Сегодня для России очень актуальна тема патриотического воспитания, если оглянуться на положение всего мира его не стабильность и воинственность. Для нашего государства необходимо укреплять дружественный и единый дух нового поколения. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический и воспитательный процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается еще и с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Мы взрослые показываем пример ребенку своим отношением к людям разных национальностей их культуре.
В нашем детском саду творческой группой по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста был разработан проект "Народы Поволжья — венок дружбы". Все группы включились в работу, каждой возрастной группе была определена национальность при помощи жеребьевки. Работа шла шесть месяцев.
Нашей группе достались народы Средней Азии. Мы стали собирать информацию, в этом нам помогли: интернет; среди детей нашей группы есть воспитанник — мальчик из Таджикистана; я сама родилась и выросла в Кыргызстане; активная работа родителей позволила нам связаться с их родственниками и друзьями республик Средней Азии. В итоге у нас получилась очень богатая копилка. Был создан мини — музей национальной игрушки и сувениров, который вызвал огромный интерес у детей. Появились альбомы для рассматривания: "Жилище кочевого народа", "Национальная одежда", "Творчество и развлечения степей", "Национальная кухня" и др. Родители помогли в пошиве национальных костюмов.
Нами была разработана и проведена образовательная деятельность с детьми: прочитали много национальных сказок и выучили пословицы и поговорки, а так же стихотворения; рисовали национальную одежду и орнамент; украшали глиняные кувшины и коврики; изучали растительный и животный мир Средней Азии; слушали национальные музыкальные инструменты и песни; играли в национальные подвижные игры и пр.
И вот наступил долгожданный день презентаций "Фестиваля народов Поволжья". С каким интересом дети всего детского сада смотрели и слушали друг друга. Ведь фестиваль украсили не только их рассказы о народностях, но и национальные песни и танцы. Музыкальный зал в этот день стал настоящим национальным музеем — выставкой. Богатые столы с блюдами национальной кухни.
Сначала задумывая эту работу, мы боялись, что не всё смогут понять дети дошкольного возраста, что эта работа им может быть не интересна. Но в ходе проекта педагоги и родители убедились, что данная форма работы приносит детям не только информацию, но и зарождает интерес к знаниям. Мы решили не останавливаться на достигнутом и продолжить работу в этом направлении. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
|