Подготовили:
Воспитатели:
- Варникова О.М,
- Давыдова А.А,
- Чиркова Т.В,
- Мусатова Т.С,
муз. руководитель:
Череповец, 2018 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 113»
Скачать проект
Тип проекта
Вид проекта
- Познавательный
- Творческий
Участники проекта:
- педагоги, музыкальный руководитель, дети двух старших групп, родители.
Срок реализации:
Педагогическая проблема:
В последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Но мы отметили такую проблему, что имеющиеся представления наших детей об истории и культуре своей родины были отрывочны и поверхностны. Многие дети мало знакомы с историей родного города и его современной жизнью. Далеко не в каждой семье вопросы воспитания патриотизма и гражданственности считаются важными, родители не уделяют должного внимания воспитанию ребенка как будущего гражданина своей страны. В связи с этим встал вопрос о необходимости расширения и систематизации знаний детей о своем родном городе и своей стране.
Детская проблема:
- Мало знаю о России и своём городе.
Актуальность реализации проекта
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Поэтому мы решили реализовать проект по данной теме.
Новизна проекта:
Задача воспитания чувства патриотизма традиционно решалась в ДО, но возникла необходимость наполнить эту работу новым содержанием, новыми формами организации педагогического процесса. Для реализации нашего проекта мы выбрали такие методы и приемы работы, когда не только педагоги делятся своими знаниями с детьми, но и дети передают полученный опыт друг другу. В проекте участвуют две старшие группы. Воспитанники этих групп обмениваются между собой запасом полученных сведений, презентуют друг другу свои творческие работы, посещают выставки в группах. Мы считаем, что такой метод работы позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным.
Гипотеза:
Любовь к Родине – это глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом своей страны человеку необходимо знать историю, культуру, язык своей страны, с гордостью относится к государственным символам страны, познакомиться со своей малой Родиной.
Предполагаемый результат:
После завершения проекта дети будут знать:
- Символику России (флаг, герб, гимн России).
- О природе России, ее флоре и фауне.
- Место проживания: город, область, предприятия родного города и их значимость, символику города, достопримечательности.
- Познакомятся с бытом людей в старину.
- Узнают о народных промыслах: хохломской росписи и дымковской игрушке.
- Будет развит интерес к взаимосотрудничеству между детьми разных групп.
Цель проекта: формирование у детей представлений о России как о родной стране, воспитание патриотических чувств у дошкольников.
Детская цель: узнать больше о России и нашем городе — Череповце.
Задачи:
- Формировать у детей более полные знания о символике страны (герб, флаг, гимн), воспитывать уважительное отношение к ним.
- Продолжать знакомить с историей родного города и его достопримечательностями, основными предприятиями и их продукцией.
- Систематизировать знания и представления детей о культуре страны через ознакомление с устным народным творчеством (русские народные сказки, пословицы и поговорки), декоративно-прикладным искусством (хохломская роспись и дымковская игрушка).
- Прививать эстетическое отношение к русским народным песням и мелодиям.
- Закреплять умения детей играть на русских народных инструментах.
- Формировать представления детей о быте наших предков.
- Расширять представления детей о природе России, ее флоре и фауне.
- Вызвать желание больше узнать о России.
- Развивать у детей навыки сотрудничества в ходе коллективной работы.
- Расширять словарный запас детей.
- Способствовать творческому взаимодействию детей и родителей.
- Формировать у детей опыт взаимоотношений и сотрудничества, расширение зоны контактов детей в пространстве детского сада через различные виды деятельности.
- Способствовать установлению добрых отношений между воспитанниками.
- Развивать творческие способности детей в продуктивных видах деятельности.
- Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, осознание себя гражданином своей страны.
Этапы и направления реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
- Постановка целей и задач.
- Изучение методической литературы и интернет – ресурсов.
- Пополнение развивающей среды.
- Выбор основных мероприятий по реализации проекта.
- Подбор пособий для работы с детьми.
- Выбор форм работы с родителями.
2 этап – основной:
- Беседы: «Череповец – моя малая родина», «Наша страна Россия», «Природа России».
- Просмотр презентаций по теме.
- Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Наше Отечество», чтение произведений вологодских авторов: Н. Рубцова, Л. Целуйко, Т. Петуховой, С. Михалков «Кремлевские звезды», В. Орлов «Родина», З Александрова «Родина», В.Степанов «Что мы родиной зовем», русские народные сказки: «Сивка – бурка», «Волк и лиса», «Лиса и журавль», Чтение А.Прокофьев «Люблю березку русскую», С. Есенин «Белая береза».
- Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о Родине.
- Дидактические игры: «Что лишнее» (достопримечательности
Череповца), лото «Предприятия Череповца и их продукция». «Выбери флаг и герб России»,, «Угадай, что звучит» (народные инструменты), лото «Народные промыслы», игра «Праздники и традиции России», домино «Символы России», «Растения наших лесов», «Кто где живет» (животные).
- Разучивание народных подвижных игр «Гори – гори ясно», «Краски», «Гуси – лебеди».
- Экскурсия в музей русского быта.
- Знакомство с дымковской игрушкой.
- НОД «Элементы хохломской росписи».
- Слушание песен «У моей России», гимна России, «Во поле березка стояла» и др.
- Взаимопрезентации детьми полученных знаний о хохломской росписи и дымковской игрушке.
- Музыкальное развлечение «Осенняя ярмарка».
- Совместная музыкальная гостиная для двух старших групп «Знакомство с русскими народными инструментами».
- Взаимопросмотры выставок творческих работ между детьми старших групп.
- Игра – викторина «Что? Где? Когда?» на тему: «Что я знаю о России» между детьми старших групп.
- Творческая деятельность детей: «Распишем ложки» (хохлома), рисование «Укрась дымковскую игрушку», коллективная аппликация «Флаг России», рисование по сказке «Колобок», аппликация «Березка».
- Взаимодействие с семьей: консультация для родителей «Роль семьи в формировании патриотических чувств», чтение литературы по теме, участие родителей в выставке творческих работ «Моя Родина – Россия», создание книжек – малышек о природе России.
3 этап – итоговый:
- Выставка семейных творческих работ «Моя Родина – Россия».
- Выставка книжек – малышек о растениях и животных России.
- Пополнение картотек дидактических игр по теме.
- Пополнение патриотического уголка в группе.
- Развлечение на тему «Осенняя ярмарка».
Результаты и перспективы работы над темой:
Реализация данного проекта позволила повысить интерес детей к своей стране России, систематизировать представления детей об истории своего города и его современной жизни, дети познакомились с народными промыслами России, научились понимать глубокий смысл нашего фольклора (пословиц, поговорок, народных песен и сказок). В ходе проекта воспитанники получили возможность обмениваться своими знаниями и умениями друг с другом. Работа над проектом помогла привлечь семьи воспитанников к сотрудничеству с детским садом, напомнить родителям о важности патриотического воспитания, начиная с дошкольного возраста. Ребята осознали себя частью своей страны.
В рамках одного проекта не представляется возможным охватить все вопросы по данной теме, поэтому необходимо продолжать работу по патриотическому воспитанию дошкольников, обратить внимание на ознакомление детей с народами России, их традициями и обычаями, а так же с многообразием народных промыслов России и Вологодской области.
Использованная литература
- Быков А.В. Народный костюм Вологодской области. – Вологда: Издательство «Газета», 1990.
- Синова И.В. Герб, гимн, флаг России: справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
- Русские народные инструменты // Сайт «Музыкальный репетитор» — http: //55muzrepetitor. ru/russkie-narodnye-instrumenty
- Кирилловская гармонь // Сайт «Народные промыслы» — http://ya-zemlyak. ru/nps. asp? id=60
- Губернаторский оркестр русских народных инструментов // Официальная страница ГОНИ ВКонтакте — https: //vk. com/videos-44356676
- Манушкина Н. Аудиоэнциклопедия «Народные инструменты» с Чевостиком и дядей Кузей, 2004.
- Ривина Е.К. «Герб и флаг России: знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами». — М:АРКТИ, 2002 г.
- Орлова Л.В «Хохломская роспись. Искусство детям», 2012 г.
- В. Бабенко «Мир вокруг нас. Звери России и Европы». — «Москва», 2002 г.
- Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». — М.: «Мозаика-Синтез», 2004г.
- Л.А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина». — М. «Сфера», 2003г.
- «Вологодские писатели – детям. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений». – Вологда, 2007
- «Тайны живой природы», М.: «Планета детства», 2002 г.
- «Детские подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада», под редакцией Т.И Осокиной. — М.: «Просвещение», 1989 г.
- Мосалова Л.Л «Я и мир: конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста», С –П. «Детство – Пресс», 2013 г.
- «Благодарное слово» под ред. И.А Кузьмина, М., 2011 г.
- Т.А Шорыгина «какие звери в лесу?!», М., 2000 г.
- Л.И Бурова «Родной край», М., 1998 г.
- «Вологодские просторы», фотоальбом о Вологодской области, М., «Планета», 1987 г.
Приложения
Перспективное планирование по проекту
Неделя
|
Мероприятия с детьми
|
Задачи
|
1 блок
|
1.Беседа «Череповец – моя малая родина».
2.Чтение произведений вологодских авторов: Н. Рубцова, Л. Целуйко, Т. Петуховой.
3.Дидактическая игра «Что лишнее» (достопримечательности Череповца),лото «Продукция предприятий Череповца».
4.Беседа «Наша страна Россия».
5.Чтение К . Ушинский «Наше Отечество».
6. Коллективная аппликация «Флаг России».
7. Экскурсия в музей русского быта.
|
1.Расширять представления детей о родном городе, его достопримечательностях
2.Познакомить с творчеством писателей – земляков.
3. Закрепить знания детей о государственных символах России, формировать уважительное отношение к ним.
4.Воспитывать патриотические чувства.
5.Развивать у детей навыки сотрудничества в ходе коллективной работы.
6.Формировать представления детей о быте наших предков.
|
2 блок
|
1.Чтение художественной литературы: С. Михалков «Кремлевские звезды», В. Орлов «Родина», З Александрова «Родина»,
В .Степанов «Что мы родиной зовем».
2.Дидактические игры «Выбери флаг и герб России».
3.Дидактическая игра «Собери картинку» (достопримечательности Череповца).
4. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о Родине.
5.Консультация для родителей «Роль семьи в формировании патриотических чувств».
6.Развлечение «Осенняя ярмарка».
|
1.Закрепить знания детей о Москве (символика, местоположение на карте, достопримечательности).
2.Воспитывать любовь к столице России.
3.Помочь детям понять смысл стихотворений о родине.
4.Развивать умение детей понимать смысл пословиц о Родине.
5. Познакомить детей с народными праздниками и традициями.
|
3 блок
|
1.НОД «Элементы хохломской росписи»
2.Творческая деятельность «Распишем ложки».
3.Знакомство с дымковской игрушкой.
4.Рисование «Укрась дымковскую игрушку».
5. Музыкальная гостиная для старших групп « Знакомство с русскими народными инструментами».
6.Дидактическая игра «Угадай , что звучит» (народные инструменты).
7. Взаимопрезентации детьми полученных знаний о хохломской росписи и дымковской игрушке.
8. Чтение русских народных сказок: «Сивка – бурка», «Волк и лиса», «Лиса и журавль».
9.Рисование по сказке «Колобок».
|
1. Расширять знания детей о дымковской игрушке и хохломской росписи. 2.Знакомство детей с историей возникновения дымковских игрушек. 3.Воспитывать интерес детей к изделиям народного промысла.
4. Развивать у детей чувство цвета.
5.Прививать интерес к народным инструментам и музыке.
|
4 блок
|
- Беседа «Природа России».
- Дидактические игры «Растения наших лесов», «Кто где живет» (животные).
3.Выставка творческих работ детей и родителей «Моя Родина - Россия».
4. Аппликация «Березка».
5.Слушание песен «У моей России», гимна России, «Во поле березка стояла» и др.
6.Русские народные подвижные игры «Гори – гори ясно», «Краски», «Гуси –лебеди».
7.Чтение А.Прокофьев «Люблю березку русскую», С. Есенин «Белая береза».
8.Игра «Что? Где? Когда?» между группами на тему «Что мы знаем о России»
9.Создание детьми и родителями книжек-малышек о растениях и животных нашей страны.
10. Взаимопросмотры выставок творческих работ между детьми старших групп.
|
1.Сохранить и передать детям культурное наследие предков.
2. Дать знания о символе России- берёзе.
3.Способствовать творческому взаимодействию детей и родителей.
4. Воспитывать любовь к Родине.
5.Развивать умение действовать в команде.
6.Взаимодействовать с детьми из других групп.
7. Познакомить с природными
богатствами страны.
8. Расширять представления детей о флоре и фауне России.
|
|