Малыш Ирина Геннадьевна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И СЕМЬИ ВОСПИТАННИКА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И СЕМЬИ ВОСПИТАННИКА

Автор: Малыш Ирина Геннадьевна Воспитатель МАДОУ № 21 г.Армавир

Рождение ребёнка — это очень важный шаг в жизни каждого человека. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира.
Макаренко А. С.

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. По мнению специалистов и ученых в области семьи (Т. А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, и др.) общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. В условиях реализации новых нормативно — содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно — воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. [1, ч. I п. 1.6 п. п. 9]

 

Идея взаимодействия общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно — правовых документов, в том числе в ФГОС ДО, Семейном кодексе РФ, Конституции РФ, Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» и др. Так, в законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 44 записано «…Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка» [2, ст. 44, п.1].

Семья была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. В соответствии с этим мы изменили позицию ДОУ в работе с семьёй. ДОУ не только воспитывает ребёнка, но и консультирует их родителей по вопросам воспитания детей.

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармонической личности.

О необходимости создания крепкого союза школы и семьи писал в своё время В.А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно — воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества» [4]

Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине наш детский сад сегодня ориентируется на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Наилучшие результаты может дать максимально полное вовлечение родителей в целенаправленный процесс воспитания, что эмоционально обогатит отношения ребенок – родитель в регламентированной и деловой атмосфере ДОУ. Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования «обеспечивает открытость дошкольного образования», которая «создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности». [1. ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6].

Перед нами, воспитателями, поставлена цель: создание единого образовательного пространства «семья — детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства, сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказание им помощи в воспитании и обучении детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

  • Стать партнёрами с родителями и объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
  • Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
  • Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

Мы руководствуемся основными принципами при организации работы с семьей:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ.

Работу с родителями в нашем детском саду мы планируем заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Изучение семьи мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование и личные беседы, наблюдаем за взаимоотношением и общением родителей и детей. Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы подбираем наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка.

Чтобы работа с родителями носила разнообразный характер, мы используем разные формы организации: лекции, консультации по определенным темам, общие родительские собрания, групповые родительские собрания, семинары, семинары-практикумы по разным вопросам, вечера вопросов и ответов, устные журналы, диспуты, обсуждение педагогической литературы, конференции, важнейшими задачами, которых являются обобщение лучшего опыта семейного воспитания, коллективные выезды детей с родителями на природу, официальный сайт ДОУ, презентация детского сада.

Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями.

Одной из новых нетрадиционных форм работы с родителями в нашем ДОУ является «День родительского самоуправления». Основной целью проведения такого дня является развитие сотворческих процессов в детско-родительском коллективе; освоение субъект-субъектных отношений с детьми, развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности. Педагогическое просвещение родителей с привлечением их к образовательному процессу в ДОУ.

Изучая содержание форм работы с родителями в ДОУ, мы сделали вывод, что многие из них устарели. В большинстве случаях родители являются пассивными участниками образовательного процесса. Их очень сложно заинтересовать, организовать, привлечь к жизни детей в ДОУ. Именно поэтому у нас родилась идея включения родителей в образовательный процесс ДОУ. День самоуправления является новой современной формой работы, направленный на вовлечение родителей в образовательный процесс. Такая форма работы наиболее полно раскрывает содержание деятельности педагога, наглядно показывает инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помогает понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи. Поэтому мы решили провести День родительского самоуправления, чтобы постараться привлечь как можно больше количество родителей.

В этот день родители всех образовательных групп попробовали себя в роли воспитателей. Одни родители проводили занятия, другие прогулку, совместные игры в группах, в вечернее время. Данное мероприятие невозможно без предварительной работы. Мы познакомили родителей с новой формой взаимодействия ДОУ с семьей (день самоуправления), были проведено анкетирование, где каждый родитель ответил на вопросы, какой вид деятельности он смог бы провести в группе. Был составлен график посещения родителями выбранных видов деятельности. С каждым родителем, участвующим в дне самоуправления, было проведено индивидуальное консультирование по проведению тех или иных режимных моментов. Педагоги подготовили конспекты. Не обошлось без трудностей, но воспитатели были рядом и сразу приходили на выручку.

По окончанию Дня родительского самоуправления мы провели круглый стол, где родители поделились своими впечатлениями. По итогам круглого стола были сделаны следующие выводы:

От Дня родительского самоуправления у всех без исключения остались хорошие впечатления, родителям хотелось бы еще поучаствовать;

По мнению большинства родителей, такие мероприятия должны быть на постоянной основе.

Воспитательные функции дошкольного образования и семьи различны, но для всестороннего развития личности необходимо их взаимодействие. Единые подходы к развитию ребенка в семье и в дошкольном учреждении позволяют создавать активную развивающую среду, активные формы общения детей и взрослых.

В рамках новых форм работы с семьей каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок.

Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием и методикой учебного воспитания, организуемого в дошкольном учреждении. Могут принимать активное участие в деятельности детей. Родителям предоставляется помощь в воспитании детей.

Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» превратиться в «активных деятелей».

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32с.
  2. ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  3. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О. Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: Айрис — пресс, 2006. — 128с. — (Дошкольное воспитание и развитие)
  4. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М.: Просвещение, 1979.
  5. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012.
  6. Микляева Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М.: Творческий Центр, 2010.
  7. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод. пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.
  8. Солодянкина О.В Сотрудничество дошкольного учреждения с семьё: Практическое пособие. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006г. — 80С. (Управление образованием)
Просмотров: 452
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Новоселова Екатерина Викторовна. Сообщение на тему: «Газета для родителей, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников»
  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Камалян Нелли Манвеловна. Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в процессе физкультурного воспитания детей
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Черемисина Любовь Алексеевна. Педагогическое просвещение родителей в ДОУ через эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Завражина Людмила Борисовна. Презентация 'Взаимодействие родителей (законных представителей) с ДОУ. Цели, задачи и методы'
  • Губанова Татьяна Леонидовна. Взаимодействие ДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников в рамках ФГОС.
  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Котова Альбина Геннадьевна. Взаимодействие и сотрудничество детского сада и семьи. Наши традиции – ярмарки в ДОУ
  • Ахмедова Камала Сахиб Кызы. Методическая разработка «Организация и проведение мастер-классов для родителей как форма сотрудничества ДОУ и семьи»
  • Екатерина Александровна Стулова. Педагогический совет в ДОУ на тему 'Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков здорового образа жизни'
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Руденко Ирина Викторовна. «Взаимодействие ДОУ и семьи, как фактор качества дошкольного образования»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Совместная театрализованная деятельность воспитателя, родителей и детей группы раннего возраста. Анкетирование как одна из форм работы по проекту.
  • Калимуллина Рита Разифовна. СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация работы по валеологическому просвещению родителей и воспитанников ДОУ»
  • Кожевникова Наталья Николаевна. Консультация для воспитателей «Вариант оптимизации включения родителей в образовательный процесс ДОУ»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Гилева Елена Владимировна, соавтор Выплова Юлиана Юрьевна. Взаимодействие педагогов, детей и родителей в ДОУ через проектную деятельность.
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • Чернова Наталья Михайловна. Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОО и семьи».
  • Шек Ирина Юрьевна. Сотрудничество родителей и педагогов детского сада в совместной досуговой деятельности
  • Терехова Евгения Евгеньевна. «Эффективные формы работы с родителями ДОУ в условиях инклюзивного образования»
  • Терешкина Ольга Станиславовна. Взаимодействие учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников
  • Ганиуллина Айгуль Сабирзяновна. Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь