воспитатель Ю.А. Попова МАДОУ №2 «Лучики», г. Киселевск, Кемеровская область
Статья посвящена проблеме внедрения и использования информационно-коммуникативных технологий в деятельность педагогов ДОУ и представляет собой обобщение практического опыта работы по данной проблеме. Материалы статьи помогут педагогам дошкольных учреждений спланировать внедрение ИКТ в образовательный процесс.
Сегодня трудно найти сферы деятельности человечества, в которых бы не использовались информационно-коммуникативные технологии. Современная образовательная политика, основными направлениями которой стали смена образовательных парадигм, переход на новые образовательные стандарты (ФГОС), индивидуализация процесса образования, определяет необходимость динамики профессиональной готовности педагогов к реализации идей модернизации образования.
Современные реалии выдвигают компетентностный подход к профессиональной подготовке в мировом педагогическом сообществе. Компетентность – интегральное проявление качеств личности педагога, отражающее уровень профессиональной и общей культуры, опыта педагогической деятельности и творчества. В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия, т. к. компетентность личности: во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и практическую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» ( «стандарт на выходе»); в третьих, компетентность личности обладает интегративной природой, поскольку она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и опыта, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.)
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.
Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Работа по внедрению ИКТ в нашем учреждение началась с исследования по использованию информационных технологий в деятельности педагогов, которое показало, что данные технологии является важной отраслью, влияющей на все стороны жизнедеятельности любого современного общества. Они создают широкие возможности экономического роста и социального развития людей в отдельности и общества в целом, но многие педагоги не готовы к переменам. На начальном этапе был выявлен достаточно низкий уровень знаний о возможностях ИКТ.
Это определило необходимость изменения подходов, к методической работе по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области применения ИКТ, в профессиональной деятельности, материально – техническому оснащению, в связи, с чем был разработан перспективный план внедрения ИКТ на 2015-2018 г.г., направленный на:
- формирование банка данных нормативно – правовой документации
- разработку локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность ОУ по внедрению ИКТ (в том числе и плана методического сопровождения формирования ИКТ – компетентности специалистов ДОУ)
- обучение педагогов посредством семинаров, мастер-классов, проводимых специалистами
- создание материальной базы для успешного внедрения ИКТ.
Методическая работа была направлена на содействие развития профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практики свойств и качеств личности.
В ДОУ сложилась система повышения квалификации и педагогического мастерства педагогических кадров, созданы необходимые условия для этого. Наиболее эффективными средствами работы, на наш взгляд, в данном направлении являются практико – ориентированные семинары, мастер – классы, в них удачно сочетаются как теоретические, так и практические формы работы. На мастер-классы были приглашены учителя информатики, которые вели обучение педагогов по созданию сайтов, по работе в программах PowerPoint, Windows Movie Maker, Impress. Тематика семинаров была разнообразной и отвечала запросам педагогов: «Использование ИКТ в образовательном пространстве ДОО», «Что такое информационно – образовательная среда и электронные образовательные ресурсы?», «Как создать сайт?», «Как помогает интерактивная технология, технология ИКТ в повышении качества дошкольного образования». Немаловажным условием являлось и взаимодействие педагогов с коллегами в профессиональных сетевых сообществах, научно-практических конференциях, вебинарах и др.
Методическая работа по формированию ИКТ – компетентности выстраивалась по траектории: от общепользовательской компетентности к общепедагогической компетентности. Определяющим моментом методического сопровождения ИКТ – компетентности стала реализация индивидуального методического маршрута каждого педагога, потому как уровень владения ИКТ-компетенциями на начальном этапе внедрения был весьма различным. Немаловажную роль сыграло и формирование материальной базы учреждения: во всех групповых помещениях и кабинетах специалистов всегда был проведён wi-fi, в каждой группе есть компьютер, в актовом зале – современный мультимедийный проектор с экраном.
Педагоги ДОУ повышают квалификацию, получают высшее образование в форме дистанционного образования, которое дает возможность массового непрерывного обучения.
Сегодня у педагогов нашего ДОУ имеются в распоряжении электронные учебные пособия, автоматизированный контроль знаний, словари и справочники, новые виды коммуникации. С внедрением новых технологий педагог получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Стремительное развитие и появление новых возможностей использования компьютера в образовании заставляет искать различные подходы к развитию профессионализма педагогов в сфере ИКТ.
Итогом внедрения ИКТ в учреждении стало создание современного сайта ДОУ, отвечающего всем современным требованиям. 84% педагогов создали сайты групп на базе конструктора Wix. com. Функционирование сайтов дают возможность знакомить родителей с жизнью дошкольников в детском саду, посредством освещения вопросов воспитания и развития детей. Родители могут общаться с педагогами и специалистами, получать необходимые консультации на интересующие вопросы, делиться своим опытом по воспитанию детей. Особой популярностью пользуются видео- и фотоальбомы. Родитель вместе с ребёнком может заглянуть на сайт группы и посмотреть вместе новые фотоснимки, видеофрагменты, записи праздников, мероприятий, узнать новости детского сада. Сайт – это ещё и своеобразная PR-компания, посредством которой формируется положительный образ ДОУ.
Так же была создана электронная база игр, систематизированы и каталогизированы презентации, созданы электронные тетради по развитию речи старших дошкольников. На сегодняшний момент реализуются проекты «Виртуальная галерея символов», «Всезнайка!»
Успешным внедрение ИКТ будет лишь при правильной организации методической работы, нацеленной на обеспечение профессионального роста воспитателя, развитие его творческого потенциала, и в конечном итоге, на повышение качества и эффективности воспитательно – образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранения здоровья воспитанников.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания.
Информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности, определяют их направленность, темпы развития и полезность.
Литература
- Гендина, Н. И., Лазарева Л. И. Информационная культура учителей инновационных образовательных учреждений как основа продвижения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования [Электронный ресурс]: http: //www. *****/win/*****
- Журавлев, П. В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Персонал. Словарь понятий и определений [Текст] / П.В. Журавлев. — М.: Экзамен, 1999. – 512 с.
- Каракозов, С. Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности [Текст] С.Д. Каракозов // Педагогическая информатика. — 2000. № 2. – С. 41-55.
- Тришина, С. В., Хуторской, А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования
|