Лыжина Надежда Васильевна, старший воспитатель МБДОУ г. Мурманска №7
Дошкольный период впервые в истории нашего государства стал самоценным уровнем системы образования и признан важнейшим периодом становления личности.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед дошкольным учреждением встают задачи, решение которых предполагает открытость учреждения, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким и дифференцированным, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Скачать конспект
Цель деятельности нашего учреждения – создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОО, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Коллектив поставил перед собой задачи: обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей; установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки между ДОО и семьей; оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому наше взаимодействие невозможно без учета интересов и запросов родителей. Именно по этой причине наш коллектив сегодня ориентируются на поиск инновационных форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, сформируют активную родительскую позицию и в целом смогут обеспечить социальное партнерство ДОУ и семьи как фактор социокультурного развития личности воспитанника
Родители наших воспитанников активно включены в образовательный процесс: родительский комитет группы и ДОО, Совет ДОО, родители присутствуют на заседаниях психолого- медико — педагогического консилиума в учреждении. Много различных форм работы с родителями апробировано на сегодняшний день. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят.
Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает: формирование банка данных социальных характеристик семей; составление программы изучения семьи (принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса, особенностей домашней педагогической системы); изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения; систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников; создание семейных клубов по интересам (педагогическим возможностям); изучение педагогических инициатив родителей, представление возможностей поделиться своим мнением по проблемам воспитания и образования детей, взаимодействия с педагогами; составление картотек. Эта работа была проведена нашими педагогами.
Для реализации основных концептуальных положений данной модели сотрудничества, требуется система психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Социально-психологическая служба ДОО органично включена в деятельность системы и обслуживает всех субъектов образовательного процесса в ДОО, целью которой является: предотвращения отклонений в поведении, способствование социализации детей.
В рамках данного направления проводятся разнообразные мероприятия: тематические консультации, тренинги, круглые столы, семинары-практикумы на различные темы, например: «Профилактика детских страхов», «Как снизить психоэмоциональное напряжение у ребенка в период адаптации», «Профилактика детских конфликтов», «Как преодолеть последствия кризиса трех лет», «Как развивать у ребенка уверенность в себе» и т.д.
Эффективность работы педагога-психолога ДОО в достижении поставленных целей во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами и при условии применении их в системе. Формы работы педагога-психолога с родителями подразделяются на групповые (выступления на родительских собраниях «Создание благоприятного психологического климата в семье»; психологические игры, упражнения, занятия для родителей с элементами тренинга, родительские гостиные, Родительский клуб; круглые столы и т.д.); индивидуальные (психологические консультации и беседы); наглядно-информационные (информационные проспекты для родителей, памятки, буклеты «Особенности развития внимания у дошкольников и их учет при обучении и профилактике ДДТТ», «Говорим с ребенком на языке игры» и др.)
Результативностью работы в этом направлении можно считать обеспечение психологически комфортных условий жизни воспитанников в ДОО и семье, грамотное психологическое сопровождение и отслеживание развития в соответствии с ФГОС ДО
В работе по введению ФГОС ДО, важным является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, в связи с чем, очень актуально взаимодействие учителя — логопеда ДОО с родителями воспитанников. Одна из наиболее сложных проблем – различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители испытывают определённые трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома. Цель работы в этом направлении – организация работы с родителями детей, имеющих нарушения речи, для сохранения последовательности и системности коррекционного обучения.
В процессе работы с семьей было проведено изучение особенностей семей, воспитывающих детей с нарушениями речевого развития для установления взаимосвязи между активностью родителей в процессе коррекционно-развивающего обучения на речевое развитие детей с речевой патологией. Апробированы новые формы работы с родителями: круглые столы, проводимые совместно с педагогом-психологом; совместные игровые занятия взрослых с детьми (индивидуальные и подгрупповые) на этапе автоматизации звуков в словах, предложениях; еженедельное оформление стендов с практическими советами; сочинения родителей на тему «Мой ребенок»; ежемесячные буклеты. Разработаны нетрадиционные задания на автоматизацию звуков в домашних условиях с использованием ИКТ. Созданы видеозаписи артикуляционных упражнений, выполняемых детьми, занимающимися на логопункте. Из этих упражнений составлены необходимые для каждого ребенка комплексы и записаны на компьютерные диски. Проводятся «Родительские пятиминутки», на которых родителям предлагаются разнообразные дидактические игры для выполнения домашних заданий с ребенком. Родители принимают активное участие в подготовке таких игр в необходимом количестве. После «Родительских пятиминуток» в течение недели родители обмениваются играми через детские шкафчики. После такой подготовки эффективность на этапах автоматизации звуков резко стало повышаться, а это особенно важно в условиях работы логопункта.
В целях логопедической пропаганды в течение года в родительском уголке выставляются папки-передвижки с консультациями. Учитель-логопед оформляет консультации для общеразвивающих групп ( «Детские проблемы, требующие коррекции», «Умеете ли вы общаться»), принимает участие с консультациями по разным вопросам ( «Движение и речь», «Подготовка детей к обучению письму») на общих родительских собраниях.
В результате инновационного подхода в работе с семьями детей – логопатов были получены высокие результаты коррекционно-развивающей работы с детьми ДОУ при выпуске с логопункта. Итоговая диагностика воспитанников говорит об успешности развития детей и их готовности к дальнейшему школьному обучению.
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с семьей так же является важнейшим направлением обеспечения качества образования на современном этапе. Формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями разнообразны: анкетирование, тестирование, фото – выставки «Нам не страшны преграды, если мама рядом», «В гостях у козлят»; круглые столы «В мире музыки и движений»; открытые просмотры музыкальной деятельности; совместные праздники и развлечения «Путешествия по произведениям К. Чуковского», «Солнце вешнее, птичка певчая», «В гостях у светофора»; дни здоровья, экскурсии, выставки, творческие конкурсы, совместные проекты «Мы растем достойной сменой», «Задорная частушка».
Наибольшая результативность в работе была достигнута в ходе использования новых нетрадиционных форм работы, таких как: конкурсов «Мисс малышка», «Праздник шляпок», «С песенкой по лесенке» и др., изготовление совместно с родителями нетрадиционных музыкальных инструментов; конкурс семейных талантов «Минута славы». Воспитанники ДОО активные участники музыкальных конкурсов.
В ДОО проводится систематическая работа по созданию условий для адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада. Успешной адаптации способствует благоприятная атмосфера в группе, организация совместной деятельности. Родителям предоставляется консультативная помощь по проблемам адаптации, проводятся беседы на тему: «Как подготовить ребенка к детскому саду», «Особенности воспитания и обучения детей двух-трех лет» и другие, проводятся консультации (индивидуальные и групповые.), по вопросам адаптации детей к условиям ДОО и на интересующие родителей темы. На протяжении последних лет 100 % детей групп раннего и младшего дошкольного возраста имеют лёгкую и среднюю степень адаптации, тяжелой степени адаптации нет.
Коллектив педагогов убежден, что эффективность работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников определяется и заинтересованностью родителей воспитанников.
Дети с удовольствием принимают активное участие в различных мероприятиях вместе с родителями. Наши воспитанники неоднократно награждались дипломами комитета по физической культуре и спорту администрации города Мурманска.
Опыт работы по реализации оздоровительных, воспитательных и образовательных задач физического воспитания во взаимосвязи с семьей был представлен на мероприятиях различного уровня. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами образовательный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения, признание приоритета семейного воспитания позволяют значительно повысить эффективность работы в вопросе сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Понимая государственную значимость работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, коллектив ищет новые приемы и методы вовлечения родителей в образовательный процесс, а так же оказывает педагогическую поддержку семей, имеющих детей с ОВЗ.
Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада — главный принцип взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, при котором возможно выполнение главной цели — сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Вместе с родителями активно реализуются совместные проекты: творческие ( «Частушечка-говорушечка», «Разноцветный мир»); исследовательские ( «Зачем человеку вода?»); игровые проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи; информационные к (дети с помощью взрослых собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы); реализуются детско-родительские проекты: «Моя семья», «Папа может, папа может…»
Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Семьи воспитанников участвуют в проектах, направленных на благоустройство территории, прилегающей к образовательному учреждению.
Реализуемая нами модель взаимодействия с семьями воспитанников на основе сотрудничества помогает наиболее полному личностному развитию воспитанников их успешной социализации. Постепенно уходит непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и ДОО длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Положительный результат будет, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка нельзя недооценивать. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Опыт показывает, что участие детей в совместных мероприятиях с привлечением родителей делает их более открытыми, активными, способствуют обогащению эмоциональной сферы, активному развитию познавательного интереса, физических качеств, укреплению здоровья, успешной социализации детей.
Мы считаем, что разработанная нами модель социально — педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия, которая способствует созданию единого образовательного пространства.
Она ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, а дошкольное учреждение становится посредником между ребенком и родителями и является мощным ресурсом социокультурного развития личности воспитанников.
|