Составил: воспитатель Чумилина Ольга Николаевна МБДОУ№85 г.Ангарск Иркутской области.
Цель:
- Формировать и развивать основы художественной культуры детей через народно-прикладное искусство.
Задачи:
Образовательные:
Старшая группа:
- Дать детям понятие «Промысел».
- Познакомить с общими особенностями промыслов
- Приобщать детей к народно-прикладному искусству через художественную-творческую деятельность.
Средняя группа:
- Уточнить и обобщить понятие «Промысел».
- Уточнить знания детей об общих особенностях народных промыслов Дымково, Филимоново, Полхов-Майдан. (Материалы, способы обработки, элементы росписи).
- Продолжать приобщать детей к народно-прикладному искусству через художественную-творческую деятельность.
Развивающие:
- Развивать эстетическое, образное восприятие, эстетическое чувство.
- Развивать интонационную сторону речи детей в процессе рассказывания стихотворений о промыслах.
- Развивать связную речь: побуждать детей отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями.
Воспитательные:
- Воспитывать патриотические чувства (получение опыта духовного богатства своего народа, освоение народной культуры).
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми (помощь друг другу в продуктивной деятельности).
ЗАЛ УКРАШЕН В РУССКОМ СТИЛЕ. Стоят три стола с изделиями народных промыслов: филимоново, дымково, полхов-майдана. Возле столов дети-торговцы изделий народных промыслов. Позади стоят дополнительно 3 стола для продуктивной деятельности.
Звучит народная мелодия «маков цвет». Под эту музыку с приплясом входит хозяйка ярмарки Акулина Ивановна:
Весна красная идёт-с собой ярмарку несёт!
Мастера изделий ждут и товар свой продают!
А вот и гости пожаловали к нам на ярмарку! (входят дети старшей группы). Здравствуйте!
В. Ст. группы и дети здороваются, мы пришли к вам на ярмарку товар купить да самим научиться искусствам народных промыслов.
В. Средней группы: добро пожаловать, проходите, на товар наш посмотрите. Наши мастера вам всё расскажут и покажут.
Эй, народ, налетай! да товар наш раскупай!
А кому понравится- подмастерьем у нас останется.
Отправляемся к первому прилавку и узнаем мастера какого промысла торгуют там. Какие изделия они производят.
Эй, ребята, подходите – На игрушки поглядите!
1-й ребенок (показывает на дымковского индюка):
Вот индюк нарядный. Весь такой он ладный, У большого индюка Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост- А высокий гребешок Красной краскою горя, Как корона у царя...
2-й ребенок (показывает куклу-няню):
В кокошнике няня, На руках — Ваня, И хорош, и пригож... Скоро, Ваня, подрастешь?
Ведущий: Ребята, какое настроение создают эти игрушки? (Ответы детей.)
Дети ст. группы задают вопросы: из какого материла изготавливается дымковская игрушка. Как обрабатывается. Какими красками украшается?
Ребёнок старшей группы:
Словно сказка-невидимка В небе радугу зажгла. Расцвела узором Дымка - Людям радость принесла!
В. Ср. группы: кто из вас хочет остаться и научиться дымковской росписи? (1 или 2 ребёнка остаются раскрашивать силуэты дымк. игрушек.
В. Ср. гр: а на ярмарке всегда водили хороводы и мы не нарушим эту традицию.
Далее все дети встают в хоровод «Ой, бежит ручьём вода».
В. ср. гр.: наплясались можно и к следующему прилавку пройти!
Проходят к столу с филимоновской росписью.
Нас слепили мастера, Нас раскрашивать пора. Кони, барышни, барашки – Все высоки и стройны.
Сине-красные полоски На боках у них видны.
Ведущий: Посмотрите, эти глиняные расписные игрушки пришли как будто тоже из сказки. У всех животных сильно вытянута шея — так что олени, коровы похожи на жирафов, все они полосатые, как зебры. Их мастерят в деревне Филимоново и поэтому называют филимоновскими. Как вы думаете, почему их так любят и взрослые, и дети? (Ответы детей.)
Ребёнок старшей группы:
Игрушки эти добрые и разные, Веселые, и каждая свистит. Полоски желтые, зеленые красные Посмотришь — как от солнышка рябит!
Ребёнок средней группы: Есть барыни и бравые солдаты, Коровушки, олени полосатые. Слепили все игрушки эти здорово Нам мастера деревни Филимоново.
В. ст. гр: Все эти игрушки лепят из глины. А везде ли глина одинаковая?
Ответы детей:
В Дымково глина коричневая и перед росписью покрывается белой краской, в Филимоново — красная, после обжига становится светлой.
В ср. гр.: ну что же, ребята, кто из вас хочет научиться филимоновской росписи? (2 детей остаются расписывать филимовские игрушки).
В. ср. гр.: Какая же ярмарка без карусели? Предлагаю вам прокатиться на нашей карусели. (звучит песня «Карусель-карусель- это радость для нас».
В. ср. гр.: вот и на карусели мы прокатились пора отправляться к мастерам третьего промысла! (проходят к третьему столу).
Ребёнок ст. гр. Рассматривает изделия и удивлённо произносит:
Бочонки, копилки, матрешки, грибки – Они не малы, да и не велики. Свистульки, тарелочки в ярких цветах И солнце, и речка, и домик в кустах.
Свободная роспись: шиповник цветет, И яблочки зреют, и травка растет...
Дети: А это полхов-маиданские игрушки.
Ведущий: Ко мне, детки, подходите, на игрушки поглядите.
Дети подходят к столу, на котором собраны полхов-маиданские игрушки.
Ребёнок старшей группы:
Из далекого села Полхово-Майдана Привезли игрушки к нам прямо. Подходи ближе — нагибайся ниже, Стой, смотри до вечера, Кому делать нечего.
Ведущая:
Ай-да игрушки - Разноцветные, яркие, пестрые, блестящие. А вот и матрешки На одной ножке.
Пять штучек в одной кучке. Пока матрешки друг в дружке, Молчат и не поют частушки, А поставишь в ряд –
Запоют все в лад. Девочки-матрешки читают стихи.
Девочки:
Мы матрешки, мы сестрички, Мы толстушки-невелички. Как пойдем плясать и петь – Вам за нами не успеть!
Девочки исполняют танец «Матрешки»,
муз. В. Ефремова, ел. Б.Дубровина.
В. ст. группы: какие замечательные игрушки! Разрешите нашим ребятам поучиться полхов-майдановской росписи?
В. ср. гр.: конечно! Пусть остаются! Нам новые мастера всегда нужны.
В. ст. группы: ну и я тогда вам пригожусь. Уж очень мне понравились эти замечательные изделия.
Ой вы, гости дорогие, У нас игрушки расписные, Собирали их, старались. Показать вам собирались. Приходите в гости к нам, Очень рады будем вам!
|