Калинина Марина Николаевна Воспитатель I категории МОУ д/с № 310, г. Волгоград
Дидактические игры – это сложное педагогическое явление, они способны развить творчество, умение мыслить не как все, развить моторику рук, настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие, терпение, способность работать вместе, помогая друг другу. Все эти умения и навыки способствуют решению еще одно важной задачи — подготовке детей к дальнейшему обучению.
Разработанная мной дидактическая игра «Забавные рюкзачки» для дошкольников позволяет не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Игра «Забавные рюкзачки» дает детям знания в цвете, мимике и канцтоварах связанных с их жизненными интересами. Дети сами стремятся получить эти знания, так как игра имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. Новизна игры состоит в ее видоизменяемости в зависимости от знаний, умений и навыков детей, их восприятия и отзывчивости на тот или иной вариант игры, внесении в известную игру новых элементов для поддержания интереса детей и достижения определённого результата. Благодаря регулярному использованию этой игры я добиваюсь прочных и осознанных знаний, умений и навыков детей 2 младшей группы.
Игра представляет собой плоские «канцтовары»: рюкзаки, линейка, карандаш, тетрадь, ножницы, краска тюбик, кисточка величиной от 8 до 25 см, изготовленные из цветной пористой резины «Пенка». Каждый предмет имеет выражение «лица», соответствующее определенной эмоции.
Например, описание одного из комплекта представляет собой красный рюкзачок с ручками и ночками. Мимика лица показывает задумчивость данного персонажа. Далее в нем собраны все канцтовары красного цвета с мимикой. Таким образом, одним из вариантов игры, может быть, собрать все канцтовары одного цвета. В набор игры входят рюкзачки 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, коричневый). Кроме того, тетрадь снабжена шнуровкой для развития мелкой моторики и имеет разный цвет.
Цель: способствовать развитию интеллектуальных способностей детей, развивать познавательную активность, самостоятельность в поиске решений игровых задач.
Задачи:
- Закреплять знания детей о цветах;
- Учить распознавать эмоциональное состояние по мимике (радость, грусть, страх, злость и т.д.);
- Расширять словарный запас по теме «Канцтовары»;
- Развивать сообразительность, зрительное восприятие, память и логическое мышление, воображение;
- Учить детей шнуровать предметы;
- Воспитывать чувство товарищества, желание играть вместе.
Правила
- Продолжительность игры зависит от интереса и усидчивости ребенка (10 – 20 мин).
- В процессе игры у ребенка совершенствуется мелкая моторика рук.
- Игра проводится за столом. Для группы детей раскладываются рюкзачки и канцтовары, игра начинается. Дети выполняют задания воспитателя и в зависимости от варианта игры разные ситуации возникают в процессе игровой деятельности. Например, на столе раскладываются рюкзачки, дети их внимательно смотрят и запоминают. Затем воспитатель просит детей закрыть ненадолго глаза и в это время убирает некоторые предметы, дети должны угадать каких канцтоваров не хватает.
- Дети, сидя за столом, зашнуровывают тетрадки, затем показывают полученные результаты воспитателю и друг другу. Если у кого-то не получилось, то ему помогают.
- Другой вариант, дети раскладывают по рюкзачкам канцтовары одного цвета, например, в синий рюкзак складывают только синие канцтовары. Побеждает тот, кто быстрее соберёт свой рюкзак и правильнее.
- В процессе игры дети отвечают на вопросы воспитателя и тем самым проявляют самостоятельность, самоутверждаются, чувствуют себя увереннее и познают новое.
Один из вариантов игры
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
А о чем мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку:
Два ремня висят на мне, Есть карманы на спине, Коль в поход идешь со мной, Я повисну за спиной. (Рюкзак)
Воспитатель: Правильно, это рюкзак! А теперь давайте мы с вами познакомимся с ним поближе.
Воспитатель показывает рюкзак, рассматривает его вместе с детьми, объясняет конструкцию и называет детали: карманы, ремни, застежки.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, для чего нам нужен рюкзак? (Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, а что лежит в рюкзачке? (Ответы детей)
Правильно, сегодня на занятии мы поговорим о канцтоварах и о школьных принадлежностях.
– Какие канцтовары вы знаете? (Кисточка, краски, тетрадь, альбом, книга, линейка, пластилин, мел.)
– Молодцы. Ребята, посмотрите, какие предметы есть у нас
– Тетрадь из бумаги, – какая? (Бумажная) А ещё какая? (Зеленая, тонкая, в клеточку, в линеечку.)
– А карандаш, какой? (Деревянный, острый, тупой, толстый, тонкий, цветной, простой, разноцветный, двухсторонний, если карандаш совсем маленький, то это карандашик.
– Ручка из пластмассы – пластмассовая, а ещё какая? (Красная, зеленая, синяя, толстая, тонкая.)
Молодцы, ребята вы хорошо справились с этим заданием.
А теперь давайте разгадывать загадки
Палочка волшебная Есть у меня, друзья, Палочкою этой Могу построить я
Башню, дом и самолет И большущий пароход! (Карандаш)
До чего ж приятно мне, Еду на чужой спине! А внутри – в порядке Книжки и тетрадки (портфель, рюкзак)
То я в клетку, то в линейку, Написать на мне сумей-ка. Можешь и нарисовать. Что такое я? (тетрадь)
Данный дидактический комплекс игровых дидактических материалов позволяет педагогам применять его в рамках любой из действующих программ дошкольного образования, помогает обеспечить интегрированный подход к их реализации с учетом ФГОС ДО, а также для реализации базисного содержания образовательной области «Познавательное развитие» с детьми младших групп.
Мною предложена оригинальная игровая форма работы с детьми, в процессе которой дошкольники вовлекаются в активный познавательный процесс.
|