Курбанова Сабина Азизовна Нарцызова Наталья Николаевна. Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

  • Курбанова Сабина Азизовна
  • Нарцызова Наталья Николаевна

Воспитатель ГБОУ Школа № 1987 г. Москва

Отечественные ученые (В. М. Бехтерев, М.М. Кольцова, Л.В. Фомина), изучавшие деятельность головного мозга, психику детей, отметили тесную связь движений рук с развитием умственной деятельности и речи. Была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Гармонизация мелкой моторики рук, движений тела и органов речи способствует формированию правильного звукопроизношения помогает нормализовать темп речи, снижает психическое напряжение.

Важным средством для развития мелкой моторики и речи ребенка являются пальчиковые игры и упражнения. Разучивание стихотворных текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, внимания, воображения, мышления, творческой активности.

 

В результате таких игр и упражнений у детей формируется ловкость, быстрота реакции, эмоциональная выразительность.

Стихи к упражнениям и играм привлекают внимание малышей, легко запоминаются, создают интерес к игре. Игры с пальчиками способствуют радостному общению с близкими людьми. Например, когда мама для пальчиковой игры сажает малыша на колени, поглаживает его ладошку, похлопывает или раскачивает, ребенок получает огромное эмоциональное удовольствие.

Дети второго года жизни хорошо воспринимают пальчиковые игры, которые выполняются одной рукой.

«Маленькая черепаха»

Маленькая черепаха Руку сжать в кулак (черепаха).

Путешествует без страха. Кулак перемещать вдоль любой поверх-

В твердом панцире живет, ности (черепаха ползет)

На спине его везет.

Нас она не испугалась Выставить большой палец вперед (голова черепахи).

И наружу показалась. Спрятать большой палец внутрь кулака.

А когда захочет спать –

В панцирь спрячется опять.

Трехлетние малыши могут выполнять упражнения для двух рук. Персонажи пальчиковых игр (лошадки, рыбки, бабочки, паучки и др.) знакомы и понятны детям.

«Кошка и мышка»

Кошка песенку поет, Пальцы правой руки (кошка) «шагают» по столу.

Поохотиться идет. Кулаки обеих рук положить на стол.

Коготочки выпускает, Медленно выпрямляя пальцы, показывать, как кошка

Мышку серую пугает. Выпускает коготки. Затем пальцы снова

собрать в кулак. При выполнении движений кисти рук

Кисонька крадется тише, приподнять над столом. Пальцы правой руки (кошка)

Каждый шорох в доме слышит. Медленно «шагают» по столу (крадутся).

Ну-ка, мышка, не зевай, Пальцы левой руки (мышка) быстро «убегают».

Прочь скорее убегай!

С четырех лет малыши могут выполнять пальчиковые игры с несколькими действиями и разными персонажами.

«Домик»

Под сосной — шалашик-домик, Ладони соединить шалашиком.

В нем живет веселый гномик. Указательным и средним пальцами изобразить

человека, остальные пальцами прижать к ладони.

Мы тихонько постучим, Постучать кулачком одной руки о ладонь другой.

В колокольчик позвоним. Локти развести в стороны, пальцы обеих рук

скрестить и направить вниз (колокольчик). Средний

палец правой руки покачивать из стороны в

Двери нам откроет гномик, сторону (язык колокольчика). Ладони повернуть к

себе (ребра прижать друг к другу), изображая

Пригласит гостей в свой домик. закрытые двери. Затем медленно разворачивать

Там внутри дощатый пол, ладони, показывая, как открываются двери.

А на нем- дубовый стол. Кистями рук сделать манящие движения. Ладони

Рядом- стул с высокой спинкой. опустить на стол, ребра прижать друг к другу.

На столе- тарелка с вилкой. Левую руку сжать в кулак, сверху положить

ладонь правой руки. Ладонь левой руки направить

И блины горой стоят- вверх, приставить к ней кулачок правой руки

Угощенье для ребят. (большой палец к себе). Левую руку положить на

стол ладонью вверх (тарелка). Правую ладонь

положить на стол, большой палец прижать к ладони,

остальные пальцы выпрямить и слегка развести

в стороны (вилка).

Положить ладони друг на друга (блины).

«Танец»

На большой лесной полянке Указательный и средний пальцы обеих рук поднять

Пляшут серенькие зайки, вверх (ушки зайчиков), остальные пальцы прижать к

ладони. Обеими руками показывать, как пляшут

зайчики.

Пляшут мышки Средний, безымянный и большой пальцы каждой

Руки соединить подушечками (нос мышек).

Мизинцы и указательные пальцы согнуть колечком

и направить вверх (ушки). Покачать руки (мышек)

вверх-вниз, из стороны в сторону (мышки пляшут).

И кроты, Кисти рук- параллельно столу ладонями вниз.

Большие пальцы прижаты к ладоням, остальные

выпрямлены и направлены вперед. Сгибать и разгибать

пальцы (кроты пляшут).

Пляшут ушки Указательный и средний пальцы обеих рук сгибать и

разгибать, показывая, как «пляшут» у зверей ушки.

И хвосты. Обе руки сжаты в кулаки. Сгибая и разгибая мизинцы,

Показывать, как «пляшут» хвосты.

В пальчиковых играх и упражнениях можно использовать разнообразные атрибуты: кисточки, карандаши, бумагу, ткань, бусинки, нитки.

«Маленький художник»

Раз, два, три, четыре, пять – Кисть руки расслаблена и свободно движется

Я умею рисовать. по поверхности стола (кисточка для рисования).

Провести кистью руки по листу бумаги. Провести

На листе кистью руки по льняной салфетке или полотенцу.

И на холсте, Плавно провести кистью руки по столу, листу бумаги

или салфетке, имитируя движения кисти художника.

На свету Те же движения выполняются с закрытыми глазами.

И в темноте.

«Непрошеный гость»

Голосистый петушок Указательный и большой пальцы соединить подушечками

Во дворе нашел мешок. (клюв петуха), остальные пальцы поднять вверх и

развести в стороны (гребешок).

А мешок-то черный, Руки направить вверх и соединить в виде кольца (мешок).

В нем горох отборный. Указательный и большой пальцы каждой руки соединить

подушечками в виде колечка (горошины), остальные

пальцы прижать к ладони.

Клюнул Петя-петушок, Пальцами (клювом) постучать по столу. Руки, соединенные

Продырявил он мешок. В форме кольца, развести немного в стороны

(мешок порвался).

«Хороши горошины!» — Указательным и большим пальцами собирать бусинки

Хвалит гость непрошеный. (горошины), показывая, как их клюет петух.

«Паучихи»

Две соседки-паучихи- Кисти рук опущены, пальцы подушечками опираются

Настоящие ткачихи. на стол (паучихи).

Тонкие сплетают нитки, Пальцами медленно подергивать шерстяную нитку

или длинную шнурок.

Ткут по кругу паутинки. Медленно перебирать пальцами нитку, укладывая ее

по кругу.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр и упражнений с детьми дошкольного возраста:

- Перед началом игры необходимо создать положительный эмоциональный настрой.

-Все пальчиковые игры надо начинать с веселой разминки-сгибания и разгибания пальчиков.

- «Не замечать», если малыш в начале разучивания игры делает что-то неправильно.

-Не допускать переутомления. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить игру до более подходящего времени.

- Выбрав две-три игры, необходимо постепенно заменять их новыми.

- Нужно поощрять малыша за успехи, тогда у него появится уверенность в том, что все получится.

Просмотров: 221
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Колесова Наталия Анатольевна. Статья: «Познание мира через пальцы рук».
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Иванова Павлина Вячеславовна. Связь движений руки с речью.
  • Медведева Серафима Владимировна. Мастер – класс «Пальцы помогают говорить»
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Леонова Наталья Юрьевна. «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Черныш Виктория. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму
  • Фёдорова Елена Валентиновна. Проект: «Подготовка руки к письму у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного конструирования из бумаги»
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Ирина Симонова. Конспект занятия по развитию речи и подготовке руки к письму в подготовительной к школе группы
  • Ступникова Виктория Владимировна. Консультация для педагогов и родителей Тема: Подготовка руки к письму детей дошкольного возраста
  • Елена Тарасова. Конспект развлечения в старшей логопедической группе для детей с ФФНР Развитие графических навыков подготовка руки к письму Тема: «Лесная ёлка»
  • Каргаполова Евгения Анатольевна. Поделки из компакт дисков 'От скуки на все руки'
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Бойцова Наталья Николаевна. Детский исследовательский проект «Чтобы руки не замерзли»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Вальтер Гульшат Валерьена. Конспект непосредственной образовательной деятельности: «А зачем нужны нам руки?»
  • Гончарова Ольга Владимировна. Консультация для воспитателей на тему: «Наши руки не для скуки. Нетрадиционные методы рисования с дошкольниками.»
  • Закирова Гульнара Мизфатовна. Подготовка руки к письму.
  • Конспект НОД в подготовительной к школе группе по пересказу рассказа «Для чего руки нужны?».
  • Завгороднева Ольга Александровна. «Умелые руки не знают скуки»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь