- Зырянова Мария Алексеевна Учитель-логопед
- Портнова Светлана Валентиновна старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 47 комбинированного вида» Приволжского района г.Казани
Цель: обогащать знания о народах Поволжья, формировать у детей патриотические чувства.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- дать понятие об однокоренных словах: Родина, род, родственный, родственники, родить, родня, родной.
- продолжать знакомить с народами, населяющими Поволжье (татарами, башкирами, чувашами, мордвой), их национальными костюмами
Развивающие задачи:
- Продолжать формировать представление о россиянах.
Воспитательные задачи:
- продолжать воспитывать уважение и терпимость к людям разного социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания.
- продолжать воспитывать у детей чувства патриотизма- гордости за то, что мы- граждане России.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций национальных костюмов народов Поволжья – татар, башкир, чуваш, мордвы.
- Изучение национальных блюд, игр, ремесел
- Беседы о национальных праздниках народов Поволжья
- Беседы о столицах Татарстана, Башкирии, Марийской республики, Чувашской республики.
- Знакомство с картой России
Оборудование:
Слайды с изображением национальных костюмов, мешок, национальные головные уборы (татар, башкир, марийцев, чуваш),
Пазлы -части карты России, черный ящик, татарская песня, карта России, фото дома где живет ребенок, тюбитейка.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Снова песни зазвучали Подпевай им и танцуй. На дворе Народный праздник- Наш веселый Сабантуй!
Шум веселья над полями, Веселись, батыр, ликуй! Всем народам дарит радость Славный праздник Сабантуй.
Нас Поволжье породило, Дружба, как гранит крепка. В этой дружбе наша сила. Наша дружба на века.
[Источник: Татар д?ньясы=Татарский мир. — 2011. — № 6.]
Ребята, про какой праздник мы услышали в стихотворении?
Ответы: про Сабантуй
Что вы узнали из этого стихотворения?
Ответы детей:
Ребята, а давайте вспомним народы проживающие в Поволжье?
Ответы: детей.
Дети, а что вы думаете нужно сделать, чтобы праздник удался?
Ответы: Надо пригласить наших соседей по территории. С друзьями будет весело проводить праздник сабантуй.
А где же мы находимся на карте России?
Дети показывают столицу Татарстана. Называют соседние с Татарстаном республики.
(воспитатель показывает их на карте)
Давайте разошлем приглашения нашим соседям, ведь через несколько дней мы будем праздновать сабантуй.
Как приглашают людей в гости в наше время:
Ответы детей: Пишут письма. Детей делим на подгруппы. И каждая составляет послание и складывают в конверт.
(конверт с листком и ручкой.)
Но пока мы еще не умеем писать, я предлагаю использовать готовые символы-рисунки.
(Дети составляют предложения, складывают рисунки в конверты)
Дорогие гости, мы приглашаем вас к нам на весенний праздник «Сабантуй»
Приезжайте завтра к 10 часам утра. Ваши соседи — татары.
(Дети должны сами вспомнить названия городов по фото столиц).
Физминутка:
Татарская народная игра «Тюбетейка».
Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по-очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание (попрыгать, повторить чистоговорку, назвать первый и последний звук слова дом, сабантуй, башкир, Татарстан).
Пока наши соседи — жители Поволжья собираются к нам в гости, давайте вспомним какие национальные костюмы они носят. (фото на экране)
(проговариваем названия элементов национальных костюмов. Обращаем внимание на головные уборы.)
ИГРА «Угадай, чей головной убор» (черный ящик)
Психогимнастика: (дети ложатся на ковер, звучит расслабляющая музыка)
Я предлагаю закрыть глаза и мысленно представить свой дом.
Вот это мой любимый дом, где я живу с моей любимой мамой и любимым папой. Мне дома всегда тепло и уютно. Когда мама готовит обед, вкусно пахнет моей любимой едой. Из окна я вижу мою улицу, мой родной город. Он очень красивый и чистый. А мои дедушка и бабушка живут рядом с нами. У них свой дом. Я люблю приходить к ним в гости. Я люблю свою семью и то место, где я живу. Откроем глаза.
А теперь найдем среди фотографий изображение именно вашего дома.
Ребята, как еще можно назвать то место, где мы живем?
(ответы детей)
Правильно, Родина!
А вы знаете, от какого слова получаются слова родственники, родной, родиться, родить- от слова РОД.
Род – это семья, это мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. Это общая на всех фамилия. И место где живут все родственники, называется малой родиной. У каждого она своя. Но все наши любимые места, наши «Малые родины» собираются в одну большую страну — Россию. Значит, наша родина – Россия. Названия у всех народов нашей России разные, и места проживания разные. Но все народы дружно живут по соседству друг с другом. И любя свою малую родину, любят и нашу большую Родину. Одну для всех.
(составление из частей целого изображения России по контурному изображению карты России) На элементах написаны слова — род, Родина, родственники, родной, родить, родиться.
Вот и мы живем в Поволжье. Наша малая родина Татарстан. Многие родились в нем.
Ребята, а какие вы эмоции испытываете к своей малой родине?
(Ответы детей).
Ребята, вам понравилось наша встреча?
О чем мы сегодня с вами беседовали?
Что запомнилось?
Что понравилось больше всего?
Ребята, на этом наша встреча завершена.
До свидания!
|