Составила воспитатель: Панькова О.А МБДОУ «Детский сад №21г. Выборга» 2016
В воспитании дошкольников, мы широко используем фольклор, который способствует формированию не только эмоционально-положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.
При отборе фольклорных произведений опираемся на следующие принципы:
- доступность содержания детям дошкольного возраста
- познавательная и нравственная значимость
- возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.
Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался или в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, сказок, легенд, считалок, дразнилок, потешек, пестушек.
Приметы позволили нашим предкам предвидеть, каким будет урожай (что было для них жизненно важно), угадывать погоду на ближайшее время.
Приметы в повседневной жизни помогают развивать наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
В работе с детьми целесообразно использовать приметы, правильность которых можно проверить, например приметы связанные с предсказанием погоды:
- кошка скребёт пол – жди метели
- пчёлы облепили цветущую акацию – будет дождь
- воробьи купаются в пыли – к дождю.
Наблюдения, связанные с приметами можно зарисовать: что ожидалось и что было на самом деле. Может быть кому-то из детей удастся самому открыть приметы погоды?
Заклички, приговорки – используют прежде всего как игровой приём.
Заклички – обращение к явлением природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Наблюдая за радугой, можно попросить её напоить землю:
Радуга – дуга Пришли нам дождя. Когда идёт дождь, дети радостно закликают его: Дождик, дождик пуще,
Дам тебе я гущи, Выйду на крылечко Дам огуречка. Дам и хлеба каравай,
Сколько хочешь поливай.
Когда дождь идёт долго и дети не могут выйти на улицу, они призывают солнышко:
Солнышко – вёдрышко Выгляни, высвети Твои детки плачут Пить, есть хотят.
Дети обращаются с приговорками: (обращение к насекомым, птицам, животным). К божьей коровке, которая может «предугадать» погоду: если она улетит – к вёдру, если будет ползать по ладошке – жди дождя.
Коровушка – бурёнушка, Завтра дождь или вёдро? Если вёдро, то лети, Если дождик, то сиди.
Божья коровка, Вёдро или ненастье?
К весне, которую все ждали с нетерпением, обращались с разными закличками. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась шелковая трава, в других просили дать богатый урожай.
Весна – красна, появись, Солнышком ярким обернись! Растопи наш снежок, Зазелени наш лужок!
Использование в работе закличек, приговорок помогают нам не только привлечь внимание детей к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.
Потешки – взрослого с ребёнком (с его пальчиками, руками, ногами).
Ножки, ножи Куда вы бежите? В лесок, во борок. Грибы, ягоды собирать,
К зиме припасать. Ножки, ножки Бегите по дорожке, Нарвите горошка
Полное лукошко! Домой принесите, Всех угостите! Игровое упражнение для девочек:
Расти, коса до пояса Не вырони ни волоса. Расти, косонька до пят Все волосики в ряд.
Расти, коса не путайся. Маму, дочка, слушайся! Этот пальчик – дедка, Этот пальчик – бабка,
Этот пальчик – маменька, Этот пальчик – папенька, Этот пальчик – наш малыш Зовут его Васенька.
Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Среди прибауток много небылиц. Их можно использовать для игр типа «Бывает – не бывает».
А и где же это видано? А и где же это слыхано? Кочерыжка, чтоб яичко снесла, Чтобы веник раскудахтался?
Небылицы, перевёртыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснять их через «критику» содержания прибауток.
Поговорки и чистоговорки – незаметно обучающие правильной и чистой речи.
Пословицы, поговорки загадки.
Загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка – мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего – либо. Мы подбираем загадки, которые позволят детям увидеть многообразие мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами.
Чтобы дети могли отгадать загадки, надо организовать цикл наблюдений за небом в разную погоду, в разное время года, животных.
Работу по ознакомлению с фольклором необходимо проводить одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь.
Участвовать в трудовой деятельности по уходу за растениями, животными, по наведению порядка на участке, в ближайшем окружении.
|