Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе построена в соответствие с принципами ФГОС ДОУ.
Принцип насыщенности (разнообразие материалов, оборудования и инвентаря — в здании и на участке) должна соответствовать: возрастным возможностям детей и программному содержанию.
Скачать конспект
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости: от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от возможностей детей.
В группе есть уголок уединения: для этого дети могут взять ширму, которая является многофункциональным элементом развивающей среды, и разместить ее на необходимом пространстве группы и уединиться.
Принцип полифункциональности: разнообразное использование мебели. Для того, чтобы дети могли найти себе дело и занятие по душе, в нашей группе выделены определенные зоны. Они не имеют жёстких границ, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию детей можно легко и быстро преобразовать в другой.
В группе присутствуют полифункциональные предметы: жёлтый мячик может превратиться в яблоко, красный мячик – в помидор, кольца могут быть в качестве руля, яйцо может превратиться в киви, баночки с йогуртом – в микрофон, в гантели, коробочки из-под сока – в шоколадки, печенье. В группе есть коробка с предметами-заместителями, для детей –коробка с волшебными предметами.
В уголке природы присутствует природный материал, который полифункционален, дети могут использовать его как дополнительный материал при лепке, для развития мелкой моторики, ну а так же как любой предмет-заместитель.
В одной и той же зоне, согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности. Подобранный игровой материал позволяет детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Строительный центр хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
В группе имеется доска, она многофункциональна. Используется детьми, как в свободное время, так и во время занятия.
Принцип доступности: материал на уровне глаз детей и вытянутой руки.
В уголке изобразительной деятельности отведено самое светлое, хорошо осветленное место в группе. Здесь дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. На столе находится необходимый изобразительный материал (мелки, карандаши, фломастеры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон и т. д).
Принцип вариативности включает наличие в группе разных центров, в которых находятся различные материалы, игры, игрушки, оборудования, обеспечивающие свободный выбор детей и отражение гендерного принципа и регионального компонента.
В кукольном театре размещается ширма, маски персонажей, персонажи кукольного, пальчикового и настольного театра. Играя в театр, дети объединяются интересной идеей, демонстрируют неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.
Для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости, эмоционально-волевой сферы и определения настроения каждого ребёнка в нашей группе разработан календарь настроения. Это светофор со съемными прищепками. У каждого ребенка своя прищепка, которую он помещает каждое утро на тот сигнал светофора, который соответствует их настроению в данный момент. Также в группе есть алгоритмы накрывания на стол, правильного мытья рук, алгоритм одевания, правильного поведения в группе.
В группе имеется центр развития по опытно — экспериментальной деятельности. Главная цель: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности детей. Мы активно привлекаем родителей к оформлению группы, к примеру, были активными участниками краткосрочного проекта «Этот фантастический космос», с помощью родителей наших детей мы расширили базу опытно- экспериментального уголка.
В нашей группе имеется стенд «Я Молодец!», который побуждает к активной творческой деятельности, повышает самооценку и инициативу наших детей.
Активно привлекаем родителей к оформлению группы, к примеру, они были активными участниками краткосрочного проекта «Этот фантастический космос», с помощью родителей наших детей мы расширили базу опытно-экспериментального уголка.
И конечно, нельзя не сказать о безопасности предметно-пространственной среды. В группе ежедневно по утверждённому графику функционирует бактерицидный облучатель. Вся мебель в группе изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов, мебель закреплена, игрушки не сломанные.
Все игрушки и игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.
|