( «познавательное развитие», дети старшего дошкольного возраста)
Авторы:
- Филатова Светлана Владимировна, воспитатель СП ГБОУ СОШ с.Ольгино детский сад «Журавленок» м.р. Безенчукский Самарской области;
- Проворова Лариса Михайловна, воспитатель СП ГБОУ СОШ с.Ольгино детский сад «Журавленок» м.р. Безенчукский Самарской области;
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» Сергей Михалков
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает развитие у детей представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях.
Одним из направлений работы нашего детского сада является формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста, посредством знакомства с традициями народной культуры.
За основу мы взяли парциальную программу Н.Г. Зеленовой и Л.Е. Осиповой «Мы живем в России». Работа по данной программе ведется с детьми 4-7 лет.
Целью программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам: Родная семья. Родной город, село. Родная страна. Родная природа. Родная культура.
Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности воспитателей с детьми. Наиболее эффективным методом совместной работы всех участников образовательных отношений является проектная деятельность. Сегодня вашему вниманию мы хотим представить один из проектов «Тряпичная кукла – мудрость народная». Целью проекта является приобщение дошкольников к народной культуре через ознакомление с традиционной рукотворной куклой.
Народная культура собирательное понятие. И одной из составляющих особенностей воспитания в народной культуре является использование народных игрушек, среди которых главное место занимает кукла. Главная ценность народной куклы в том, что она является той самой ниточкой, которая связывает ребенка с народным культурным наследием, с опытом прошлого, с местными традициями, с национальной культурой. Рукотворные куклы выполняют разные функции: детская забава, средство воспитания, обереги и главная функция — это духовное общение.
Почему же мы выбрали народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры?
Во-первых, кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка, обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Она проста, но в этой простоте таится великая тайна. Кукла – незримый посредник между миром детства и миром взрослых. Она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создавших ее людей. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. В этом главная ее ценность.
Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол — дети.
Кукла, являясь частью традиционной детской культуры, несет в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. Изготовив куклу, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает) т.е. осваивает различные социальные роли. В процессе игры с ней, дошкольник учится общаться, фантазировать, проявлять милосердие, а главное у детей
проявляется эмоциональный контакт с куклой.
Воспитание на основе знакомства с народной куклой, дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие качества: доброта, любовь к Родине, родному краю, к родственным корням, уважительное отношение к труду.
Изготовление куклы не требует жесткой системы выкроек и лекал, поэтому единый технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. Процесс изготовления приносит радость. Отсутствует понятие неудачи, неправильности. Ребенок осваивает в процессе изготовления куклы приемы работы с разными материалами. Работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности. В процессе работы развивается мелкая мускулатура пальцев рук, происходит массаж рук. Все это влияет на развитие мышления и развитие речи. В процессе занятий по изготовлению кукол у детей развиваются такие качества, как усидчивость, усердие, умение доводить начатое дело до конца, развивается пространственное воображение и
творческие способности (чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус). Детям предоставляется возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, обычаи русского народа, принимать участие в народных праздниках.
Старики раньше говорили: «Кто в куклы не играл, счастья не видал». За внешней простотой народной куклы стоит нечто, более глубокое, чем просто сувенир, безделушка или просто оберег — поставил в красный угол и жди чуда.
Кукла – это мудрость народная. С самого рождения человек знакомился с куклой.
Родился ребенок, не спит в колыбельке, мама ему куколку быстро из носовых платочков смастерила. Вот тебе, кукла-бессоница (приходи бессонница с куклой поиграй, а нашу детку не трогай). Положи такую куклу с ребенком в кроватку, он и успокоится.
Люди в старину говорили: «ребенку до 4-х лет надо давать мягкие, теплые игрушки, чтоб душа не охладела».
Вот еще одна рукотворная кукла – кукла-хороводница. В те времена мудрые родители приучали ребенка к работе. Кукла-хороводница – одна из немногих чисто игровых тряпичных кукол, на которых не возлагали оборежных обязанностей. Это была обычная игрушка на палочке, которая при вращении весело крутилась. Делали обычно каждому ребенку сразу две куклы – по одной в каждую руку. Играя с Хороводницами, нужно было крутить их в разные стороны одновременно, что являлось хорошей тренировкой для пальцев. Это нужно было для того, чтобы повзрослев, девочка могла уверенно браться за прядение, и освоение нового вида рукоделия для нее проходило быстрее. В общем, получается, что кукла-хоровдница – это
тренажер для детских ручек. Умелое обращение с Хороводницами приветствовалось и поощрялось, отличившиеся усердием девочки могли на полных правах участвовать в хороводах со старшими подружками.
С помощью кукол родители учили детей самостоятельности. Кукла-каша. Кукла это не простая, а, как и многие куколки, с большим смыслом. Неказистая на вид она выполняла важную роль в становлении девочки-помощницы. Раньше девочек учили готовить только самые
необходимые и самые простые блюда — кашу, например. В семье девочку учили готовить уже в 7 лет. Не всегда было время у мамы подсказать что-то дочери, много разных дел у неё. Для этого она шила ей куклу-помощницу. Ведь как ребёнку легче чему-либо научиться? Конечно в
игре. «Вот дочка тебе помощница, бери её, чтоб самой приготовить кашу. Как? — кукла подскажет. Это кукла не простая, а кукла-мерка. Посади её рядом с горшочком. Он высотой с куколку. По поясок насыпь в него крупу, по шейку куклы налей воды и будет хорошая каша» -
так учила дочку мама. А когда девочка становилась постарше, то могла сшить и одежду для своей подружки-помощницы. Тогда с ней и поиграть можно было.
Вот – куклы. Берите. И в дом свой несите. И пусть на столе, на стене, на диване Они улыбнуться вам, когда захотите И, может, теплее кому-нибудь станет.
А если кому-то однажды взгрустнется Откройте им то, что гнетет вашу душу. И кукла поймет, и щекой к вам прижмется, И, может быть, круг ваш печальный разрушит.
Не обижайте их, в них спрятана сказка… В них столько тепла и доверия к людям. И, может быть, кукла – всего только маска Мечты, о когда-то несбывшемся чуде...
|