слушайте третью загадку.
Время это к нам пришло,
Стало сухо и тепло!
По дорожке прямиком,
Ходят ножки босиком! (В. Берестов. Лето.)
Воспитатель: Правильно – это весна! Слушайте четвертую загадку.
Время золото роняет,
Холод пташек угоняет.
До свиданья, лес и луг,
Мы летим на теплый юг! (О. Иваненко. Осень.)
Воспитатель: Правильно – это осень! Скажите после какого времени года идет лето? Каким по счету оно к нам приходит? Что идет за летом? Какой по счету к нам приходит осень? По каким приметам мы узнаем лето и осень? А теперь назовите все времена по порядку. Молодцы, вы справились с заданием и правильно расставили первые единицы времени – времена года наш гость старик Годовик немного повеселел, но он еще болен. Давайте помогать ему дальше.
Игровое упражнение «Назови соседей».
Цель:
- Закрепить знание детей о временных промежутках «Временах года»;
- Учить, свободно ориентироваться в приметах;
- Определять соседей данного времени года, используя предлоги до, после, слова раньше, позже;
Воспитатель: Давайте еще раз заглянем в волшебную шкатулку, все ли загадки мы угадали, и здания выполнили. Нет не все, наверное, поэтому наш гость печально вздыхает. Подойду к нему и узнаю, что нам необходимо сделать? Нам нужно назвать соседа каждого времени года. Слушайте загадки.
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я (лето)
Воспитатель: Назовите соседей лета (сначала весна, за ней следует лето; после лета следует осень;) Следующая загадка:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
Их на санках прокатила. (Зима)
Воспитатель: Назовите соседей зимы. (ответ детей) Слушайте следующую загадку.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят! (осень)
Воспитатель: Назовите соседей осени. (ответ детей) Слушайте следующую загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет! (весна)
Воспитатель: Назовите соседей весны. Молодцы, все времена года на своих местах. Кто мне ответит, какое сейчас время года? (осень) Осень, какое по счету время года? (четвертое) Ребята, осень измеряется своими единичками – месяцами. Назовите мне осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) Сентябрь какой по счету месяц? (первый). Какой по счету месяц октябрь, ноябрь? Какой месяц наступает раньше октября, сентября, ноября? (ответ детей)
Воспитатель: Осень – волшебная пора. Время сбора урожая. Предлагаю пойти в огород и собрать урожай.
Физкультминутка «Огород»
Цель:
- Стимулировать двигательную активность детей;
- Учить координировать движения с речью;
- Закрепить названия овощей;
В центре ковра стоит корзина с овощами.
В огород пойдем (Ходьба по кругу)
Урожай соберем (Наклоны вперед)
Мы картошки накопаем (имитируют движение с лопатой)
Мы морковки натаскаем (имитируют движение «выдергивание»)
Срежем мы кочан капусты (наклон вперед)
Круглый, сочный, очень вкусный (поворот влево вправо)
Щавеля нарвем немножко (приседание)
И вернемся по дорожке (Ходьба по кругу)
Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько овощей в корзине?
Цель: Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Воспитатель: У каждого числа есть свои соседи: число на один меньше – предыдущее, другое на один больше – последующее.
Игровое упражнение с мячом «Назови число».
Цель:
- Закрепить знание детей чисел соседей;
- Учить называть их используя слова «предыдущее», «последующее»;
- Стимулировать двигательную активность детей;
- Развивать общую моторику, ловкость в игре;
Воспитатель: Посмотрите, какой замечательный арбуз вырос на нашей грядке. Ребята, скажите, арбуз – это фрукт или овощ? (Ягода) Арбуз очень тяжелый, я буду называть вес арбуза, а вы назовите мне соседей этого числа. Молодцы, арбуз положим в нашу корзину.
Дети возвращаются за столы.
Воспитатель: В огород сходили, урожай собрали, очень устали и проголодались. Да и наш гость наверняка проголодался. Предлагаю сварить вкусный, полезный овощной суп и сделать витаминный салат.
Игровое упражнение «Овощной суп»
Цель:
- Закрепить знание детей в названии овощей;
- Закрепить счет до десяти;
- Познакомить детей с составом числа 10 из единиц;
Воспитатель: Я буду читать стихотворение, а вы будете выкладывать на столе карточки с изображение тех овощей, которые будут звучать в стихотворении.
Готовы? Начинаем!
Много нужно овощей,
Чтоб сварить кастрюлю щей.
Капусту, лук, морковку
Нашинкуем ловко.
Потом картошку тоже,
Почистив, в суп положим.
Помидоры, перец красный
Вкус и цвет дадут прекрасный.
Свеклу и зубчик чеснока,
Укроп не будем класть пока,
А в конце его добавим,
Потому что суп заправим.
Огурцы, салат, редиску
Мы помоем, сложим в миску.
Из них нарежем мы салат.
Будет гость наш очень рад.
Воспитатель: Сколько овощей вы приготовили? (10) Как вы составили число 10? (из 1)
Сколько единиц в числе 10? (10) молодцы полезный салат и суп готовы, они то, точно помогут нашему гостю поправиться. А пока наш гость заправляется витаминами, мы поработаем на его огороде и поможем ему собрать урожай моркови. Ведь старшим надо помогать.
Игровое упражнение «Сколько осталось?»
Цель:
- Закрепить счет до 9 в обратном порядке;
- Познакомить с числом 0;
- Познакомить с цифрой 0;
Воспитатель: Разложите перед собой карточки с цифрами от 1 до 9. Посмотрите на нашу грядку. Посчитайте, сколько морковок на ней растет, и покажите мне карточку с цифрой, которая обозначает количество морковок (9). Кто поможет выдергивать морковку? (выходит ребенок убирает по одной морковки) Ваша задача, ребята, поднимать карточку с цифрой, которая будет обозначать сколько морковок осталось на грядке. Весь урожай моркови мы собрали. На грядке пусто. Есть цифра, которая обозначает, что грядка пуста – это цифра 0.Нарисуйте ее пальчиком.
Ноль похож на сто предметов –
От браслетов до беретов:
Круглый стол, кольцо. Часы,
На кружочек колбасы.
Барабан, баранку, сушку…
И на лысую макушку! А. Усачев.
Воспитатель: Отгадайте загадку, а ответ покажите мне той карточкой, на которой нарисована нужная цифра.
Сколько ручек у кота?
Сколько перьев у крота?
Сколько лапок у змеи?
А у белки чешуи?
Воспитатель: Ребята, кажется, мы смогли помочь старику Годовику и вылечили его.
Старик Годовик: Спасибо вам ребята. Меня вылечили, времена года по местам расставили. Мне пора домой, вот беда я забыл дорогу в свой волшебный лес. У меня есть карта, но прочитать я ее не могу. Помогите, мне?
Воспитатель: Обязательно поможем. Посмотрите, ребята, на что похожа карта старика годовика? (Многоугольник) Для того чтобы нам найти дорогу в волшебный лес мы должны посчитать сколько углов у многоугольника (6), сколько вершин у многоугольника (6), сколько сторон у многоугольника (6). Правильно, углы многоугольника это повороты, сколько их? (6) Вершины многоугольника это времена года через которые старик Годовик прошел, когда вышел из своего волшебного леса и пришел к нам в сад. Сколько остановок он сделал во время пути? (6) А стороны многоугольника это прямой путь от одной остановки до другой. Сколько прямых отрезков пути должен пройти старик Годовик? (6)
Воспитатель: Карту мы прочли. Тебе дедушка для того чтобы попасть домой придется проделать долгий путь через все времена года. Ребята. Давайте расскажем старику Годовику как он должен идти.
Упражнение «Дорога домой»
Цель:
- Научить детей ориентироваться в пространстве;
- Правильно проговаривать действия, используя слова «влево», «вправо», «прямо», «дойти до остановки»;
Объяснение детей.
Воспитатель: Старичок Годовичок, ты все понял? Теперь не заблудишься?
Старик Годовик: Все понял. Теперь дорогу обязательно найду. Спасибо вам ребята за помощь. Мне пора домой, а вы не забывайте следить за временем.
Карт
Итог занятия:
Замечательная у нас сегодня получилась встреча. Мы познакомились со стариком Годовиком и узнали, что времена года и месяцы – это единицы времени. И они следуют друг за другом в определенном порядке. Вспомнили счет до 10, вспомнили соседей каждого числа. Собирали урожай, варили овощной суп и витаминный салат для нашего гостя. Познакомились с цифрой 0, которая обозначает что все задания мы выполнили и нам пора на прогулку.
Приложение:
Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели.
За окном стоит мороз,
Льдинкой росписи нанес. (Зима)
Полюбуйся, пора наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят. И.Никитин (Весна)
Время это к нам пришло,
Стало сухо и тепло!
По дорожке прямиком,
Ходят ножки босиком! (В. Берестов. Лето.)
Время золото роняет,
Холод пташек угоняет.
До свиданья, лес и луг,
Мы летим на теплый юг! (О. Иваненко. Осень.)
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я (лето)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
Их на санках прокатила. (Зима)
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят! (осень)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет! (весна)
Много нужно овощей,
Чтоб сварить кастрюлю щей.
Капусту, лук, морковку
Нашинкуем ловко.
Потом картошку тоже,
Почистив, в суп положим.
Помидоры, перец красный
Вкус и цвет дадут прекрасный.
Свеклу и зубчик чеснока,
Укроп не будем класть пока,
А в конце его добавим,
Потому что суп заправим.
Огурцы, салат, редиску
Мы помоем, сложим в миску.
Из них нарежем мы салат.
Будет гость наш очень рад.
Ноль похож на сто предметов –
От браслетов до беретов:
Круглый стол, кольцо. Часы,
На кружочек колбасы.
Барабан, баранку, сушку…
И на лысую макушку! А. Усачев.
Сколько ручек у кота?
Сколько перьев у крота?
Сколько лапок у змеи?
А у белки чешуи?
|