Геркова Ольга Романовна. Статья «Раннее выявление детей с РАС в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие с родителями»

Статья «Раннее выявление детей с РАС в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие с родителями»

Автор:

Педагог-психолог Геркова Ольга Романовна, МБДОУ №77 «Аистенок», г.о. Мытищи.

В России проблеме аутизма практически не уделялось внимания раньше, да и на данный момент не многие понимают, что это за диагноз, чем именно отличаются дети с аутизмом, и откуда он берется? Вопросов много, многие из них пока без четкого ответа, а между тем- количество детей с симптомами аутизма увеличивается в последние годы очень быстро. По последним данным каждый 67 ребенок имеет расстройство аутистического спектра (РАС). Именно такой аббревиатурой РАС принято в настоящее время обозначать симптомы аутизма. Это понятие более широкое, и включает в себя множество одновременно схожих и в то же время разных симптомов. Так что же такое аутизм?

 

Скачать конспект

Аутизм- это не болезнь, это нарушение развития, которое влияет на восприятие окружающего мира и на взаимоотношения с другими людьми. Это пожизненное нарушение развития. Оно не лечится, совсем вылечить аутизм нельзя. Но можно скорректировать поведенческие симптомы и помочь человеку адаптироваться к жизни среди людей. Чем раньше начинается коррекция, тем выше шансы на успешную адаптацию и на смягчение симптомов. Первые признаки РАС проявляются у детей в возрасте от года до 1,5 лет. Когда я разговариваю с родителями детей, у которых подозревается РАС, — все они говорят похожие фразы вроде "Примерно в 1,3, в 1,5 года мы заметили, что с ребенком ЧТО-ТО НЕ ТО"

Часто бывает, что родители не подозревают о нарушенном развитии у ребенка. Иногда маме кажется, что ребенок отличается в поведении от других детей, но «добрые» родственники и врачи успокаивают родителей, уверяя, что все дети разные и развиваются по-разному. И предлагают подождать, пока само все наладится. Это самая большая ошибка. Ждать нельзя. Именно в случае с аутизмом- ранняя диагностика и дальнейшая коррекция могут помочь родителям наладить контакт с ребенком, и способствовать в дальнейшем успешной адаптации ребенка в обществе. Когда в детский сад приходят малыши- наша задача как педагогов обратить пристальное внимание на каждого ребенка, и заметить имеющиеся нарушения. Конечно, первый человек, которому воспитатель скажет о своих опасениях относительно поведения конкретного ребенка- это психолог дошкольного учреждения. И я все же советую не делать каких-либо выводов ДО завершения процесса адаптации. Потому что это всегда стресс для детей, и даже у детей с нормальным развитием поведение сильно меняется в период адаптации. Единственный момент, который может насторожить воспитателя- это безэмоциональность ребенка, когда малыш ни разу не плакал при расставании с родителями, когда он не радуется приходу мамы, и когда ему как будто все равно где он- дома или в детском саду.

Да, эти дети отличаются от других детей с нормальным развитием. Как же проявляется аутизм в раннем возрасте, и какие симптомы могут насторожить маму и педагогов детского сада??

Рисунок 1.

Основные признаки для детей до 2-3 лет (они могут быть очень разнообразные, проявляться все вместе или по отдельности):

  1. ребенок не смотрит в глаза, не задерживает надолго взгляд на лице близкого взрослого.
  2. не откликается на свое имя, когда его зовут. "Как будто не слышит", "на своей волне"... Часто родители аутичных детей в первую очередь проверяют слух у врача, т.к. им кажется, что ребенок их не слышит. При этом с персонажами из мультика ребенок взаимодействует, повторяет движения... Это особенности нарушенного восприятия.
  3. не умеет играть "понарошку", имитировать игровые действия с предметами.
  4. во время игры часто выстраивает предметы в ряды
  5. в поведении проявляются так называемые аутостимуляции: машет руками перед глазами, прыгает на месте, раскачивается, кусает себя, бьется головой об стену или об пол, втягивает щеки, кружится на месте вокруг себя...

Другие возможные симптомы описаны на рисунке 2.

Рисунок 2.

Немного об истории, откуда берется это расстройство.

Термин "аутизм" был введен в 1910 году Эйгеном Блейлером, швейцарским психиатром, при описании шизофрении. В основе термина лежит греческое слово "autos", что обозначает- сам. Тем самым слово подчеркивает уход в свой собственный мир. Современное значение аутизм приобрел в 1938 году, после использования термина "аутистичные психопаты" Гансом Аспергером в лекции по детской психологии в Венском университете. Аспергер изучил одно из расстройств аутизма, которое впоследствии получило название "синдром Аспергера". Широкое распространение, как самостоятельное заболевание синдром Аспергера приобрел в 1981 году. В 1943 году Лео Каннер привнес в современное понимание слово "аутизм", описывая сходные черты поведения исследуемых детей. Именно Каннер впервые употребил понятие "ранний детский аутизм". И многие симптомы, которые он описал, используются и в настоящее время для характеристики детей с аутизмом.

Диагностика аутизма.

Диагноз аутизм может поставить только психиатр, а заподозрить должен врач первичного звена, тот который видит ребенка с самого рождения и может оценить его развитие, то есть семейный врач, педиатр или невролог.

Специальных анализов на аутизм нет, ЭЭГ и УЗИ ничего не покажут. Диагноз ставится только по внешним проявлениям в поведении ребенка. Есть определенные тесты, основанные опять же на комплексе внешних симптомов. Эти тесты для самодиагностики родителей и для специалистов, которые наблюдают ребенка. Это в первую очередь интернет-ресурс аутизм-тест. рф.

На, что еще следует обратить внимание при диагностике аутизма?

  1. Отсутствие коммуникационных навыков (ребенок не хочет общаться со взрослыми, он не откликается на свое имя, может реагировать на обращение близких родственников, но не реагирует на остальных людей).
  2. Также важно как играет ребенок: он не по назначению использует игрушки (например машинки не ездят, а он их изучает, рассматривает под разным углом, крутит колесики, облизывает, нюхает).
  3. Кроме того следует обратить внимание на реакции ребенка. Вас должно насторожить, если у ребенка на незначительные раздражители очень бурная реакция и вы долгое время не можете ее остановить. Это могут быть прикосновения, звуки, яркий свет, то есть в принципе то, на что обычный ребенок так бы не реагировал.
  4. Очень важно, что у детей с аутизмом нарушен сон, они очень тяжело засыпают, очень долго, у них очень поверхностный сон и бывают частые пробуждения с плачем. Важно понимать, что ребенок с РАС выглядит обычно, то есть- пока не проявились поведенческие особенности, проблемы в общении, — вы можете и не заподозрить, что у ребенка есть аутистическое расстройство.

Яркость и многогранность проявлений указывает на глубину поражения психики.

Причины аутизма в настоящее время вызывают много дискуссий.

Причинами аутизма считаются (предположительно!) следующие факторы:

  • генетические нарушения
  • тяжелые органические заболевания ЦНС
  • нарушения метаболизма
  • вирусные и бактериальные инфекции в раннем возрасте
  • ртутное отравление или отравление тяжелыми металлами
  • воздействие токсинов на организм матери во время беременности.

Перечисленные причины являются только предположительными факторами воздействия, которые провоцируют возникновения аутизма. Болезнь до конца не изучена и поэтому врачи не могут сказать точно, что вызывает эту болезнь и как ее лечить. Методы лечения, которые точно помогут каждому ребенку с аутизмом, до сих пор не разработаны. Существуют методы психотерапевтической коррекции, поведенческая терапия, различные сенсорные методики, используются специальные диеты и БАД. Но ни один метод коррекции не помогает 100% всем детям с РАС. Одно точно можно сказать- все методы коррекции, если их начать использовать как можно раньше, регулярно, и интенсивно, под контролем специалистов, — дают очень хороший коррекционный результат. Именно в этой ситуации промедление недопустимо, ждать нельзя. Необходимо начинать действовать как можно раньше.

Куда в первую очередь обратиться родителям, если они заподозрили, что у ребенка может быть аутизм?

Основная организация помощи родителям и специалистам- это Федеральный Ресурсный Центр "Аутизм"- autism-frc. ru. В центре проводятся обучающие семинары и вебинары для родителей и педагогов, есть диагностический центр, на базе этого центра работает школа и группа кратковременного пребывания для дошкольников. Главный в России информационный портал об аутизме- ФОНД СОДЕЙСТВИЯ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ АУТИЗМА В РОССИИ (фонд "Выход") outfund. ru

На сайтах вышеуказанных центров есть информация по учреждениям, куда родители могут обратиться за помощью. Список учреждений я опубликую в конце статьи.

Взаимодействие с родителями- вопрос очень непростой. И заслуживает отдельного разговора. Но если коротко- алгоритм взаимодействия с родителями ребенка, у которого мы подозреваем РАС, — в нашем детском саду такой:

  1. В спокойной дружественной обстановке обсудить проблему, без давления, без обвинений и агрессии, показать родителям что мы союзники, что мы действуем в интересах ребенка. Что мы не пытаемся от ребенка избавиться, что в любом случае ребенок остается в нашем обычном детском саду, но при определении диагноза и образовательного маршрута- нам проще будет выстроить коррекционную программу. И объяснить, что сейчас возраст самый подходящий для коррекции, ждать нельзя, начинать нужно как можно раньше.
  2. Далее, когда родители готовы идти к специалистам- отправляем их к специалистам. Помогаем со сбором документов и записью.
  3. Когда родители приносят документы с заключениями ПМПК- на основании этих заключений составляем индивидуальный образовательный маршрут и программу коррекции в условиях детского сада. В программе прописываются все специалисты, взаимодействующие с ребенком: воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, учитель-логопед.
Просмотров: 683
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Бадова Диана Ахсарбековна. Аутизм. Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
  • Щемелева Светлана Дмитриевна. Детский аутизм. Что важно знать родителям и педагогам.
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Смирнова Евгения Геннадьевна. Организация коррекционной работы по формированию речевых навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма
  • Худоерко Оксана Петровна. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка в детском саду
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Богомолов Павел Александрович. Детский аутизм. Обобщение опыта коррекционно — развивающей работы
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Как помочь ребенку быстро и безболезненно адаптироваться к детском саду (советы для родителей)
  • Лимонова Марина Аркадьевна. Статья о адаптации родителей к школе. Гиперопека – когда родители все контролируют
  • Ляшенко Елена Сергеевна. Советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Пятигора Людмила Егоровна. Роль дидактической игрушки в период адаптации ребенка в детском саду.
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Каргина Ольга Александровна и Пастушкина Наталья Николаевна. Как приучить ребенка есть овощи и фрукты?
  • Ус Валентина Александровна. Как приучить ребенка есть овощи и фрукты
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Вероника Клюева. Консультация для воспитателей «Когда ребенок в опасности»
  • Евгения Владимировна Ситилкина. Статья на тему «Как важно заниматься физическим развитием ребенка»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Исмаилова Севиндж Гудрат Кызы. Персональная выставка творческих работ ребенка «Мир глазами ребенка»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь