Омётова Олеся Васильевна. Пути преодоления упрямства в условиях ДОУ и семьи

Пути преодоления упрямства в условиях ДОУ и семьиУпрямые дети доставляют массу неприятностей родителям, и те единодушно считают своих детей упрямыми. Но в детском саду далеко не все такие дети осмеливаются столь же настойчиво демонстрировать особенности своего характера, и поэтому воспитателям их упрямство не сразу бросается в глаза, а иногда и вообще не воспринимается как трудность. Скорее всего это происходит, так как в группе всегда есть кто-то мешающий спокойному течению ее жизни в гораздо большей степени. Но и симпатии к таким детям педагог не испытывает, другие дети тоже, поэтому оказывается изолированным в группе, что еще больше ухудшает его характер.

Скачать полный конспект

Задача воспитателей и родителей – осторожно направить этот процесс становления воли в правильное русло. Неверно было бы допускать, чтобы ребенок следовал каждому импульсу и добивался исполнения любого желания. Так, если ребенок постоянно настаивает на этом, всегда можно найти аргументы, чтобы со всей твердостью объяснить ему, почему это невозможно. Если же ребенок упорно стоит на своем в определенной ситуации (например, когда за ужином вместо молока он неожиданно попить лимонада), надо найти компромиссный вариант и отвлечь внимание малыша. Если, например воспитатель предлагает трехлетнему ребенку помочь покормить рыбок, а малыш отвечает категорически «нет», то педагог может другого ребенка попросить ему в помощи воспитателю. Если малыш изменит неожиданно свое решение, ему следует предложить быстро присоединиться в работу. Однако через некоторое время, побыв один и поразмыслив, малыш обычно выходит к воспитателям и сообщает: « Я снова хороший». Он с радостью идет на компромисс и охотно поможет сделать что-нибудь окружающим.
Кряжева Н.Л. пишет, что очень важно вовремя найти компромиссное решение. Правильно подобранное, оно поистине творит чудеса, и все обиды ребенка растают без следа. Малыш счастлив этой новой возможности контакта с взрослыми, потому что нуждается в нем. Если же реакция на предложенный выход из конфликтной ситуации будет отрицательной, ребенка на какое-то время надо предоставить самому себе. Не подвергая малыша опасности, необходимо все-таки дать ему почувствовать, чем обернется для него собственное желание или нежелание; только так он может сделать правильные выводы из конкретной ситуации и пополнить свой небольшой житейский опыт.
От того, как поведут себя взрослые по отношению к ребенку, зависит, удастся ли преодолеть такие критические фазы в его развитии или уже детское упрямство закрепится как стереотип поведения и превратится в будущем в модель общения с окружающим миром. Не следует мириться с детским упрямством, но нельзя и с помощью железных мер принуждать ребенка к послушанию. При этом важно, чтобы взрослые не вступали с маленьким упрямцем в «силовое единоборство». Нередко бывает, что воспитатель, впадая в состояние, близкое к аффекту, перестает контролировать свои действия и ведет себя недостойно. Это только подстегивает упрямство ребенка. Окрики, угрозы, а тем более рукоприкладство - негодные средства. Ими достигается либо обратный эффект, либо наносится серьезный вред в психике чувствительных детей.
Если ребенок с малых лет приучен к самостоятельности, владеет соответствующими его возрасту навыками и умениями, с раннего возраста привык выполнять разумные требования, то, опираясь на уже приобретенный опыт, он будет вести себя в критических ситуациях так, что родителям и педагогам не придется прибегать к ограничительным или запретительным мерам по отношению к нему, а если такие и последуют, то перенесет он их значительно легче. Воспитание самостоятельности у ребенка так укрепляет его волю, что он обычно избегает экстренных проявлений упрямства. Некоторые дети в приступе упрямства буквально цепенеют в судорожном столбняке. Такому состоянию обычно предшествует не украшающая ни ребенка, ни взрослого борьба. Или же ребенок уже знает, что такие судороги пугают взрослых и с их помощью можно добиться своего. Состояние оцепенения проходит само собой без каких- либо последствий. Ребенок перестает «заводить» себя, когда видит, что этим ничего не добьешься. Однако лучше всего в таких случаях проконсультироваться у врача, чтобы убедиться, что эти судороги не связаны с заболеваниями. При хорошем контакте с ребенком уже с раннего возраста можно добиться с помощью ласковых разъясняющих и отвлекающих слов. И ребенок, привыкший к своим обязанностям и приученный к самостоятельности, даже в сложных ситуациях сможет справиться с собственным упрямством.
Захаров А.И. считает, что взрослые должны быть в таких ситуациях образцом выдержки и спокойствия, так как на эти качества взрослого будет ориентироваться ребенок. Доброжелательный, но твердый тон. Умелое переключение ребенка на новые цели и наконец, дружелюбное отношение к малышу после приступа упрямства облегчает и ему, и родителям преодоление этой фазы развития, если таковая проявится со всей интенсивностью. Под воспитанием подразумевается не только целенаправленное воздействие взрослых, в том числе обучение знаниям и навыкам поведения но и непосредственный характер отношения (обращения) с детьми.
Воспитателям, у которых в группе есть, капризный ребенок, приходится тяжело справляться с выходками этого ребенка. Но нужно не забывать, что маленькому капризуле тоже приходится очень нелегко и он нуждается в понимании и заботе взрослых .
Как выше было сказано, упрямство обычно проявляется, среди людей, которые тебе очень близки, из-за этого воспитателям необходимо помогать родителям справляться с этой проблемой, т.е. давать рекомендации, как следует вести себя с упрямыми детьми, чтобы в последствии неправильное поведение родителей негативно не сказалось на психике ребенка, убедиться в причине его возникновения.
Злоупотребление во время проявления упрямства окриками, одергиваниями, угрозами, устрашениями, наказаниями нередко приводит, к развитию уже прямых нервных расстройств Симпсон Т.П. в одной из работ, описала четыре пути развития нервных заболеваний, которые возникают в результате подавления тяги ребенка к самоутверждению.
Первый путь – открытый протест, открытое сопротивление. В более легких случаях развивается негативизм, когда на любое требование или просьбу взрослых, даже приятную для ребенка. В более тяжелых случаях может разразиться двигательная аффективная буря, приступ ярости, когда малыш закатывается в крике, вплоть до тошноты и рвоты, ничего вокруг себя не видит и не слышит, часто бросается на пол и о стену, швыряет любые попавшие под руки вещи, в том числе и острые предметы, царапает, кусает, бьет, щиплет взрослых или других детей, а то и себя самого.
Непосредственным поводом для возникновения приступа ярости может послужить все, что угодно: лишняя ложка нелюбимой каши, высаживание на горшок и т.д. Это может произойти на прогулке, он может упасть с криками на землю, может на зло помочиться, хотя уже давно овладел культурно- гигиеническими навыками.
Что же в таких случаях делать? Вот как пишет об этом Пенелопа Лич: «Если ребенок впал в ярость, следите за тем, чтобы он не причинял вреда себе или окружающим. Захлестывающая ребенка ярость страшно пугает его самого. Если же, выйдя из этого состояния, он увидит, что себе он разбил голову, вам поцарапал лицо и тому же опрокинул вазу, это, с одной стороны, будет служить для него доказательством его собственной силы, и с другой – убедит его в том, что вы не можете ни сдержать, ни обеспечить его безопасность». И дальше: «Чтобы малыш не причинял вреда, попробуйте осторожно его удерживать. Успокаиваясь, он обнаружит, что вы рядом и что, как ни странно, поднятая им буря ровным счетом ничего не изменила. Постепенно он расслабится и свернется калачиком у вас на руках. Крики сменятся тихими всхлипываниями, и яростный монстр превратиться в беззащитного малыша, которому требуется ласка и утешение».
Нет смысла вступать с бунтующим ребенком в своеобразную дискуссию: пытаться перекричать его, в чем – то убедить, грубо удерживать его движения, наконец, заражаться его яростью и гневом – ни к чему хорошему все это не приведет, только к углублению приступа. Лишь хладнокровие и выдержка помогут, педагогам советует, Эльза Келер – исследовательница, работавшая над этой проблемой, и ребенку «отойти », успокоиться, никогда не давайте ребенку почувствовать, что в результате приступа он может что – то выиграть. Если он впал в ярость, потому что его не позвали выйти погулять, не позволяйте этого и после приступа. Если же, наоборот, перед приступом вы собирались на прогулку, то как только приступ пройдет, отправляйтесь гулять. В конце концов, если приступы не дают ребенку никаких преимуществ, никаких привилегий, никаких послаблений, они прекращаются.
Если же этого не происходит, ярость и гнев начинают включаться в структуру развивающейся личности. Из таких детей вырастают нередко Аффективно – неустойчивые люди, крайне вспыльчивые и гневливые. Сосуществовать с ними чрезвычайно трудно. И особенно трудно их детям, которые жестоко расплачиваются за ошибки, допущенные бабушками и дедушками.
Ничуть не легче и тем детям, которых родители держат в ежовых рукавичках. И уж конечно, совсем трудно тем детям, чьи родители в ранг высшей педагогической мудрости возвели физическое наказание.
Такая педагогика постепенно расшатывает нервную систему ребенка, истощает компенсаторные свойства, нарушает нормальную работу коры головного мозга, короче говоря, создает благоприятную почву для нервного срыва.
Взрываются, протестуют обычно дети с сильным типом высшей нервной Деятельности. Слабый тип такой «привилегии» не имеет. Детей этих буквально раздавливает тяжелый семейный пресс. Они становятся податливыми и послушными, но и … подавленными, запуганными, вялыми, робкими, трусливыми, слезливыми, мнительными, не уверенными в своих силах, у них легко развиваются различные страхи и навязчивости.
Таков второй путь преобразования феномена упрямства в нервные расстройства. Из таких детей вырастают обычно тревожно- мнительные люди, сомневающиеся в себе, в своих способностях и возможностях, не умеющие постоять за себя, за свои убеждения, боящиеся каждого неблагосклонного слова от начальства, «заболевающие» от одного неосторожного замечания соседа или сотрудника по работе.
Третий путь изживания ребенком протеста против взрослых – это путь регресса к более ранним фазам развития. Из конфликтной эпохи своей жизни ребенок идет назад, к периоду, когда благодаря своей беспомощности он был силен и подчинял себе окружающих. Этот путь отступления на старые позиции знаменуется стремлением быть как бы более маленьким – путем отказа от приобретенных самостоятельных навыков еды, одевания и т. д. В играх такой ребенок перестает проявлять инициативу, как прежде. Говорит, лепеча, будто только начинающее овладевать речью дитя.

Просмотров: 419
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Если ребенок заболел гриппом (ОРВИ)
  • Бондарева Е.В. Лондарева ЕА.. «Если ребенок врет…»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Старцева Алена Дмитриевна. «Если МУСОР разделять, может он ПОЛЕЗНЫМ стать»
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Наталья Мокеева. Консультация для родителей 'Если малыш плохо ест'
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Скрынникова Елена Викторовна. «Если ребенку рекомендовали окклюдер»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Олеся Владимировна Бортник. Проект «Чтобы Ребенок рос здоровым»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Вероника Клюева. Консультация для воспитателей «Когда ребенок в опасности»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Главный Редактор. Если бы водителей принимали на работу как АДМИНОВ
  • Киричук Лариса Феодосиевна. КВН в подготовительной группе. «Если хочешь быть здоров!»
  • Ершова Светлана Владимировна. Развлечение с мячом в средней группе 'Если хочешь быть здоров!'
  • Супоросова Екатерина. Проект «Если хочешь быть здоров»
  • Бородкина Юлия Валерьевна. Если хочешь быть здоров ЗАКАЛЯЙСЯ.
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Нефедова Елена Владимировна. Проект для второй младшей группы детского сада «Если хочешь быть здоров»
  • Ежова Татьяна Геннадьевна. Логопедическое занятие для детей в старшей группе «Если друг в беде».
  • Вероника Адаменко. Конспект НОД по образовательной области «Безопасность» в старшей логопедической группе по теме «Безопасность в быту: если ты остался один дома»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь