Подгорнова Екатерина Николаевна, Подгорнова Нина Николаевна. Психолого-педагогический проект по эмоционально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «ЛУЧИКИ ДОБРА»

Психолого-педагогический проект по эмоционально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «ЛУЧИКИ ДОБРА»

Авторы:

  • педагог-психолог Подгорнова Екатерина Николаевна,
  • воспитатель Подгорнова Нина Николаевна

МБДОУ д/с №51 «Морошка» ЗАТО г. Североморск Мурманской области

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство, могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.

 

Скачать конспект

Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы [1].

В основу нашего педагогического проекта легли игры и упражнения из системы занятий по развитию эмоциональной сферы «Давай познакомимся!», разработанной И.А. Пазухиной [1].

Вид проекта — практико-ориентированный (прикладной).

По типу предметно-содержательной области — межпредметный, так как реализация цели проекта осуществляется в интеграции нескольких областей дошкольного образования.

По территории реализации — внутренний, так как проект реализуется внутри дошкольного образовательного учреждения.

По продолжительности проведения — среднесрочный, так как срок его реализации составляет 2 месяца.

Участники проекта — дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) (воспитанники старшей группы «Смородинка»), педагоги МБДОУ д/с №51, педагог-психолог, родители воспитанников.

Цель проекта — создание положительной атмосферы в группе, формирование социального доверия, чувства общности и эмоциональной отзывчивости.

Задачи проекта:

  • развивать у старших дошкольников эмоциональную восприимчивость к чувствам других людей
  • способствовать формированию и развитию сплоченности детского коллектива
  • учить дошкольников действовать сообща при выполнении коллективных работ
  • учить слушать и слышать других людей, не перебивая
  • развивать усидчивость, внимание, наблюдательность
  • способствовать формированию доброжелательной и доверительной обстановки в группе
  • повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах эмоционально-нравственного воспитания дошкольников.

Объект исследования – эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – эмоционально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами творчества.

Место реализации проекта – МБДОУ д/с №51 «Морошка» ЗАТО г. Североморск Мурманской области.

Реализация проекта осуществляется с учетом основных принципов, обеспечивающих развитие личности дошкольника:

  1. позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
  2. безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;
  3. индивидуального подхода (максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);
  4. развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию);
  5. поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;
  6. обеспечения условий для осознания ребенком гордости за свои достижения, чувства собственного достоинства и самоуважения в процессе игровой деятельности.

Методы и средства реализации проекта:

На подготовительном этапе:

  • анализ методической и научной литературы
  • подбор аудио-, видеоматериалов, художественной литературы
  • подбор и разработка для педагогов и родителей заочных консультаций, памяток и буклетов по эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников
  • создание картотеки психологических игр-разминок на развитие коммуникативных качеств дошкольников.

На основном этапе:

  • чтение литературных произведений по теме проекта (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки…)
  • просмотр мультфильмов и видеороликов по теме проекта
  • прослушивание и исполнение песен о дружбе и добре
  • этические беседы на тему дружбы и доброго отношения к людям и животным
  • рассматривание сюжетных картинок и агитационных плакатов по теме проекта
  • проведение психологических игр-разминок, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости, доброжелательности и позитивных взаимоотношений в детском коллективе
  • продуктивная деятельность (рисование, аппликация)
  • работа с педагогами и родителями воспитанников.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный. На этом этапе проводилась разработка плана работы по проекту, охватывающего всех его участников: педагогов, воспитанников и их родителей. Осуществлялся подбор художественной литературы, соответствующей возрасту детей, аудио- и видеоматериалов, составлялись картотеки психологических игр-разминок, а также подбирались и разрабатывались памятки и консультации по эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников для педагогов и родителей.

II этап – основной. На этом этапе проводилась непосредственная работа с участниками проекта по разработанному плану.

Для родителей и педагогов был подготовлен ряд заочных консультаций, памяток и буклетов, целью которых было повышение уровня психолого-педагогической грамотности в вопросах эмоционально-нравственного воспитания детей.

При активном содействии педагогов старшей группы «Смородинка» проводились этические беседы с детьми на тему дружбы и доброго отношения к людям и животным, целью которых было выявление имеющегося уровня нравственного воспитания дошкольников.

Проводилось ознакомление детей с художественной литературой (Рис. 1), организовывалось прослушивание песен, просмотр видео и мультфильмов по теме проекта (Рис. 2). Каждое из проведенных мероприятий завершалось продуктивной деятельностью для закрепления пройденного материала – созданием коллективной работы (аппликации или рисунка), выполняя которую дети учились действовать сообща.

Кроме того, проводилось активное внедрение психологических игр-коммуникаций (Рис. 3) в повседневную жизнь дошкольников в детском саду: на занятиях, на прогулках, в режимных моментах и т.д.

Рис. 1. Чтение рассказа «Марфа»

Рис. 2. Просмотр м/ф «Живая игрушка»

Рис. 3. Игра-коммуникация «Здравствуй, друг!» на занятиях физкультурой

III этап – итоговый. На этом этапе представлялись результаты деятельности по проекту «Лучики добра»:

  1. Открытое занятие «Полянка доброты»;
  2. Коллективная работа воспитанников старшей группы «Смородинка» «Полянка доброты» (Рис. 4);
  3. Презентация проекта «Лучики добра» на малом педсовете МБДОУ д/с №51 «Морошка» ЗАТО г. Североморск;
  4. Подборка сюжетных картинок с изображением конфликтного и доброжелательного поведения детей;
  5. Подборка фольклорного материала (пословицы и поговорки) о дружбе;
  6. Картотека игр-разминок, игр-коммуникаций, направленных на формирование и развитие эмоциональной отзывчивости, доброжелательности и позитивных взаимоотношений в детском коллективе;
  7. Фонотека песен о дружбе и добре;
  8. Видеотека мультфильмов о дружбе и добром отношении к окружающим;
  9. Памятки и буклеты для родителей и педагогов по эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников ( «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду», «Посеять в детских душах доброту и отзывчивость»);
  10. Заочные консультации для родителей и педагогов по эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников ( «Учите детей доброте», «Добрые мультики, которые помогают воспитывать», «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Волшебный справочник добрых слов и выражений»).

Рис. 4. Коллективная работа воспитанников старшей группы «Смородинка» «Полянка доброты»

Результаты проектной деятельности «Лучики добра»:

  1. В старшей группе «Смородинка» улучшилась эмоциональная атмосфера.
  2. У дошкольников усовершенствовались навыки сотрудничества и взаимопомощи.
  3. У детей укрепилось чувство принадлежности к группе, общности и сплоченности коллектива.
  4. Повысился уровень эмоционального развития и отзывчивости детей.
  5. Повысился уровень заинтересованности родителей как участников образовательного процесса.

Литература:

  1. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4—6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  3. Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  4. Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2005.
Просмотров: 563
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Зеленова Елена Павловна. Опыт работы по реализации проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Вторая жизнь упаковки»
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Гуляева Оксана Николаевна. Развитие патриотического воспитания дошкольников посредством проекта посткроссинг
  • Новикова Наталья Васильевна. Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта 'Моя малая родина-военный городок'
  • Разуваева О. В., Гарифулина О. М., Маракина Я. К. Презентация проекта «Наши подземные друзья дождевые червячки» с участием детей педагогов и родителей
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).
  • Жукова Татьяна Николаевна. «Реализация проекта «Профилактика профессионального эмоционального выгорания педагогов»
  • О. Б. Баранова, Е. А. Тарасова. Педагогический опыт гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта в современных ДОУ
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Наон Карина Валерьевна. Презентация проекта по духовно – нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе «Русские народные традиции и культура»
  • Фомина Светлана Евгеньевна. Презентация опыта работы по теме: Использование сказкотерапии в работе по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников.
  • Екатерина Игоревна Назаренко. Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников с использованием ИКТ. Тема: «Большой мир маленького человека»
  • Анна Трофимова. Развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Логинова Людмила Александровна. «Формирование эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста»
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Дубровина Оксана Андреевна. Лэпбук как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Хорькова Адиля Ахмадулловна. ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Эмоционально - личностное развитие детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношении со сверстниками
  • Валентина Николаевна Хайдукова. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством метода проекта
  • Вакунова Ирина Викторовна. Методическая разработка проекта «День Победы» для детей старшего дошкольного возраста.
  • Петрова Надежда Васильевна, Прокулатова Ирина Викторовна. Сценарно-режиссерская разработка развлечения «ЦВЕТОЧНЫЙ ПЕРЕПОЛОХ» с детьми старшего дошкольного возраста при реализации летнего проекта
  • Елецкая Наталия Анатольевна. «Модель работы с родителями, в интересах ребенка, на основе проекта: «Безопасное детство».
  • Зайцева Светлана Николаевна. Формирование у детей 6-7 лет интереса к сказкам в процессе реализации проекта «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина»
  • Крылова Любовь Федоровна. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь