Старший воспитатель ГБОУ Школа №97 ДО№ 3 Дубинина Ольга Анатольевна
Проблема преемственности – одна из многих актуальных проблем современного учебно-воспитательного процесса и дошкольной педагогики. И хотя вопрос об осуществлении преемственности при поступлении детей в начальную школу не является новым, каждый год этот вопрос на качественно ином уровне. Так как внедряются современные методики обучения, воспитания и развития, а также выявляются новые подходы и все чаще используются наряду с традиционными технологиями, нетрадиционные технологии подготовки учащихся и воспитанников ДОО.
С переходом российских школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности становятся ещё более значимыми.
Обучение в начальной школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни каждого ребёнка не только социально-психологическом, но и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка. Всё подчиняется школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период для детей, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Перед дошкольным образовательным учреждением встаёт вопрос, как организовать свою работу так, чтобы ребёнок получил хорошую подготовку в ДОО, хорошее качество обучения в начальных классах и сохранил свои способности хорошо учиться в дальнейшей жизни. В настоящее время в работе по преемственности педагоги, воспитатели и психологи опираются на процессы самоорганизации, самоконтроля, на проявление способности ученика избирательно относится к учебному материалу, на умение учиться, на овладение способами творчества. Следовательно, задача педагогов – обеспечить условия для проявления всех способов познания, создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, терпении, понимании общении с ребёнком. Такой подход позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.
Преемственность с точки зрения дошкольной образовательной организации — это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Преемственность с позиции школы — это опора на те, знания, навыки и умения, которые уже имеются у ребёнка, а то, что ребёнок прошел, осмысливается на более высоком уровне. Дошкольная ступень — сохраняет ценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, сохраняя «радость детства». Начальная ступень школы — подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления. Соблюдение правил преемственности в обучении, воспитании и развитии ребёнка принципиально значимо. Правило преемственности является одним из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогических воздействий в воспитании. Недостаточное внимание к принципам преемственности в обучении и воспитании отрицательно влияет как на качество знаний и выработку умений, так и на коммуникативные и общественно значимые стороны личности ученика. Задачей педагогов при осуществлении такого подхода в обучении становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Несоблюдение правила преемственности и индивидуального подхода при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребёнка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика. Поэтому необходима индивидуальная работа с учащимися, не нарушающая принципы сотрудничества, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога. Также необходима работа с родителями, которая оказывает неоспоримую помощь в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, без соблюдения преемственности в обучении невозможно обеспечить высокий уровень учебных достижений учащихся и подготовить детей к обучению на следующей ступени образования, а также максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося.
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности дошкольной образовательной организации и школы, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт.
И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителям.
Известно, что важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами конкретного дошкольного учреждения и конкретной школы. Как показывает опыт, чтобы обеспечить постепенное вхождение дошкольников в школьную жизнь, педагогам детского сада, учителям школы и родителям нужно:
выработать общие взгляды на ребёнка и его вхождение в школьную жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома и будущей школы; согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга; найти общий язык, на котором могут говорить о ребёнке-будущем первокласснике все заинтересованные участники преемственной цепочки.
Одним из ключевых направлений взаимосвязной деятельности должно стать налаживание реального психолого-педагогического сопровождения процесса перехода ребёнка их ДОО в начальную школу. Это позволит преодолеть не только уже существующие проблемы, но работать над тем, чтобы их в дальнейшем не возникло. ДОО и начальная школа должны составит единый план, включающий в себя деятельность, в рамках двух направлений: совместная работа воспитателя детского сада и учителя начальной школы, а также ознакомление детей дошкольного возраста с начальной школой. Преемственность в работе -это работа педагогов, родителей и детей.
Литература
- Бохорский Е.М. Эльконин Д.Б Проблема готовности к школьному обучению. -М.: Просвещение, 1993. -173с.
- Ганелин Ш.И. Кудрявцева В.Т. Развивающие образование: теоретические основания преемственности дошкольной начальной школьной ступени//Вопр.психол.1997. №1. С. З—18
- Должникова Р.А., Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. М.: Школьная пресса, 2008. 0126с
- Кобазева Ю.А. Психологическая готовность к школе: учеб. пособие для студ. учреждений высш.образования/Ю. А. Кобазева. -М.: Издательский центр «Академия», 2014. -176с.
- Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие/ Е.П. Арнаутова, Г.Г. Зубарева, Л.А. Ермакова, Е.А Кулакова; Под ред. Е. П. Арнаутовой. -М.: ТЦ Сфера, 2006. -128с.
- Преемственность в работе детского сада и начальной школы: Библиотечка руководителя детского образовательного учреждения/Составители Г.К. Широкова, Л.А. Парамонова, Т.К. Воробьёва. (Под общей редакцией Г.К.Широковой).-М.: Арсенал-М, 1998. -96с.
- Преемственность. Дошкольное образовательное учреждение-начальная школа: сб. метод. Материалов/Департамент образования г. Москвы, Центр. окр. упр., Окр. метод. центр; (ред. -сост. И,А. Моисеев). -М.: Новый учебник, 2008. -144с.
|