Сидякина О.А., воспитатель. «Центр развития ребенка – детский сад №10» г.Валуйки Белгородская область
Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. На определенном отрезке дороги раннего и дошкольного детства ребенок поступает в детский сад. Это событие влечет за собой значительные изменения в его жизни. Но малышу не страшно, потому что рядом с ним его родители. Крепко держа маму за руку, он доверчиво протягивает свою маленькую, теплую ладошку воспитателю. С этого момента идти ребенку по дороге своего детства становится и легче, и труднее.
Скачать конспект
Легче, если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и в детском саду и дома. А детский сад, в свою очередь, будет способствовать развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечит подготовку к школе.
Труднее идти по дороге дошкольного детства станет потому, что именно в детском саду при решении воспитательно — образовательных задач возникают первые сложности, связанные с развитием ребенка, его поведением. И только совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи даст свои благополучные результаты.
Для совместной работы с родителями наше дошкольное общеобразовательное учреждение опирается на программу Т.Н. Дороновой «Из детства – в отрочество», программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7лет.
Первое направление программы – «Здоровье» — обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Второе направление – «Развитие» — направлено на:
- развитие личности ребенка (компетентности, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению);
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и нашего дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
- это единое понимание педагогами и родителями цели и задач воспитания и обучения детей;
- помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
- постоянный анализ процесса взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Педагоги нашего ДОУ не только воспитывают ребенка, но и консультируют родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи наш детский сад определяет условия работы с родителями, совершенствует содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог нашего дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умения и навыков родителей. Можно выделить и основные задачи стоящие перед нашим ДОУ в работе с родителями:
- изучение семей детей и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных взаимодействий на ребенка;
- привлечение родителей к активному участию деятельности ДОУ;
- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
- психолого – педагогическое просвещение родителей в области педагогики и детской психологии с целью повышения педагогического образования;
На основе ряда исследований наш детский сад может выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ.
1. Первые контакты между семьями и ДОУ:
- приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждения до поступления в ДОУ;
- посещение сотрудниками семей на дому;
- представление родителям письменной информации об учреждении;
- встреча для выяснения условий посещения ребенка учреждения;
- составление договора
2. Дальнейшая взаимосвязь родителей и педагогов реализуется в процессе:
- ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей;
- неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем;
- ознакомление родителей с письменным материалом об их детях;
- рекомендации посетить врача и т.п.;
- посещений родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок или знакомиться с работой учреждения.
3. Родителям предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организатора; они могут помочь в разработке содержания игротеки и учебной деятельности.
4. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсий, спортивных, театральных и развлекательных мероприятий.
5. Родители продолжают дома работу с детьми по программам или осуществляют часть домашнего плана.
6. Родители могут участвовать в принятиях решений по обучению и воспитанию своего ребенка; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.
7. Эффективны общественные мероприятия для родителей; посещение ими курсов по проблемам воспитания или приглашение лекторов по интересующим их вопросам, работа клуба для родителей «Молодая семья».
8. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов, в поисках выхода из кризисных ситуаций.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а так же пути достижения намеченных результатов.
Так для привлечения родителей к деятельности нашего ДОУ разработана специальная система, которая включает три этапа:
первый – актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;
второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в детском саду;
третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритетов общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно — деятельностный подход.
Анализ теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему в нашем детском саду на современном этапе – организация совместной деятельности родителей и детей.
Одна из главных задач педагогов – создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.
Формы познавательной деятельности – это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлению деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задание, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.
Формы трудовой деятельности – оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательными событиями в жизни детей и их родителей, создание библиотеки.
Форма досуга – подготовка, проведения и обсуждения спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов.
Формы активизации – дискуссии, диалоги, обсуждения ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования.
Наглядные формы: библиотеки и папки – передвижки, видеофильмы, памятки – рекомендации для родителей и детей, открытки – приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей.
Повышение педагогической культуры родителей во многом зависит и от личности педагогов детского сада. Чуткость, внимание, доверительный тон вызывают ответное желание поделиться своими радостями и переживаниями не только у малышей, но и у их родителей. Для создания оптимальных отношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу.
Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагогов в вопросах воспитания, но главное ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением развивать в нем положительные личностные качества.
Актуальность проблемы взаимодействия детского сада с семьей не подлежит сомнению. Разделенность груза ответственности за образование и воспитание ребенка, взаимодополняемость детского сада и семьи – стратегическая линия современного дошкольного образования.
Основная идея организации работы нашего детского сада с родителями заключаются в следующем: помочь развитию личности ребенка и родителей путем снятия ограничений и освобождения потенциала.
Чтобы укрепить сотрудничество дошкольного учреждения и семьи педагоги нашего детского сада разнообразят формы и методы взаимодействия с семьей: организуют встречи, презентации дошкольного учреждения, проводят интервью, групповые и общие родительские собрания, открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, индивидуальные и групповые консультации, лекции, дискуссии, опросы, беседы с членами семьи, запись опросов родителей, анкетирование, практикумы, разрабатывают памятки, уголки для родителей, проводят семинары для родителей по обмену опытом воспитания, педагогические советы с участием членов родительского комитета, приобщают к чтению психолого-педагогической литературы.
Важнейшую роль семьи в воспитании детей педагоги нашего ДОУ раскрывают на примере опыта лучших семей, данных педагогической и психологической литературы, а также с помощью художественных средств: литературы, живописи, кино и телевидения. В конце учебного года подводятся итоги по удовлетворенности запросов родителей и работы ДОУ с помощью разработанного мониторинга.
Наш «Центр развития ребенка – детский сад №10» помогает родителям в воспитании детей, которое осуществляется на основе научно-разработанной программы Т.Н. Дороновой «Из детства – в отрочество», важной для всестороннего развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с ДОУ. Воспитатели, психологи, дети и родители могут научиться лучше понимать друг друга и помочь друг другу почувствовать себя равноправными партнерами в воспитании и обучении дошкольников.
|