Участники проекта:
- воспитанники от 3 до 7 лет МДОАУ «Детский сад № 96 «Рябинка» комбинированного вида г. Орска»;
- Малыхина Виктория Валерьевна, музыкальный руководитель МДОАУ «Детский сад № 96 «Рябинка» комбинированного вида г. Орска».
- Костылева Маргарита Викторовна, хореограф МДОАУ «Детский сад № 96 «Рябинка» комбинированного вида г. Орска»;
- педагоги МДОАУ «Детский сад № 96 «Рябинка» комбинированного вида г. Орска»;
- родители воспитанников МДОАУ «Детский сад № 96 «Рябинка» комбинированного вида г. Орска».
Направление развития: художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».
Области интеграции: художественное творчество, коммуникация, социализация, здоровье, труд, познание, чтение художественной литературы.
Цель нашей деятельности: вызвать интерес к утраченным традициям, содействовать сохранению народной культуры через игру на народных инструментах – ложках, развивать музыкально-творческие способности детей.
Скачать конспект
Задачи, которые мы ставили перед собой в ходе реализации:
- Развивать творческий потенциал детей.
- Обучить детей игре на ложках индивидуально и ансамбле.
- Воспитать интерес к традициям народной культуры.
- Познакомить детей с историей русского сувенира – деревянной ложки.
- Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.
- Условия возникновения и становления опыта.
В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоциональной открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации.
Ребёнок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную ценность.
Мы считаем, что можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах.
Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребёнок осознаёт, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность. Стоит отметить, что народные инструменты являются своего рода посредниками в процессе адаптации ребёнка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.
Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило нас к разработке и реализации работы по обучению детей дошкольного возраста на ложках.
Мы считаем, что включение народной музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.
2. Актуальность.
Актуальность представленного опыта обусловлена значением обучения игре на ложках для всестороннего развития дошкольников. Образовательные программы, в разделе «Музыкальное воспитание» предусматривают обучение детей игре на музыкальных инструментах, но не дают технологии обучения игре на русских народных инструментах, в том числе на ложках.
Игра на ложках вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Также позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а тонкой моторики.
Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.
В процессе знакомства с ложками:
- дети узнают об истории их создания;
- изучают исполнительские особенности ложек;
- познают, как образуется звук;
- узнают свойства звука (неопределённая или определённая высота динамические возможности и т.д.);
- приобретают знания об особенностях применения ложек (звукоизобразительных эффектов, звукоимитации, игра соло, в ансамбле, усиление динамических оттенков и др.)
Игра на ложках оказывает эффективное влияние на развитие ритмических способностей детей, которые в свою очередь влияют на качество речевого развития. В детской психологии и методике развития речи дошкольников установлено, что плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозит формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована, дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Обучение игре на ложках доступно уже с младшего дошкольного возраста. Игра на ложках особенно привлекательна для юных музыкантов. Обучение не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время, как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные приёмы игры (на трёх, четырёх и большем количестве ложек).
Учитывая развивающую роль игры на ложках в нашем детском саду, мы пришли к созданию ансамбля «Уральские ложкари». Взаимодействие с детьми осуществляется в рамках кружковой работы в свободное от занятий время, во вторую половину дня.
3. Основополагающими принципами данного опыта являются.
- гуманизация воспитательно-образовательного процесса в детском саду;
- индивидуализация;
- постоянность и системность процесса;
- преемственность;
- последовательность;
- педагог на позиции «играющего партнера»;
- создание атмосферы добра, покоя, любви, эмоционального комфорта.
4. Новизна опыта.
Работа в данном направлении направлена на формирование духовно-нравственного воспитания.
Способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.
Гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности.
5. Ведущая идея опыта.
Ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов.
Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.
Ещё в XVIII в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли весёлые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек.
В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.
6. Технология опыта включает в себя.
Предварительная работа:
Первый этап. Знакомство детей с ложками и элементарными приёмами игры на ложках. Педагог должен сыграть на ложках, увлечь детей музыкой. Знакомство с деревянными ложками начинаем со 2 младшей группы. Знакомство с ложками проводится постепенно, усложняя задание от занятия к занятию.
Сначала рассматриваем расписную деревянную ложку, ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп — поварешка, обратная ее сторона называется «щекой» или «пяточкой».
Интерес к ложкам возникает при личном контакте ребенка с ними. Перед игрой на ложках ведется подготовка исполнительского аппарата — рук. Исполняя попевку «Петушок», дети хлопают ладошками ритмический рисунок и, только когда исполнение будет ритмичным, дети берут в руки ложки и стучат тот же ритмический рисунок песни различными приемами игры. Играя приемом «прямые удары», дети передают ритмический рисунок своего имени с одновременным его проговариванием (Во-ва – 2 удара, Ан-дрю-ша – 3 удара). Ударяя ручкой ложки о «щечку» другой ложки, изображают, как капает дождь в песне «Дождик» (дождь играют ручками ложек»).
Давая малышу в руки инструмент, учим его играть что-нибудь конкретное: капает дождик, тикают часы, птички клюют зернышки, постучать в дверь теремка. При этом происходит не просто игра, а восприятие ритма, обучение звукоизвлечению.
В этом возрасте осваиваем 2-3 приема игры на ложках: «прямые удары», игра ручками ложек и «щечками», зажатыми в кулачках. Желательно создать у детей радостное настроение от общения с музыкой: так в гости к ребятам приходит петушок с корзинкой, в которой лежат ложки; приходят куклы, зайцы, котик, мишка и включаются в игры с детьми. Игрушки ходят, бегают, топают, хлопают, пляшут, а дети передают в игре на ложках ритмические изменения – так у детей развивается чувство ритма.
Второй этап. Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание
координированным совместным действиям детей для игры в ансамбле. С этой целью мы проводим следующие игры и упражнения:
- Прохлопать в ладоши простой ритмический рисунка знакомой попевки, песни, затем простучать этот ритм на ложках.
- Игра «Музыкальное эхо». Педагог простукивает ритм – дети повторяют. Можно предложить ребёнку простучать ритм – всем детям повторить.
- Целесообоазно вводить различные ритмические задания, используя карточки с ритмическим рисунком.
- Ритмическая импровизация. Педагог играет любую плясовую мелодию, а дети воспроизводят ритм.
В средней группе дети уже самостоятельно отличают 2-х частную форму музыкальной пьесы. Например, дидактическая игра «Пальчики и ручки» — тихое и громкое звучание (тихо – постукивают ручками ложек, громко – «щечками»). На данном примере дети учатся играть с изменением динамики.
Вспоминаем и обыгрываем музыкально-дидактические игры хорошо знакомые по 2-й младшей группе. Постепенно усложняем их, и они приобретают новую форму, становятся подвижными играми или тренингами для рук. Например, «Наши ручки», «У кота-ворота» — дети учатся правильно реагировать на текст — движениями, а также следовать своими действиями за ритмическими акцентами. Например, «Солнышко» — учатся подпевать текст, подсказывающий способы игры на ложках. Такой метод работы воспитывает у детей логическое мышление, внимание.
В средней группе мы используем приемы игры на двух ложках: ручкой одной ложки стучать по «щечке» другой; стучать приемом «прямые удары» по ложкам соседа.
Уделяется много внимания положению рук и одновременным ритмичным хлопкам. После того, как дети усвоят ритмический рисунок песни в хлопках, этот же рисунок играют на ложках. Напевая песенку, дети исполняют ритмический аккомпанемент сначала одним приемом игры, например, «прямые удары» (отрабатываем ритмичную игру, затем вводятся другие приемы игры — «скользящие», «ручкой ложки о «щечку». Таким образом, создается интересный аккомпанемент.
С целью развития метрической пульсации у детей и расширения возможностей ручного инструментария используем метод — по показу педагога. В качестве физкультминуток выполняем метроритмические упражнения под музыкальное сопровождение, под собственное пение или речитатив.
Дети демонстрируют вокальное исполнительство в сочетании с собственными метроритмическими движениями: притопы, хлопки, ритмичная ходьба, танцевальные движения. Под фоновое звучание русских народных мелодий, экспромтом играем метроритм пьесы знакомыми детям приемами игры на ложках. Такие тренинги вырабатывают навыки у детей слышать и передавать в игре на ложках метрическую пульсацию исполняемого произведения, ненавязчиво активизируют коллективную игру — игру ансамблем. У детей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость в виде игры на ложках.
Приёмы игры на ложках в средней группе: части ложки: ручка, чашечка, «пяточка» (Приложение 1).
Ложки в двух руках держат за ручки, удары приёмами:
1. «Ладушки»
Одновременно двумя руками «пяточкой» по «пяточке».
2. «Блинчики»
Ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке» левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки.
3. «Тарелочки»
Руки вытянуты вперёд, скользящие удары «пяточкой» по «пяточке».
4. «Бубен»
Одна ложка опорная в согнутой в локте руке или вытянутой вперёд, другой ложкой удары по «пяточке».
5. «Часики»
Круговые движения руками перед собой.
6. Удары вправо-влево, вверх-вниз одновременно двумя ложками.
В старшей группе с детьми продолжаем обучение игре на ложках более углубленно. Сначала проводим с детьми беседы об истории деревянной ложки, ее разновидности, показываем слайды и видеоклипы детских ансамблей ложкарей.
Знакомим детей с определенными правилами поведения в работе ансамбля. Проводим работу по технике безопасности, по постановке рук (ложки держать одинаково на одном уровне) и организации общего внимания у детей.
В старшей группе обучаем детей следующим приемам игры на ложках: «прямые удары», «тремоло», «хлопок», «маятник», «литавры», «копытца», «солнышко», «скольжение». Все эти приемы игры варьируются во время игры в парах. Хорошим помощником в обучении музыкальной грамоте и обучении игре на ложках являются музыкально-дидактические игры такие, как: «Прогулка», «Кто подошел к теремку?», «На бабушкином дворе», «Музыкальный поезд», «Лесенка», «Эхо».
От индивидуального и подгруппового исполнения простых песенок, прибауток, дразнилок мы постепенно переходим к более сложным заданиям – игре аккомпанемента русских народных и программных песен полным составом – ансамблем.
В подготовительной к школе группе обучению игре на ложках в ансамбле уделяется особое внимание. Здесь отрабатываются задачи старшей группы и ставятся новые более сложные цели и задачи. Встает вопрос, как детям влиться в мир звуков, не нарушив их гармонии, как научится слушать и слышать музыку, как откликаться на позитивно звучащий мир, как достигнуть совершенства в гармонии и ансамбле с миром звуков?
Большое внимание уделяется освоению техники игры, вырабатываются навыки коллективного музицирования, развитию творческих и исполнительских способностей у детей. Ведется работа по развитию слухового восприятия и музыкальной памяти, чувства ансамбля, прививаются любовь к русской народной музыке.
Здесь применяются разнообразные методические приемы: слушание музыки, демонстрация иллюстраций, игрушек, музыкально-дидактические игры.
Дети знакомятся с приемами игры: «мячики» или «хлопушка», «малая и большая дробь», «лягушка» или «кастаньетки».
Освоение технических приемов игры на ложках обыгрывается сюжетно и вербально, варьируются в игре парами и различными способами извлечения звука. Разучивание каждого приема игры начинаем с пропедевтической разминки, упражнение выполняется с ложками только после развития до необходимого уровня координации и автоматизации движений исполнительского аппарата. Одни и те же задания исполняются с различными изменениями темпа, динамических оттенков уделяется особое внимание импровизационной игре и детским авторским сочинениям.
Предлагаем детям самостоятельно выбрать вариант исполняемого задания или придумать свой. Этот прием усиливает мотивационные установки на качество выполняемого задания, а также предоставляется возможность детям соотнести уровень сложности задания со своими возможностями. Ребенок, проговаривая, своим речевым аппаратом подкрепляет и координирует движения рук, что помогает ему более быстро
выработать необходимые навыки. Активизируют детей различные упражнения – игры: «Кто быстрее», «Кто лучше сыграет».
Третий этап: Выступление в ансамбле на праздниках, концертах перед публикой: концерты, развлечения, родительские собрания, «Осенины», «Посиделки», «Ярмарка» и др. На праздничных утренниках: 8 марта, «Празднике Весны».
Игра в ансамбле ложкарей формирует у детей потребность к самостоятельному мышлению и анализу, развивает творчество, побуждает их применять свои знания в самостоятельных видах деятельности в повседневной жизни.
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).
- Репродуктивный (показ приемов игры педагогом или ребенком, разучивание, закрепление материала).
- Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
- Практический (повторение и закрепление приемов игры на ложках).
- Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
- Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).
- Самостоятельная музыкальная деятельность (игра на ложках под косвенным руководством педагога).
- Результативность.
Положительные результаты, достигнутые в процессе реализации:
1) Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего и старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности и предпосылок развития музыкальных способностей:
- отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами народных музыкальных инструментов, русским народным костюмом, промыслами;
- возросла речевая активность детей на музыкальных занятиях по слушанию музыки и в певческой деятельности.
Ребенок:
- играет индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;
- применяет в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках и других музыкальных инструментах;
- слышит и понимает музыкальные произведения – его основную тему;
- поет чисто, интонируя мелодию и одновременно играет на ложках;
- ритмично двигается, соблюдая колорит и удаль русской души;
- понимает и чувствует ответственность за правильное исполнение в ансамбле;
- развита двигательная память и мелкая моторика;
- развит музыкально-ритмических слух;
- ребенок способен к творческой импровизации в игре на ложках, использует полученные навыки в других видах музыкально-творческой деятельности;
- повышается самооценка своих музыкально — творческих способностей;
- развивается выразительность речи;
- формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к духовному наследию и мировоззрению русского народа.
2) Отмечается активное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта:
- родители создают условия в семье для экспериментирования со звучащими игрушками и свободного музицирования;
- с удовольствием приняли участие в подборе попевок, стихов и загадок по теме;
- продолжается совместная работа по изготовлению кукольно-ложечного театра.
Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с русским народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре русского народа.
Результаты, полученные при реализации проекта «Ложка – точеная, ручка – золоченая»:
- Дидактические игры, фотографии досугов, модели непосредственно-образовательной деятельности, папки-передвижки с консультациями, музыкальные произведения на CD и DVD дисках, рисунки детей «Моя расписная ложка», кукольно-ложечный театр.
8. Адресная направленность опыта:
Опыт может быть использован в работе любого дошкольного учреждения для формирования духовно-нравственного воспитания, создания единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.
9. При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые результаты:
Положительные результаты возможны:
- при обеспечении целостности, единства образовательно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах;
- при обновлении форм и содержания образовательно-развивающей работы с дошкольниками;
- при творческом характере деятельности музыкального руководителя, педагогов, родителей (законных представителей);
- при овладении воспитателями активными методами обучения;
- работа по данному направлению проводится систематически.
Список использованных источников литературы
1. Каминская Е.А. «Игра на ложках», Издательство: Планета музыки
Издание: 4-е изд., 2016 г, 64 с.
2. К. Пино «История деревянной ложки».
3. Науменко Г.М. «Детское фольклорное интонирование» // Русский фольклор в современных образовательных структурах. – Кемерово, 1996.
4. Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 96 «Рябинка» комбинированного вида» г. Орска».
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13.
6. Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Приложение 1
Приёмы игры на ложках
«Ладушки»
Одновременно двумя руками «пяточкой» по «пяточке».
«Блинчики»
Ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке» левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки.
«Тарелочки»
Руки вытянуты вперёд, скользящие удары «пяточкой» по «пяточке».
«Бубен»
Одна ложка опорная в согнутой в локте руке или вытянутой вперёд, другой ложкой удары по «пяточке».
«Часики»
Круговые движения руками перед собой.
Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа.
И, может быть, пока наши дети играют на ложках, гадают на ромашке, просят божью коровку «улететь на небушко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.
Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Всего вам доброго.
|