Ольга Анохина. Планирование и организация образовательной деятельности детей по ФГОС ДО.

Планирование и организация образовательной деятельности детей по ФГОС ДО.В соответствии с  «Законом об образовании в Российской Федерации»  от 1 сентября 2013 года дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Дошкольный возраст - это период, когда ребёнок  учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми, поэтому ФГОС делают акцент  на развитие качеств ребенка и его социальную адаптацию.

  Как же правильно организовать образовательную деятельность детей в соответствии с ФГОС? По новым требованиям образовательная деятельность должна осуществляется на протяжении  всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации, поэтому она осуществляется не только в организованной деятельности детей, но и в совместной деятельности с детьми; и  в режимных моментах; и в самостоятельной деятельности детей.

  По ФГОС содержание дошкольного образования представлено пятью направлениями развития: социально- коммуникативное; познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое. Осуществляется это развитие посредством вовлечения детей в такие виды деятельности, как: игровая, включая сюжетно- ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала,  изобразительная: рисование, лепка, аппликация, музыкальная, двигательная.

  Важно помнить, что,  в соответствии с ФГОС,  каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе. Воспитатель должен обеспечить эту необходимость. А как это организовать, чем должна отличаться организованная деятельность по современным требованиям от того, как работали педагоги  до ФГОС? Проведем сравнительный анализ организации деятельности детей:

До ФГТ

по ФГТ

1. Ребенок – объект формирующих

педагогических воздействий взрослого

человека. Взрослый – главный. Он

руководит и управляет ребенком.

через организацию детских видов

деятельности

в виде учебной деятельности.

1. Ребенок и взрослый – оба субъекты

взаимодействия. Они равны по значимости.

Каждый в равной степени ценен. Хотя

взрослый, конечно, и старше, и опытнее.

 

2. Активность взрослого выше, чем

активность ребенка.

 

2. Активность ребенка по крайней мере не

меньше, чем активность взрослого

 

3. Основная деятельность – учебная.

Цель – знания,

умения и навыки детей. Активность

детей нужна для достижения этой цели.

 

3. Основная деятельность – это так

называемые детские виды деятельности.

Цель- подлинная активность (деятельность)

детей, а освоение знаний, умений и

навыков – побочный эффект этой

активности.

 

4. Основная модель организации

образовательного процесса – учебная

4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и

ребенка

 

5. Основная форма работы с детьми - занятие.

 

5. Основные формы работы с детьми –

рассматривание, наблюдения, беседы, реализация проектов, мастерская и т.д

 

6. Применяются в основном так называемые

прямые методы обучения (при частом

использовании опосредованных)

 

6. Применяются в основном так называемые

опосредованные методы обучения (при частичном

использовании прямых)

 

7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого.

7. Мотивы обучения, осуществляемого как

организация детских видов деятельности, связаны

в первую очередь с интересом детей к этим видам

деятельности

 

8. Все дети обязательно должны

присутствовать на занятии

 

8. Допускаются так называемые свободные

«вход» и «выход» детей, что вовсе не

предполагает провозглашения анархии в

детском саду, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

 

9. Образовательный процесс в

значительной степени регламентирован.

Главное для взрослого – двигаться по

заранее намеченному плану, программе.

 

9. Образовательный процесс предполагает

внесение изменений (корректив) в планы,

программы с учетом потребностей и

интересов детей.

Отсюда вывод: деятельность взрослого и детей основана на партнерстве.

  Отсюда возникает вопрос, как организовать деятельность детей, где самая активная роль отводится не взрослому, а ребенку? Здесь актуальным становится метод проектов. В последнее время он становится более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться  в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется»  на все  образовательные области, предлагаемых  в ФГОС, и на  все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности.  Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.             Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. В основе понимания метода проекта лежит тезис о понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

  Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск  информации;

Продукт;

Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

  Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

  • в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
  • обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога),  сотворчество ребят и взрослых;
  • развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

  Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

  В группах старшего дошкольного возраста выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

Советы воспитателю по работе над проектом:

•Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

•Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

•Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

•Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

•При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

•Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

•Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

•В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

•Развивать творческое воображение и фантазию детей.

•Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

•Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Заключительный этап проекта необходимо тщательно готовить и проводить его  презентацию всеми участниками.

                                               

 

 

 

 

 

Просмотров: 404
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Захарова Валентина Валерьевна. Обучение детей рассказыванию как форма совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Глушкова Ольга Ивановна, Романова Венера Насибулловна. «Речевое развитие детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Ноженко Елена Николаевна. Конспект НОД детей в подготовительной группе. Тема: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности посредством проектного метода»
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Захарова Валентина Ивановна. Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Дьяченко Екатерина Геннадьевна, Мурзина Надежда Фаритовна. Развитие индивидуальных социально-коммуникативных умений и творческих способностей у детей в период с 3 до 7 лет в условия ФГОС
  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Мусатова Елена Васильевна. Проект совместной творческой деятельности взрослого и детей 'Помаляка'
  • Макарова Надежда Фёдоровна. Конспект НОД по развитию творческих способностей у детей через партнёрское взаимодействие со взрослыми и сверстниками в продуктивных видах деятельности в подготовительной группе 'Афиша для клоуна'
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Родионова Ирина Алексеевна. Опыт работы «Развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Куликова Елена Анатольевна. Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Царева Ольга Владимировна. Опыт работы на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Куприкова Марина Владимировна. Развитие коммуникативных навыков ребенка посредством театрализованной деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь