Конспект НОД "Люби свою Родину"
Цель:
Задачи:
- Формировать представления об основных функциях государственной символики страны.
- Закрепить знания детей о государственной символике Татарстана и России (флаг, герб, гимн), познакомить с символическим знанием цветов герба и флага.
- Развивать у детей познавательный интерес к историческому прошлому своего края.
- Расширить представления детей об исторических достопримечательностях Казани и Москвы.
- Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине.
- Воспитывать интерес к своей стране, чувство гордости.
Оборудование:
Флаги РТ и РФ; изображение гербов Татарстана и России; указка; монеты; документы, где есть изображение гербов РТ и РФ; аудиозапись государственных гимнов Татарстана и России; аудиозапись народных татарских и русских мелодий; макет автобуса; картина с изображением Красной Площади; полоски цветной бумаги для игры «Составь правильно флаг».
Ведущий: Дорогие ребята, я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по уголкам нашей Родины.
Постарайтесь ответить на вопрос:
Что такое Родина, родной край? За что вы её любите? (Ответы детей)
Родина – это, прежде всего самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это ваш дом, улица, село, где вы родились и живёте. Это детский сад, куда вы ходите, воспитатели, которые окружают вас.
(Дети показывают рисунки о родном крае, о природе, нарисованные совместно со своими родителями).
1 реб: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
(Исполнение «Песни о Родине» муз. В. Елинека, сл. Е. Карасёвой).
Ведущий: Ребята, а как называется наше село? (Базарные Матаки)
А почему наше село получило такое название Базарные?
Послушайте об историческом прошлом нашего села.
Очень много лет тому назад в Матаках был большой базар, отсюда и название пошло Базарные. На базар приезжали люди из разных мест. Шла бойкая торговля. Особенно много покупалось скота, продавали продукты сельского хозяйства (капусту, яблоки, мясо, и т.д.) В настоящее время наше село преобразилось, стало краше и богаче.
(Воспитатель показывает альбом «Наше село в прошлом» и фотографии села в настоящее время).
А как называется наш район? (Алькеевский)
Об алькеевцах Президент РТ М.Ш. Шаймиев сказал так: «Алькеевцы – умелый, трудолюбивый народ. Они достойны хорошей жизни».
Для всех нас Родине – это наша Республика Татарстан. И мы сегодня с вами отправимся в путешествие на автобусе в столицу нашей республики город Казань.
(Дети занимают свои места в автобусе и с песней «Веселые путешественники» муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкого отправляются в путь. Дети выходят из автобуса, звучит весёлая татарская народная музыка. Детей встречает экскурсовод в национальном костюме, в руках чак – чак.)
Экскурсовод: Добрый день, дорогие гости! Мы очень рады, что вы посетили наш город.
2 реб: Спросите нас: — Откуда вы?
- Мы с Волги, из Казани
Мы хлеб растим, пасем стада,
Качаем нефть, грузим сюда
В свободном Татарстане.
Спросите нас: — откуда вы?
Где белокаменный свой кряж
Над Волгой поднял город наш
Где пел Сайдаш, писал Такташ
О Милом Татарстане.
(Сибгат Хаким).
Экскурсовод: В гостеприимном краю, на зелёных просторах, у великой реки на семи холмах вот уже много лет стоит удивительный древний и современный город Казань – столица Республики Татарстан.
Скажите, а кто самый главный человек в нашей Республике?
(Президент Р.Н. Миннеханов)
Как вы думаете, какая у него главная задача, что он прежде всего должен сделать?
(Чтобы в нашей все народы: татары и русские, чуваши и башкиры и другие нации жили мирно и дружно, вместе трудились)
А сейчас, наши дорогие гости я вас приглашаю в Исторический музей.
(Дети заходят в музей, где экскурсовод знакомит детей с символикой Республики Татарстан)
У каждой Республики есть свой флаг, герб, гимн. Всё это символика.
(Экскурсовод предлагает рассмотреть изображение герба РТ. Дети рассказывают, что изображено на гербе.)
Ребята, как вы думаете почему на гербе изображён крылатый белый барс? (Ответы детей)
Он защищает нашу республику, чтобы не было у нас войны; белый
- значит чистый, обозначает, что народ этот мудрый – живёт в дружбе и согласии, красное солнце – несёт нашему народу тепло и добро. Щит с цветком – пожелание долголетия. Растительный орнамент по кромке – символ красоты и плодородия. Вверху тюльпан – любимый элемент орнамента татарского народа. Весь герб говорит о добре, благополучии и дружбе нашей Республики.
Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб Республики Татарстан?
(На документах. Дети рассматривают различные документы с гербом.)
Проводится физкультминутка:
Жура – жура – журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
(Дети выполняют движения по тексту, затем идут дальше по музею и останавливаются у флага РТ)
Флаг Республики Татарстан – является символом государственного суверенитета, он представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами – зелёного, белого и красного цвета. Цвета государственного флага Татарстана означают: зелёный – зелень весны, возрождение; белый – чистоту; красный – зрелость, энергию, силу, жизнь.
3 реб: Моя Казань! Моя столица!
Мой чудный, милый сердцу град!
Ничто с тобою не сравнится,
Я видеть этот город рад!
Экскурсовод: У каждого государства есть свой гимн. Это главная песня государства, которую исполняют в особо торжественных случаях. При исполнении гимна все встают, а мужчины снимают головные уборы.
(Включается аудиозапись гимна РТ, дети прослушивают стоя, затем благодарят экскурсовода за интересный рассказ, выходят из музея и направляются в театр им. Г. Камала на концерт, где они сами примут участие в исполнении следующих номеров:
- Исполняется татарский танец «Эпипэ».
- Песня «Туган тел».
Ведущий: Сегодня нам предстоит ещё одна поездка, только на другом виде транспорта. Мы полетим на самолёте.
(Под песню «Самолёт» муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найдёновой имитируем полёт и приземление. Звучит весёлая русская народная мелодия. Детей встречает экскурсовод в русском костюме с хлебом – солью)
Экскурсовод: Добрый день, дорогие дети! Я рада приветствовать вас в столице России городе Москве.
4 реб: Я люблю тебя, Россия,
Я люблю тебя, Москва!
Всеми ты, Москва, любима,
Всеми ты нам, Москва, нужна.
Экскурсовод: Я хочу рассказать вам о Красной площади. Здесь находится Кремль, на котором расположены куранты, по которым сверяет время вся страна, Храм Василия Блаженного, памятник Миниму и Пожарскому. Оказывается, Красную площадь сначала называли Торг, так как там велась торговля. В настоящее время на Красной площади проходят военные парады, демонстрации. За стенами кремля находится дом правительства, на крыше которого гордо развевается флаг России.
(Экскурсовод показывает детям флаг РФ)
Флаг России состоит из трёх полос одинаковой ширины. Что означает цвета на флаге?
5 реб: Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет.
Экскурсовод: В России эти цвета почитались издавна и имела свои символические знания: белый – благородность, синий – честность, красный – смелость и великодушие.
А где мы ещё может встретить флаг России?
(На короблях, в руках спортсменов, солдат)
Ведущий: Давайте, ребята, поиграем в игру «Составь правильно флаг».
(В игре участвуют двое детей. Выложить из полосок цветной бумаги флаги РТ и РФ. Оценивается быстрота и правильность выполнения задания.)
Экскурсовод: Кроме флага у России и свой герб. (Дети рассматривают герб РФ)
6 реб: У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Экскурсовод: Герб России представляет собой тёмно- красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла помещен герб Москвы, он тоже имеет форму щита. Это означает, что Москва – столица могущего Российского государства.
Правой лапой сжимает скипетр, в левой лапе — держава, над головой орла мы видим корону. Скипетр – это жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом на верху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство России и независимость от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнца. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке – серебряное копье, которое помогло ему победить змею. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет змея – дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость.
Где можно увидеть изображение герба России?
(На документах и монетах, дети рассматривают их)
Ведущий: Ребята, сейчас мы немного отвлечемся и вспомним, как играли наши бабушки и дедушки, и поиграем в старинную русскую игру «Золотые ворота»
(6 игроков образуют пары, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Остальные участники держатся за руки, составляя цепочку. Игроки – «Ворота» говорят считалку, а цепочка быстро старается пройти между ними.
Тра – та – та, тра – та – та, отворяем ворота,
Золотые ворота. Поспешите все сюда.
Пропускаем вас. Пропускаем раз, пропускаем два,
А на третий раз не пропустим вас.
Игроки опускают руки вниз, ворота захлопываются. Те участники, которые оказались пойманными, становится «воротами». Игра продолжается до тех пор, пока не будет пойман последний игрок)
Экскурсовод: У каждого государство есть свой гимн. Он исполняется в особо торжественных случаях. У Российского государства тоже есть свой гимн. Послушайте его!
(Дети прослушивают аудиозапись Гимна РФ и подпевают)
Ведущий: Наше путешествие заканчивается, мы благодарим нашего экскурсовода за интересную экскурсию и возвращаемся в наш любимый детский сад на поезде.
(Дети садятся в поезд и приезжают в детский сад)
На нашей планете много разных государств. Каждый человек является гражданином той или иной страны, гордится своей Родиной, любить ее.
И хотя вы еще маленькие дети, но уже являетесь гражданами.
Но самая главная задача всех людей на земле – помнить о том, что стран на свете много, а дом у нас один, общий, который называется – планета Земля. Все мы на ней должны жить как добрые друзья, уважая традиции, культуру, обычаи разных стран и народов.
(Исполнение песни «Настоящий друг» Муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского)
Используемая литература:
- Журнал «Ребёнок в детском саду» №3 – 2004 г.
- Брошюра «Государственная символика Республики Татарстан» (Казань 1995г.)
- Методическое пособие «Родной свой край люби и знай!» (Казань – 2005г.)
- Журнал «Татарстан» №7 – 2005 г.
- Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №1 – 2005г.
- Книга «Шутки, игры, песни соберут нас вместе» М.А. Бесова (Ярославль 2002 г.)
- Брошюра «Моя Родина – Россия» Ю.А. Алексеев, М.Н. Зуев, В.Е. Ковалёв (Москва 2002г.)
- Атлас к пособию «История Татарстана» (Казань 2001г.)
- Журнал «Мэгариф» №11 – 2005г.
|