Математика в детском саду начинается со второй младшей группы, где начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.
Обучение детей математике в детском саду в младшей группе носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребенок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом.
Занятия часто начинают с элементов игры, сюрпризных моментов — неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это заинтересовывает и активизирует малышей.
Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Запоминание у них характеризуется непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры. Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети, и им не приходилось ждать своей очереди. Проводятся игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом. Однако, используя игровые приемы, педагог не допускает, чтобы они отвлекали детей от главного (пусть еще и элементарной, но математической работы).
Цели:
Формировать элементарные математические представления, первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве.
Формировать знания об овале и его свойствах; умение группировать и воссоздавать геометрическую фигуру из отдельных частей; умение сравнивать предметы по длине и ширине
Развивать умение свободно общаться, давать развёрнутые ответы на вопросы, активизировать словарный запас детей, продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
Развивать моторные функции детей, координацию движений, наблюдательность, внимание, память, умение соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира, мыслительные операции.
Воспитывать у детей умение работать сообща, эмоциональную отзывчивость, дружелюбное отношение и желание поделиться радостью друг с другом.
Материал:
Кукла, телефон, «лесная полянка», силуэт ежа, прищепки, фигуры трех поросят, три домика поросят, три обруча, набор игрушек для игры, 2 коробки разного размера, листики большие и маленькие, «дорожки» для ходьбы, плоскостные круги по количеству детей, разрезанные на 4 части, муляжи пряников разной формы, настоящие пряники для угощения, большие геометрические фигуры.
Словарь: короткая, длинная, разные, одинаковые, круг, квадрат, треугольник, кирпичики, много, один, большой, маленький, собрать из частей, т.д.
I ч. Организационный момент.
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, поэтому встретим их как хорошие хозяева. В нашу группу заглянуло солнышко и хочет с нами поиграть! Протяните ладошки!
1. Самомассаж.
Ладошка – это солнышко, А пальчики – лучи Просыпайтесь, лучики, Согревайтесь, рученьки.
Солнышко проснулось, лобика коснулось И погладило, и погладило Солнышко проснулось,
К щечкам прикоснулось, И погладило, и погладило. Солнце личико согрело. Потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись, Наши губки улыбнулись.
А теперь повернемся к гостям, улыбнемся им и скажем «Здравствуйте!»
2. Сюрпризный момент.
Раздается звонок, воспитатель берет трубку.
«Алло, здравствуйте! Я — кукла Катя. Звоню в детский сад, приглашаю всех ребят со мною чай с пряниками попить, о хорошем поговорить.»
- Ребята, кукла Катя пригласила нас в гости. Отправимся к ней?
-Да!
Кукла Катя живет в сказочном домике, а значит и дорога к ней будет интересной и непростой.
II Основная часть.
1. "Пройди по дорожке".
- Ребята, перед нами две дорожки. Одна длинная, а другая короткая. По какой дорожке нам надо пройти, чтобы быстрее прийти к Кате?
- Давайте определим, какая короткая дорожка, а какая длинная.
Дети показывают короткую дорожку, а затем проходят по очереди по ней.
Звучит песенка трёх поросят из сказки.
(Воспитатель показывает фигуры трёх поросят)
-Вспомните, как зовут поросят. Посмотрите на них внимательно и скажите, одинаковые они или разные?
(Дети рассматривают поросят и отмечают признаки сходства и различия)
-А вот и домики поросят. Они одинаковые или разные?
(Дети рассматривают домики, отмечают признаки сходства и различия)
-Но посмотрите — поросята не достроили дорожки к своим домикам. Как же они пройдут в домики, если дорожек нет? Вы согласны помочь поросятам, проложить дорожки к домикам? Сначала сделаем дорожку к первому домику. Как вы думаете, из каких геометрических фигур она должна состоять? Почему? И т.д.
2. Совместная деятельность педагога и детей. Индивидуальная работа.
Потрудились на славу! А теперь нам пора отдохнуть.
3. Физминутка:
Мы играем целый день, Целый день играть не лень, Ты смотри, не отставай, Всё за нами повторяй.
(Руки на поясе. Дети выполняют полуприседания с поворотами вправо и влево)
Мы походим на носочках, А потом — на пятках, Будем весело скакать, Танцевать вприсядку!
- Дети, вы любите играть? Поросята тоже очень любят играть. Они ещё маленькие, поэтому часто раскидывают свои игрушки и забывают собрать, а потом ссорятся, не могут найти свои игрушки. Вот и сегодня утром они играли на этой полянке. Посмотрите на эти игрушки, назовите их. Нужно навести здесь порядок, найти игрушки каждого поросёнка и аккуратно разложить в эти обручи для каждого поросенка.
4. Самостоятельная деятельность детей.
(Воспитатель показывает карточку-символ, а дети называют признаки. Карточка кладётся в обруч. Дети раскладывают игрушки, ориентируясь на карточку-символ.
(Воспитатель уточняет у детей, почему разложили именно так)
Молодцы, ребята! Помогли поросятам достроить дорожки к своим домикам и разделить игрушки. Теперь они не станут ссориться, будут играть дружно и весело.
Идут под музыку на лесную полянку.
- Дети, посмотрите, мне кажется, под елкой кто-то шевелится?
Посмотрите на ёжика, чего у него нет?
Дети: Колючек.
Воспитатель: Ёжик, а где твои колючки?
Ёжик: — А я их потерял.
Воспитатель: — Поможем ёжику вернуть колючки на спину? (предлагает детям надеть по одной прищепке – колючке на спину ёжику).
Воспитатель: — Дети, по сколько колючек вы одели ёжику?
Дети: — По одной.
Воспитатель: — Сколько колючек стало у ёжика?
Дети: — Много.
Воспитатель: — Погладьте ёжика по спинке. Какой он стал?
Дети: — Колючий.
Воспитатель: — Что ты ёж такой колючий?
Ёж: — Это я на всякий случай!
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки, да медведи!
5. Игра «Разложи листики в коробочки».
(На ковре рассыпаны осенние листочки двух размеров).
Воспитатель: — Ёжик собирает в лесу осенние листочки, чтобы приготовить себе на зиму мягкую постель. Давайте, поможем ему! (Воспитатель выставляет две коробочки).
Воспитатель: — Дети, соберите и разложите листья по коробочкам. Какой листик – такого же размера должна быть и коробочка.
- Дети, давайте поблагодарим ёжика за увлекательную игру и прогулку в лесу.
Дети подходят к дому куклы.
А вот и наша Катя.
- Ребята, Катя немного расстроена, что случилось?
- Здравствуйте, ребята. Я вас пригласила на чай с пряниками, и хотела рассказать сказку про пряники, но никак не могу ее придумать.
- Ребята, а вы тоже любите сказки? Хотите я и вам, и Кате расскажу новую сказку? Тогда слушайте.
Воспитатель:
- Стоял в лесу домик. Не простой, а пряничный. И жила-была в нем дружная семейка геометрических фигур. Посмотрите внимательно и скажите, что же за геометрические фигуры жили в домике? (Дети называют: квадрат, треугольник).
Жили не тужили, по утрам вместе чай с пряниками пили. Пряники они пекли сами. И были эти пряники разной формы. Вот, посмотрите. (На блюдце лежат 3 пряника разной формы). Какой формы пряники?
- Однажды сидят братья, пьют чай и вдруг видят, кто-то по дорожке катится. Пригляделись, да это же их братец КРУГ. Кто бежал по дорожке? (Круг.)
-Алиса, иди, покажи нам круг.
Прибежал круг к своим братьям: треугольнику и квадрату.
Сели братья пить чай с пряниками. И вдруг стали они спорить, на кого из них похож круг.
- Ребята, помогите им. На какую же из этих геометрических фигур похож круг?
- А почему? (У него нет углов).
- И загордился круг, надул щеки, стал похож на пузырь. Как круг надувался, давайте покажем. Выходите на середину группы.
7. Подвижная игра «Пузырь».
- А еще как он надувался, давайте покажем.
(Дети надувают щеки и стучат по ним кулачками).
- Надувался — надувался пузырь и лопнул, частички его разлетелись в разные стороны.
- Расстроились братья: квадрат и треугольник и стали его искать. А найти не могут! Ребята, что же делать? Надо им как-то помочь. Давайте вместе поищем круг. (Дети ходят по группе и ищут).
8. Работа с раздаточным материалом.
- Ой, ребята, посмотрите, что это лежит на столах? Да это же частички от круга. Попробуйте каждый собрать по одному кругу.
(Дети собирают круги из 4-х частей).
- Захар, какой у тебя получился круг: большой или маленький? (Маленький). И т.д.
- Посмотрите, сколько у нас получилось кругов? (Много).
- А было сколько? (Один).
- Вот как обрадуются братья: квадрат и треугольник, ведь у них теперь не один важный братец Круг, а много маленьких веселых кругов. Давайте пригласим сюда все геометрические фигуры, пусть они быстрее встретятся.
- Очень обрадовались квадрат и треугольник своим маленьким братьям кружкам. Стали они жить все вместе дружно и счастливо.
Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец!
- Понравилась вам, ребята, моя сказка? Я очень рада. В следующий раз я расскажу вам другую сказку. А сейчас нам пора возвращаться.
IIIч. Подведение итога.
-Ребята, кто приглашал нас сегодня в гости? А кого мы встречали на своем пути? С чем вы играли? Что вам больше всего понравилось? Вы все сегодня молодцы!
Кукла Катя дарит детям настоящие пряники разной формы к чаю.
|