Интеграция образовательных областей:
- Коммуникация
- Познание
- Социализация
- Безопасность
- Чтение художественной литературы
- Художественное творчество
- Музыка
Предшествующая работа: рассматривание альбома о г. Калининске, познакомить детей с легендами о Калининске, с художественными произведениями писателей, поэтов и художников города; разучивание стихов; слушание и разучивание народных песен, игр малой Родины.
Материалы: карта России; иллюстрации г. Калининска, природы, портреты знаменитых людей города, репродукции герба, флага России, г. Калининска, диск с фонограммами; презентация «Сердцу милый уголок»; ватман; заготовки к аппликации, клей.
Цель:
- Дать детям представление, что такое Родина, родной край.
- Познакомить детей с географической картой и государственной символикой Российской Федерации, Саратовской области, города Калининска. (государственный флаг, герб, гимн).
- Расширить знания детей о родном городе.
- Развивать монологическую речь детей, память, мышление.
- Воспитывать любовь к родному краю, и его природе, бережное отношение к ней.
- Приобщать детей к истокам национальной культуры своей малой Родины.
Задачи:
образовательные:
- обогащать, уточнять и активизировать словарь по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина», названия улиц
- дифференцировать понятия город – страна
- закрепить умения правильно строить предложения разных конструкции, обращать внимание на употребление личных местоимении мой, моя, наша
- учить детей размещать геометрические фигуры на плоскости для создания образа города
развивающие:
- развивать диалогическую и монологическую речь детей
- закрепить умения выразительно читать стихотворения о Родине
- продолжать развивать знания о достопримечательных местах города
- активизировать знания детей о правилах дорожного движения
- развивать детское песенное творчество
воспитательные:
- расширять и закреплять представления детей о нашей стране – России, о своем родном городе, который является частью нашей страны, воспитывать чувство патриотизма
- способствовать развитию музыкального слуха
- прививать любовь к музыке родного края.
Ход НОД
Звучит фонограмма песни «Моя Россия», дети входят в группу и садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека есть земля, именуемая Родиной. Для россиян, а мы с вами россияне, — это Россия. Но у каждого из нас есть ещё и Малая Родина, то есть место, уголок, где он родился и вырос.
Воспитатель: Ребята, что висит у нас на доске?
Дети: (ответы детей) У нас на доске висит карта.
Воспитатель. Какая карта? Карта чего?
Дети: (ответы детей) Карта страны, карта России.
Воспитатель: Какие интересные ответы я услышала. Да, это карта нашей страны. Как называется страна, в которой мы живем?
Дети: (ответы детей) Страна, в которой мы живем — называется Москва, Земля, Россия.
Воспитатель: Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Давайте посмотрим на карту. Что мы видим на ней? Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия. В России очень много рек, гор, лесов, городов. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, то на другом – начинается утро. На одной стороне может идти снег, а на другой — может припекать солнышко. Вот какая большая наша Россия. А сейчас мы послушаем стихотворение «Необъятная страна» Татьяна Бокова.
1-й ребёнок: Если долго — долго – долго В самолёте нам лететь, Если долго — долго – долго На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы…
2-й ребёнок: Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна, И поймём тогда, какая Наша Родина большая,
Все дети: Необъятная страна.
Воспитатель: Автор этого стихотворения говорит, что Россия – это наша Родина. Что такое Родина? Как вы понимаете это слово Родина?
Дети. (ответы детей) Слово Родина означает страна, в которой мы живём.
Воспитатель: Родина – это значит родная, как мама и папа. Родина это место, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие. Родина у всех одна.
Но, у каждого есть и своя малая Родина. 3-й ребёнок: Малая Родина – островок земли. Под окном смородина, вишни расцвели. Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Ласковая малая Родина моя! Родина слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес! В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок и я! (Татьяна Бокова)
Воспитатель: А как вы поняли, что же такое малая Родина?
Дети: (ответы детей) Я думаю, что малая Родина это дом, в котором я живу, это мои родители, деревня, город.
Воспитатель: Ребята, а где ваша малая Родина?
Дети: (ответы детей) Моя малая Родина здесь, в Калининске.
Воспитатель: Большинство из вас родились здесь, значит это ваша малая Родина. Наш родной город Калининск. А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим презентацию о нашем городе Калининске.
Просмотр презентации «Сердцу милый уголок».
Воспитатель: Ребята, а давайте мы перечислим с вами главные достопримечательности нашего города, которые мы с вами сейчас увидели в презентации?
Воспитатель: Сколько много интересных мест вы мне назвали. А как вы думаете, в нашем городе улицы есть?
Дети.: Да.
Воспитатель: Какие улицы нашего города вы знаете?
(Дети называют улицы.)
Воспитатель: А как называется главная улица нашего города?
Дети: (ответы детей) Советская.
Воспитатель: Ребята, а как называется улица, на которой находится наш детский сад?
Дети: (ответы детей) Наш детский сад находится на улице Ленина.
Воспитатель: молодцы, ребята, а сейчас я хочу вам загадать загадки о нашей малой Родине:
1. Наш край родной, Наш отчий дом, Нам хорошо живётся в нем! Береги наш общий дом.
Здесь родился, живёшь, уезжаешь — скучаешь, Как зовут это место, знаешь? (Родина)
2. Это что за чудный дом? Сто детишек в доме том, Дом детишкам очень рад. Что же это?.. (детский сад)
3. В этом домике врачи Ждут людей, чтоб их лечить. Всем они помочь готовы - Отпускают лишь здоровых. (больница)
4. Стоит весёлый, светлый дом. Ребят проворных много в нём. Там пишут и считают, Рисуют и читают. (школа)
5. Течет-течёт- Не вытечет, Бежит-бежит- Не выбежит. (река).
6. Сюда приходят вдень воскресный, А в праздник здесь порою тесно. Здесь люди молятся, спасаются. Как это место называется?... (церковь)
7. в парке, в летнюю жару, Воду льёт на детвору. Брызги веером летят. Не найти сухих ребят!
Это, что за хулиган?! Как зовут его?.... (фонтан).
Воспитатель: а сейчас мы с вами все встанем и немного отдохнём!
Проводится «Физкульт-минутка»
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что наша малая Родина славится талантливыми людьми: здесь родился и вырос писатель Михаил Алексеев, поэт-песенник Николай Палькин, народная артистка, автор-исполнитель народных песен Ольга Ковалёва. (показывается видео-ряд их портретов). И сейчас для вас фольклорный ансамбль «Комарики» нашего детского сада исполнит игровую песню из репертуара Ольги Ковалёвой «Курочка-рябушечка» игровая народная песня.
Воспитатель: Ребята, а что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей).
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю выполнить совместную творческую работу, аппликацию на тему «Наш город».
Звучит музыка. Дети подходят к общему ватману и наклеивают заранее приготовленные фигурки-заготовки: дома, деревья, и т.д. Готовое панно размещают на доске и рассматривают.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня узнали много нового и интересного о своей Родине. А скажите, эти знания вам как-то пригодятся в жизни? (ответы детей). А, что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей). Наш прекрасный тихий уголок России не оставляет равнодушными ни тех, кто здесь родился, ни тех, кто хотя бы один раз посетил нашу благодатную Калининскую землю. Чувство малой Родины всегда живёт в сердце. От родного края начинаются пути-дороги в большую жизнь.
Ребята, именно от нас с вами зависит, каким будет наш город в будущем. Мы должны любить его, заботиться о том, чтобы он становился с каждым днём всё лучше и лучше…!
А завершим мы с вами сегодня наше занятие песней о детстве.
Исполняется песня «Детство» сл. В. Степанова., муз. Е.Филипповой.
|