Консультация "С чего начать обучение грамоте"
учитель-логопед Губина Г.И.
Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
С чего начинать обучение грамоте? Начинать надо с игр. Как же так? – спросите вы. Ведь обучение чтению занятие серьезное, здесь нужны порядок, сосредоточенность, внимание ученика, его усидчивость, готовность трудиться, преодолевать трудности, одним словом особая организация деятельности – учение, где нет места прихотям, капризам, беспорядку и неожиданностям детской игры. Ведь и так большую часть времени ребенок делает то, что ему хочется, надо же наконец воспитать в нем ответственность, умение подчиняться правилам. Парировать эти справедливые на первый взгляд, возражения вам поможет собственный опыт общения с ребенком. Вспомните, в каких ситуациях вам легче всего добиться от ребенка послушания? Когда он с наибольшей охотой старанием следует вашим образцам? Ради чего он готов отказаться от прогулки и от детской передачи, забыть недавнюю ссору и свои самые неотложные нужды? Ну, конечно, ради совместной игры.
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. 4-5 летний ребенок чувствителен к звуковой ткани речи, но для того, чтобы выделять в слове отдельные звуки, недостаточно одной речевой практики. Как показано в работах Д.Б. Эльконина, ребенок — дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определенного способа действия со словом – интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, СССон, сОООн, соННН). Как научить ребенка такому способу обращения со словом? Ведь здесь нарушается естественное членение речи на слоги и как бы исчезает смысл произносимого.
Способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове ребенку легче передать в игре. Это могут быть игры – звукоподражания. Напрмер: Ты слышал, как жужжат пчелы? Попробуй пожужжать также ЖЖЖЖ. А теперь, давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так: «Давай друЖЖЖить? Ты где ЖЖЖивешь? А я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовыми пироЖЖЖками и мороЖЖЖенным».
Такие игры как правило легко подхватываются ребенком, сначала он повторяет за взрослым, а затем самостоятельно находит слова со звуком Ж, выделяя его и подчеркивая «пчелиным способом». Подражание пароходному гудку, игра «Разговор двух пароходов» научат ребенка протягивать звук УУУ. Акцентируя в словах звуки ШШШ и ССС, легко превратить обычную речь в «змеиный язык» и т.д. звукоподражание можно включать в самые разнообразные игровые сюжеты. Главное, чтобы игровая роль определяла звуковую окраску речи, требовала выделения звука.
Когда ребенок научился в игровом, звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом.
-Скажи, с какого звука начинается слово «МУХА»? Потяни этот первый звук.
-А есть МММ в слове «ДОМ»? А в слове «СТЕНА»? Какие ты можешь назвать слова на звук МММ?
Задача звукового анализа слов будет решаться с детьми с большей охотой, если ей придать игровую форму.
Игра «Магазин». На прилавке разложены разнообразные предметы: мелкие игрушки, книжки, карандаши, ластики, пуговицы, яблоки, конфеты, печенье и т.д. «Продавец» — взрослый. Ребенок приводит в магазин «покупателей» — это игрушечные звери и куклы. Каждый покупатель выбирает себе товар на свой вкус. Продавец отпускает товар лишь в том случае, если покупатель называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет. Так, например:
Продавец: — Мишка, что ты себе выбрал?
Мишка: — Я хочу купить эту ложку.
Продавец: — За ложку надо платить первым звуком этого слова. Спой его.
Мишка: — ЛЛЛЛ.
Продавец: Правильно, молодец, можешь забрать ложку.
Если мишка или кукла затрудняются ответить на вопрос, им могут помочь другие игрушки – в этом случае взрослый, действуя за игрушку, подсказывает правильный ответ. В следующий раз можно меняться ролями. Ребенок становиться продавцом, а взрослый будет отвечать за покупателей (при этом иногда умышленно ошибаться). Здесь важно, чтобы ребенок самостоятельно заметил ошибку взрослого.
Игра «Звуковое лото» требует от ребенка правильно находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов. По правилам игры детям раздаются карточки лото с картинками и маленькие пустые карточки. Взрослый – ведущий называет звук, например, ВВВ и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком ВВВ?» Не обязательно, чтобы этот звук стоял вначале слова, он может стоять и в конце, и в середине. Дети глядя на карты, отвечают: «У меня ВВВоробей, а у меня короВВВа и т. д». Картинку с правильно найденным звуком ребенок закрывает карточкой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки. Для этого ребенку нужно в первую очередь сосредоточить внимание на звуковой форме слова, не пропуская ни одного слова с названным звуком.
Взрослый, ведущий игру, должен учитывать, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Так, например, в словах МЯЧ и МАСКА, ТЕТЯ и ТОРТ, ЛУНА и ЛЮСТРА первые звуки разные, хотя они и обозначены одинаковыми буквами. О назначении букв ребенок еще не подозревает, а различие мягкого и твердого звука, как правило чутко замечает. Но бывают и ошибки. Так, если ребенок объявляет, что у него есть слово на звук ЗЗЗ –ЗЕБРА, взрослый должен поправить его: «Как ты говоришь ЗЗЗЭ-бра или ЗЗЗЕ-бра»? ЗЗЗ произносится мягко, с улыбкой. Смотри, мои губы растянуты, как будто я улыбаюсь. А ЗЗЗ говорю твердо, без улыбки. Ну-ка, найди на карточке слово на твердый ЗЗЗ. Конечно ЗЗЗАЯЦ. Закрой зайца карточкой.»
Помимо работы с отдельным словом, взятым вне фразы, предложения, можно проводить анализ звуков в речевом высказывании. Для этого подходит игра «Запретные звуки», построенная по правилам известной игры «ДА, НЕТ не говорить». Только вместо запретных слов условия игры следующие: взрослый-ведущий задает ребенку разнообразные вопросы, а ребенок, отвечая, должен соблюдать правило – не произносить определенный звук. Например, запрещены звуки Х и Ч.
Взрослый: Что продают в булочной?
Ребенок: Булки и … леб.
Взрослый: Какой предмет у нас показывает время?
Ребенок: …асы.
И т.д.
Вы конечно заметили, что предлагаемые игры полезны не только для обучения грамоте (до этого еще далеко), но и для развития речи и внимания ребенка, что безусловно, важно для дальнейшего школьного обучения. Но, готовя дошкольника к обучению, нельзя ни на миг забывать о потребностях сегодняшнего дня, о необходимости развивать речевые навыки ребенка. Однако, прежде чем учить ребенка в игре, надо уметь играть самому.
Предлагаем вашему вниманию рассказы о типичных ошибках родителей, не умеющих играть или просто не доигрывающих.
-Давай поиграем! –предлагает папа дочке. И та немедленно взбирается ему на колени.
- Какой первый звук в слове ММММама?
-МММ.
-Умница. А в слове ППППапа?
-ППП. Пап, а когда мы будем играть? Давай, как будто я учусь в школе, а ты меня вызывашь к доске и отметку поставишь. Давай?
Так ребенок учит папу игровой честности. За заманчивой заставкой «давай поиграем» не должен следовать чисто учебный разговор. Нужно создать хотя бы минимальную игровую условность: вообразить, что действие происходит в школе, роли, ввести школьную атрибутику (доску, отметку…).
Школа в данном случае – самый примитивный сюжет, который приходит в голову любому ребенку. Взрослый может быть остроумней и изобретательнее, стремясь не только научить ребенка звуковому анализу, но и обогатить детскую игру, задеть воображение
Вот Сашина мама приглашает сына играть во «Вкусные звуки». Она придумала новую игровую ситуацию и спешит проверить в действии.
Мама: Знаешь, кто прилетал ко мне на кухню?
Саша: Кто? Шмель? Ты его прогнала?
Мама: Карлсон прилетел! И сказал, что самые вККККусные ККККушанья начинаются на его звук на КККК. ДоКККтор сКККазал КККарлсону, чтобы он питался тоько на ККК, иначе но испортит фигуру. (Маленького игрушечного Карлсона мама поставила пере сыном. Саша рад поделиться со своим любимцем всем самым вкусным)
Саша: Карлсон, ты будешь пирожки с грибами!
Мама: (убирает игрушку) Он испугался и улетел.
Саша: А чего он испугался?
Мама: Боялся растолстеть. Ведь у него диета, ему можно еду только на звук ККК.
Саша (кричит): КККарлсон, вернись, я тебе КККонфету дам. КККофе будешь?
(Мама возвращает игрушку, и Саша делает то, что с самого начала должна была делать мама: он обыгрывает действие с игрушкой)
Саша (голосом Карлсона): КККофе с КККонфетой? Мой любимый завтрак! КККак вКККусно!
Мама, поняв урок, преподанный сыном, включается в игру и говорит голосом Карлсона: -Спасибо! Завтра буду есть только на МММ.
Саша: МММороженное будешь? А МММаную кашу?
Так Саша дал маме урок игры: не стоит описывать действия героев и рассуждать по их поводу, надо действовать за героя и говорить от его имени. А то, что герой этой игры имел дело со звуками, это уже заслуга мамы, придумавшей замечательную игровую ситуацию для обучения звуковому анализу.
Давайте подведем итоги первого этапа обучения грамоте. Вы начали играть в звуки. И старайтесь строить игровое обучение как полноценную игру, в которой есть игровая ситуация: условный, воображаемый мир, в котором действуют герои игры. Если ваши герои играют со звуками, то ваш ребенок освоит звуковой анализ играючи.
|