Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонёк»
Тема по самообразованию: «Эмоциональное благополучие детей-инофонов с использованием игровых технологий»
Автор: педагог – психолог Самойлова И.В.
Индивидуальный план самообразования «Ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства»
(Декларация прав ребенка)
Цель:
- разработать и реализовать ряд коррекционных мероприятий, направленных на формирование эмоционального благополучия у детей-инофонов с использованием игровых технологий.
Скачать конспект
Задачи:
- изучить в литературных источниках проблему эмоционального благополучия детей-инофонов
- разработать методику обследования эмоционального благополучия детей- инофонов
- повысить качество проведения игровой и развивающей деятельности на основе внедрения игровых технологий
- выявить, обобщить и распространить опыт среди педагогов – психологов и воспитателей ДОУ.
Предполагаемый результат:
- повышение качества воспитания и развития детей-инофонов
- разработка методики обследования эмоционального благополучия детей-инофонов
- выработка методических рекомендаций по применению игровых технологий
- проведение семинаров, мастер-классов, обобщение опыта по данной теме
- доклады, выступления.
Проблема обучения и воспитания детей, овладевающих русским языком как вторым, становится всё более актуальной в связи с расширением межкультурных контактов. У педагогов — психологов, работающих в дошкольных учреждениях, возникают трудности в организации коррекционно-развивающего процесса, в выборе методических приёмов коррекции эмоциональной сферы детей-инофонов, воспитывающихся в условиях двуязычия.
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога – психолога будет продуктивным, если:
- в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию
- педагог – психолог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт является фактором изменения образовательной ситуации
- педагог обладает развитой способностью к рефлексии
- программа профессионального развития педагога – психолога включает в себя возможность исследовательской деятельности
- педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству
- осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Ребёнок, который вырастает в семье, где с ним не говорят на русском языке, приходя в детский сад испытывает определённые трудности. И связаны они, в первую очередь, с тем, что ребёнок- инофон или не умеет говорить по-русски и не понимает обращённой к нему речи, или плохо говорит, и плохо понимает речь, обращённую к нему. И вот тогда на помощь педагогу и ребёнку приходит индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута: создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, носителей другой языковой культуры, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Образовательный маршрут включает основные направления: организация движения (развитие общей и мелкой моторики); развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных); формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов — лепки, аппликации, рисования); развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций); формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях); формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
- формирование деятельности ребенка (манипулятивной, предметно-практической, игровой) продуктивных видов — лепки, аппликации, рисования);
- развитие речи;
- формирование представлений об окружающем
(предметный мир и социальное отношение);
- формирование представлений о пространстве,
времени и количестве.
Диагностика индивидуальных особенностей детей:
1. Беседа и анкетирование родителей. Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения.
Основная цель беседы. Установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.
Особенности работы по созданию индивидуального маршрута ребенка.
- этап. Построение индивидуального маршрута развития;
- этап. Наблюдение:
- Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;
- Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;
3 этап. Диагностика:
- Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (диагностическа)
- Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка
- Подбор методик, определение методов и приемов работы.
4 этап. Работа:
- Подбор индивидуальных игр и упражнений
- Взаимодействие с родителями
5 этап. • Итоговая диагностика
Используемая литература:
- Куцакова Л. В. «Трудовое воспитание в детском саду», Издательство-Мозаика-Синтез, Библиотека программы «От рождения до школы»;
- Петрова В. И., Стульник Т. Д.: «Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду», Издательство: Мозаика-Синтез;
- Волосовец Т. В., Казьмин А. М., Кутепова Е. Н.: «Инклюзивная практика в дошкольном образовании», Издательство: Мозаика-Синтез;
- Диагностический инструментарий для изучения результатов освоения детьми общеобразовательной программы ДОУ, Издательство: Аркти, Серия: Управление ДОУ
|