Презентация "Сказкотерапия"
Воспитатель: БРАЖИЦКАЯ А.А. МБУ д/сад № 43 «Гнёздышко» г.о. ТольяттиВоспитатель: А.А. БРАЖИЦКАЯ
У сказки есть счастливая возможность перелететь через пропасти, охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишится всего: и мудрости, и чувства справедливости, и дара воображения, и предвидения. С.Я. МАРШАК
Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, достоинства сказок заключаются в следующем:
Скачать конспект
Отсутствие в сказках дидактики, нравоучения.
Неопределенность места действия и главного героя.
Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.
Победа Добра. Психологическая защищенность.
Наличие Тайны Волшебства.
Общие закономерности работы со сказочным материалом:
- Принцип осознанности. Основной акцент делается на осознании причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающих событиях. Основная задача взрослого – показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно.
- Принцип множественности. Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. В этом случае задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.
- Принцип реальности. Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Здесь задачей выступает кропотливое и терпеливое прорабатывание сказочной ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях
Что такое сказкотерапия?
Сказкотерапия –
метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, для расширение сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром.
Основной принцип метода -
духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его Душе.
Забота о Душе (в переводе греческого) – и есть терапия.
Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: 1. Дидактические (в форме учебного задания).2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки) народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)сказки о животных;бытовые сказки;страшные сказки;волшебные сказки.
Цель сказкотерапии:
- активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Задачи:
Создать условия для творческого воображения, оригинальности мышления.
Стимулировать творческое самовыражение.
Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».
Алгоритм занятия:
1 этап. Организационный момент. На котором можно использовать приветствие: «В кругу друзей», с целью настроить детей на совместную работу.
II этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление детей, о чем- либо.
III этап. Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную работу. (Он может быть произвольным).
IV этап. Решение проблемы. Непосредственно образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях.
V этап. Развивающий элементы самосознания. Дети погружаются в своё внутреннее состояние. Прощаются со сказкой.
VI этап. Ритуал «выхода из сказки». Повторение ритуала «входа в сказку».
VII этап. Рефлексия. Когда дети «возвращаются» в группу, подводится итог, что всё получилось, и мы справились с проблемой только потому, что были все вместе, приходили друг другу на выручку. Мы всегда готовы прийти на помощь, а добро может творить настоящие чудеса.
При подготовке к занятию важно чтобы:
- комната была освобождена от привычной детям мебели и игрушек
- в оформлении комнаты присутствовали сказочные элементы
- занятие проводилось при неярком освещении
- были приготовлены костюмы для детей
- костюм ведущего чем-то отличался
от обычного;
- был правильно подобран музыкаль-ный фон.
Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
С помощью сказки ребенок может ставить себя в предлагаемую ситуацию, отождествляя себя с главными героями и тем самым проживая их действия.
Терапия сказкой помогает ребенку справиться со многими внутренними переживаниями.
В процессе сказочной игры дети развивают речь и фантазию, творческие способности и логическое мышление.
Разыгрывая сказочное представление или обсуждая сказку, они приобретают навыки общения.
Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни.
Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться Мечта.
«Настоящая сказка не кончается никогда, она только переходит из одной в другую…»
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
|