Мы все знаем, что под развивающей предметной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. На каждом возрастном этапе выделены приоритетные образовательные задачи, которые следует учитывать при организации предметно-развивающей среды.
Большое внимание уделяется качественному формированию такого пространства.
В детском саду на протяжении многих лет осуществляется дизайн — проект, который находиться постоянно в динамичном состоянии, так как идеальную предметно-развивающую среду создать невозможно, это процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям. Работу по решению этой задачи мы условно разделили на два этапа.
Скачать презентацию
Первый этап был посвящен теоретической проработке данного направления работы на основе анализа литературы и проведения поискового эксперимента по моделированию пространства группы на плане. Второй этап работы предполагал практическую работу по созданию уголков развития в группах на основе теоретически и экспериментально созданной
Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, оформили группу в яркой цветовой гамме (красный, желтый, зеленый, синий). Шкафы расставили в середине группы, этим мы разделили группу на две зоны. Зона для девочек и зона для мальчиков. Теперь наши шкафы выполняют роль паровозика из «Ромашково». Который повезет своих маленьких пассажиров по дорогам сказок. К условным приемам разделения пространства группы, приемлемым для использования в дошкольном учреждении, относятся: подвесные и напольные композиции, ширмы, группировка подвижной мебели, предметы искусства, шкафы со сквозным просмотром (где дети могут играть с двух сторон используя как уголки уединения так и в виде дидактического стола). Мобильные нижние ящики позволяют освободить нижнее пространство, которое дети используют для перекидывания, перекатывания предметов, ползания из одной зоны в другую
Из предложенного арсенала средств мы использовали:
произведения искусства, (пейзажи по сезону) цветовое разнообразие внутренних и лицевых двусторонних окрасок шкафов, (для сенсорного развития) раздвижные перегородки в виде ширм, (для показа театра)
облицовочные панели из дерева, которые украшают наши групповые стены и являются составляющей частью нашего проекта «Путешествие по сказкам».
«РАССКАЗЫ И СКАЗКИ»
Дети любят, когда им рассказывают интересные сказки и рассказы. Это занятие развивает мышление и память, обогащает словарный запас, учит ребенка задавать вопросы, рождает более эмоциональный и тесный контакт взрослого с малышом.
Например: «Кошка и птичка»
Спала кошка на заборе (крыше и т.д.) сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошка хитра (Л. Н. Толстой).
Можно сочинять небольшие рассказы самим. Например: «Сидит собачка дом сторожит. …… и т. д».
Занимаясь с малышом таким образом, постепенно усложняю содержание рассказов, ввожу новые слова и обороты речи.
«ЗАГАДКИ ДОСКЛАДКИ»
Такие загадки еще называют «добавлялки», «доскажи словечко», «Угадай словечко». Они специально заостряют внимание ребенка на звучание слова.
Например:
У меня пропал носок, Утащил его… (щенок)
Я рубашку сшила мишке, я сошью ему… (штанишки)
Птица черная кружится, «Кар! Кар! –кричит и злится Всем известная персона, А зовут ее … (ворона)
Зубами щелк-Кто это?... (волк)
Вместо носа -пятачок, Вместо хвостика – крючок. Голос мой визглив и звонок, Я веселый… (поросенок)
Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков, В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей) И так далее.
Знакомство с окружающей жизнью является, важнейшим средством формирования речи ребенка: пополнения и активизации его словаря, развития связной речи, формирования звукопроизношения. «Ощущения и восприятия – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве. Маленьких детей прежде всего нужно знакомить с предметами, непосредственно их окружающими. Вот почему развитие речи должно быть тесно связано с обстановкой, в которой находится ребенок. Групповая комната должна оформляться с особенностями местности (город, село) и природным окружением.
У детей очень рано возникает интерес к окружающей жизни, проявляется готовность к усвоению знаний и положительно-радостные переживания по поводу того, что им рассказывают или показывают.
В целях ознакомления с окружающим в первой младшей группе проводится рассматривание картин и иллюстраций. Картина ценный материал для развития речи. Ребенку третьего года жизни показывают как предметные, так и сюжетные картины. А наш проект предусматривает непосредственное участие ребенка в познавательной игре.
«ТЕАТР ИГРУШЕК» Разыгрывают для малышей с помощью подходящих игрушек сказку, которую они хорошо знают «Три поросенка», «Колобок».
Например: «Испекла бабушка колобок, вот такой, видишь Сережа какой колобок круглый, как мяч». Рассказывая ребенку сказку, одновременно показываем с помощью плоскостных игрушек происходящее действие, в котором дети принимают непосредственное участие.
Например: «Положи, Даша Колобок на зеленое окошечко. Где стоит Бабушка? (около дома и т.д.)
В Познавательном развитии ребенка первые математические успехи занимают значительное место. Традиционно в педагогике раннего возраста предлагаются различные методические приемы, необходимые для становления до числовых и начальных числовых представлений у детей, формирования элементарных знаний о расположении предметов в окружающем пространстве и обучать ориентировке в нем. В ходе выполнения ребенком ориентировочных заданий необходимо уточнить, как малыши справляются в игровой ситуации с некоторыми типами заданий:
-подбирает и группирует предметы по определенному качественному признаку:
- с называнием взрослым этого признака «такой же»
-с называнием взрослым этого признака любым прилагательным, уже усвоенным ребенком (типа
«большой», «синий», «мамин»).
Все задания носят игровой характер.
Например: «Чего не хватает?»
Расставляю около домиков мишку, зайчика, машинку. Прошу детей отвернуться, затем убираю одну игрушку. Спрашиваю: «Ну, Никита, чего (кого) не хватает? Зайчика? Вот зайчик здесь смотри внимательно. Мишки? Правильно……» Повторяем игру несколько раз, постепенно усложняю и ввожу большее количество предметов (игрушек).
«КТО ЧТО ЕСТ»
Расставляю в ряд на дорожке знакомые детям игрушки животных.
-Смотри Ксюшенька, проголодались зверюшки. Надо их накормить, Будешь их кормить? Вот Зайчик знаешь, что он ест? Морковку, дай ему морковку и т. д.
«Собери картинку»
Берем простые картинки с изображением посуды, игрушек, цветов разрезаем на 2-4 части так, чтобы на каждый кусочек попала существенная часть целой картинки. Предложите собрать разрезанную картинку. Для этого можно использовать окна в домиках и деревья в лесу. Эти же деревья можно использовать как атрибуты к п/и. вместо физкультминуток.
«ПОСТАВЬ НОС НА МЕСТО»
На полотно пришить круг, на него пришить глаза, нос сделать как у Буратино. Каждый ребенок, имея в руках нос, должен прикрепить нос как можно точнее.
«ПОПАДИ В ЦЕЛЬ» На расстоянии 5-6 шагов надо попасть шишками в дупло, кто больше.
«ВЫТЯНИ ПРИЗ»
Ленточки свисают из дупла, приз привязан только к одной ленточке. Дети берутся за ленточки и по счету «раз, два, три» одновременно тянут каждый свою ленточку. У кого она привязана к призу, тот его и получает. По желанию детей можно повторить игру несколько раз.
«СОРВИ ЯБЛОКО»
Двум детям предлагаем сорвать с дерева яблоко и нанизать его на ниточку или уложить аккуратно в корзинку.
Дети первой половины третьего года жизни достигают довольно высокого уровня сенсорного развития. Для них предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляется умение группировать однородные предметы по величине, форме, цвету (при этом, как правило, и группировку, и соотношение предметов включают в одну игру-занятие.
При проведении игры-занятия, я пользуюсь краткой словесной инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цветов, форм. Важно чтобы они активно выполняли задания, так как именно в практической работе происходит накопление представлений о свойствах предметов.
При оформлении проекта, размещение в нем игрушек и пособий я стремилась к гармоничному сочетанию цвета, формы, величины.
1. Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех.
Цель: продолжать выбирать предметы двух заданных форм из четырех возможных.
Дидактический материал: Высокий дом с четырьмя окнами в каждом окне свой цвет.
2. Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы.
Цель: закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
Дидактический материал: полоски разных цветов.
Каждый ребенок получает по 10 полосок. 5-ть одного и 5 другого цвета.
В результате проведенной работы наша группа очень изменилась и в настоящее время отвечает дизайну, помещений способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому. Наш любимый Теремок Он не низок не высок А для нас уютный дом Здесь мы дружно все живем, Вот такие мы смотрите А хотите приходите!
|