Лыжина Надежда Васильевна. Инновационная деятельность учреждения по внедрению современной модели социального партнерства ДОО и семьи

Инновационная деятельность учреждения по внедрению современной модели социального партнерства ДОО и семьи

Лыжина Надежда Васильевна, старший воспитатель МБДОУ г. Мурманска №7

Дошкольный период впервые в истории нашего государства стал самоценным уровнем системы образования и признан важнейшим периодом становления личности.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед дошкольным учреждением встают задачи, решение которых предполагает открытость учреждения, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким и дифференцированным, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

 

Скачать конспект

Цель деятельности нашего учреждения – создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОО, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Коллектив поставил перед собой задачи: обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей; установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки между ДОО и семьей; оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях

Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому наше взаимодействие невозможно без учета интересов и запросов родителей. Именно по этой причине наш коллектив сегодня ориентируются на поиск инновационных форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, сформируют активную родительскую позицию и в целом смогут обеспечить социальное партнерство ДОУ и семьи как фактор социокультурного развития личности воспитанника

Родители наших воспитанников активно включены в образовательный процесс: родительский комитет группы и ДОО, Совет ДОО, родители присутствуют на заседаниях психолого- медико — педагогического консилиума в учреждении. Много различных форм работы с родителями апробировано на сегодняшний день. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят.

Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает: формирование банка данных социальных характеристик семей; составление программы изучения семьи (принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса, особенностей домашней педагогической системы); изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения; систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников; создание семейных клубов по интересам (педагогическим возможностям); изучение педагогических инициатив родителей, представление возможностей поделиться своим мнением по проблемам воспитания и образования детей, взаимодействия с педагогами; составление картотек. Эта работа была проведена нашими педагогами.

Для реализации основных концептуальных положений данной модели сотрудничества, требуется система психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Социально-психологическая служба ДОО органично включена в деятельность системы и обслуживает всех субъектов образовательного процесса в ДОО, целью которой является: предотвращения отклонений в поведении, способствование социализации детей.

В рамках данного направления проводятся разнообразные мероприятия: тематические консультации, тренинги, круглые столы, семинары-практикумы на различные темы, например: «Профилактика детских страхов», «Как снизить психоэмоциональное напряжение у ребенка в период адаптации», «Профилактика детских конфликтов», «Как преодолеть последствия кризиса трех лет», «Как развивать у ребенка уверенность в себе» и т.д.

Эффективность работы педагога-психолога ДОО в достижении поставленных целей во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами и при условии применении их в системе. Формы работы педагога-психолога с родителями подразделяются на групповые (выступления на родительских собраниях «Создание благоприятного психологического климата в семье»; психологические игры, упражнения, занятия для родителей с элементами тренинга, родительские гостиные, Родительский клуб; круглые столы и т.д.); индивидуальные (психологические консультации и беседы); наглядно-информационные (информационные проспекты для родителей, памятки, буклеты «Особенности развития внимания у дошкольников и их учет при обучении и профилактике ДДТТ», «Говорим с ребенком на языке игры» и др.)

Результативностью работы в этом направлении можно считать обеспечение психологически комфортных условий жизни воспитанников в ДОО и семье, грамотное психологическое сопровождение и отслеживание развития в соответствии с ФГОС ДО

В работе по введению ФГОС ДО, важным является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, в связи с чем, очень актуально взаимодействие учителя — логопеда ДОО с родителями воспитанников. Одна из наиболее сложных проблем – различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители испытывают определённые трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома. Цель работы в этом направлении – организация работы с родителями детей, имеющих нарушения речи, для сохранения последовательности и системности коррекционного обучения.

В процессе работы с семьей было проведено изучение особенностей семей, воспитывающих детей с нарушениями речевого развития для установления взаимосвязи между активностью родителей в процессе коррекционно-развивающего обучения на речевое развитие детей с речевой патологией. Апробированы новые формы работы с родителями: круглые столы, проводимые совместно с педагогом-психологом; совместные игровые занятия взрослых с детьми (индивидуальные и подгрупповые) на этапе автоматизации звуков в словах, предложениях; еженедельное оформление стендов с практическими советами; сочинения родителей на тему «Мой ребенок»; ежемесячные буклеты. Разработаны нетрадиционные задания на автоматизацию звуков в домашних условиях с использованием ИКТ. Созданы видеозаписи артикуляционных упражнений, выполняемых детьми, занимающимися на логопункте. Из этих упражнений составлены необходимые для каждого ребенка комплексы и записаны на компьютерные диски. Проводятся «Родительские пятиминутки», на которых родителям предлагаются разнообразные дидактические игры для выполнения домашних заданий с ребенком. Родители принимают активное участие в подготовке таких игр в необходимом количестве. После «Родительских пятиминуток» в течение недели родители обмениваются играми через детские шкафчики. После такой подготовки эффективность на этапах автоматизации звуков резко стало повышаться, а это особенно важно в условиях работы логопункта.

В целях логопедической пропаганды в течение года в родительском уголке выставляются папки-передвижки с консультациями. Учитель-логопед оформляет консультации для общеразвивающих групп ( «Детские проблемы, требующие коррекции», «Умеете ли вы общаться»), принимает участие с консультациями по разным вопросам ( «Движение и речь», «Подготовка детей к обучению письму») на общих родительских собраниях.

В результате инновационного подхода в работе с семьями детей – логопатов были получены высокие результаты коррекционно-развивающей работы с детьми ДОУ при выпуске с логопункта. Итоговая диагностика воспитанников говорит об успешности развития детей и их готовности к дальнейшему школьному обучению.

Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с семьей так же является важнейшим направлением обеспечения качества образования на современном этапе. Формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями разнообразны: анкетирование, тестирование, фото – выставки «Нам не страшны преграды, если мама рядом», «В гостях у козлят»; круглые столы «В мире музыки и движений»; открытые просмотры музыкальной деятельности; совместные праздники и развлечения «Путешествия по произведениям К. Чуковского», «Солнце вешнее, птичка певчая», «В гостях у светофора»; дни здоровья, экскурсии, выставки, творческие конкурсы, совместные проекты «Мы растем достойной сменой», «Задорная частушка».

Наибольшая результативность в работе была достигнута в ходе использования новых нетрадиционных форм работы, таких как: конкурсов «Мисс малышка», «Праздник шляпок», «С песенкой по лесенке» и др., изготовление совместно с родителями нетрадиционных музыкальных инструментов; конкурс семейных талантов «Минута славы». Воспитанники ДОО активные участники музыкальных конкурсов.

В ДОО проводится систематическая работа по созданию условий для адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада. Успешной адаптации способствует благоприятная атмосфера в группе, организация совместной деятельности. Родителям предоставляется консультативная помощь по проблемам адаптации, проводятся беседы на тему: «Как подготовить ребенка к детскому саду», «Особенности воспитания и обучения детей двух-трех лет» и другие, проводятся консультации (индивидуальные и групповые.), по вопросам адаптации детей к условиям ДОО и на интересующие родителей темы. На протяжении последних лет 100 % детей групп раннего и младшего дошкольного возраста имеют лёгкую и среднюю степень адаптации, тяжелой степени адаптации нет.

Коллектив педагогов убежден, что эффективность работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников определяется и заинтересованностью родителей воспитанников.

Дети с удовольствием принимают активное участие в различных мероприятиях вместе с родителями. Наши воспитанники неоднократно награждались дипломами комитета по физической культуре и спорту администрации города Мурманска.

Опыт работы по реализации оздоровительных, воспитательных и образовательных задач физического воспитания во взаимосвязи с семьей был представлен на мероприятиях различного уровня. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами образовательный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения, признание приоритета семейного воспитания позволяют значительно повысить эффективность работы в вопросе сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Понимая государственную значимость работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, коллектив ищет новые приемы и методы вовлечения родителей в образовательный процесс, а так же оказывает педагогическую поддержку семей, имеющих детей с ОВЗ.

Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада — главный принцип взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, при котором возможно выполнение главной цели — сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Вместе с родителями активно реализуются совместные проекты: творческие ( «Частушечка-говорушечка», «Разноцветный мир»); исследовательские ( «Зачем человеку вода?»); игровые проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи; информационные к (дети с помощью взрослых собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы); реализуются детско-родительские проекты: «Моя семья», «Папа может, папа может…»

Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Семьи воспитанников участвуют в проектах, направленных на благоустройство территории, прилегающей к образовательному учреждению.

Реализуемая нами модель взаимодействия с семьями воспитанников на основе сотрудничества помогает наиболее полному личностному развитию воспитанников их успешной социализации. Постепенно уходит непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и ДОО длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Положительный результат будет, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка нельзя недооценивать. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Опыт показывает, что участие детей в совместных мероприятиях с привлечением родителей делает их более открытыми, активными, способствуют обогащению эмоциональной сферы, активному развитию познавательного интереса, физических качеств, укреплению здоровья, успешной социализации детей.

Мы считаем, что разработанная нами модель социально — педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия, которая способствует созданию единого образовательного пространства.

Она ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, а дошкольное учреждение становится посредником между ребенком и родителями и является мощным ресурсом социокультурного развития личности воспитанников.

Просмотров: 556
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Чернова Наталья Михайловна. Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОО и семьи».
  • Новоселова Екатерина Викторовна. Сообщение на тему: «Газета для родителей, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников»
  • Сухачева Наталья Владимировна Рыбачевская Ольга Евгеньевна. «Партнерское взаимодействие педагогического коллектива и семьи воспитанников по сохранению и укреплению здоровья детей»
  • Соколова Н. В. Архипова Т. А.. Современные подходы к организации ранней профориентации дошкольников в условиях взаимодействия ДОО с семьей (из опыта работы ДОО).
  • Киндеркнехт Елена Васильевна. Формы взаимодействия педагогов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья.
  • Соцкова Вера Александровна. Консультация для родителей «Процесс адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада»
  • Степанова Светлана Викторовна. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями воспитанников.
  • Калимуллина Рита Разифовна. СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация работы по валеологическому просвещению родителей и воспитанников ДОУ»
  • Кочнева Валентина Валерьевна. «Модель взаимодействия ДОО с семьями воспитанников по решению задач художественно-эстетического развития».
  • Тарасенко Инна Николаевна. «Использование технологии проектной деятельности как средство вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОО»
  • Парфенова Лидия Эрвиновна Якушева Юлия Александровна. Взаимодействие с социальными партнерами (из опыта работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 41 № «Рябинушка»)
  • Лепетухина Ольга Анатольевна. Из опыта работы: Сотрудничество с родителями воспитанников по направлению «Использование сказок в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста».
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Гандабеско Татьяна. Активные формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в рамках ФГОС
  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Боднарюк Марина Васильевна. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании здорового образа жизни воспитанников.
  • Оксана Руденская. Роль «Недели семьи» в обеспечении социального партнерства дошкольного учреждения с родителями
  • Аргунова Полина Николаевна. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи.
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Совместная театрализованная деятельность воспитателя, родителей и детей группы раннего возраста. Анкетирование как одна из форм работы по проекту.
  • Антосик Ирина Владимировна. ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОО
  • Терешкина Ольга Станиславовна. Взаимодействие учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников
  • Губанова Татьяна Леонидовна. Взаимодействие ДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников в рамках ФГОС.
  • Солодкина Марина Александровна. Проект взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников «Открытое пространство»
  • И.Н. Гущина А.С. Толокина. СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Самарина Елена Васильевна. Консультация для воспитателей: «Приёмы работы воспитателя в период адаптации детей к ДОО»
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Кутумова Наталья Александровна. Доклад «Взаимодействие детского сада и семьи через непосредственно образовательную деятельность с целью создания единого воспитательно-образовательного процесса»
  • Гришина Ольга Михайловна. Система работы педагога ДОУ с родителями воспитанников.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь