В целях создания условий для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей необходимо вовлечение родителей в образовательные отношения и поддержка инициативы семьи.
Мы понимаем, что, если работу с родителями проводить только для «галочки», она не принесет результата. Поэтому мы ищем новые формы взаимодействия с семьей, чтобы заинтересовать родителей, включить их в педагогическую деятельность и добиться высоких результатов.
Нашу группу посещают дети с тяжелыми нарушениями речи. Мы участвуем в экспериментальной деятельности по внедрению программы «Миры детства: конструирование возможностей» под редакцией Т.Н. и С.Г. Дороновых.
Совместно создавая развивающую предметно-пространственную среду группы, мы задались вопросом: как пополнить копилку настольно-печатных игр так, чтобы сделать игры разнообразными, многовариативными, максимально использовать имеющиеся материалы и привлечь к процессу изготовления игр родителей?
Решение этого непростого вопроса мы нашли на страницах дидактического пособия «Детский календарь», организовав семейную мастерскую «Игродел».
Ведь одни и те же картинки пособия можно использовать для создания разных игр! Тогда не будет скучно! Тогда можно играть с одними и теми же картинками по-разному! А значит, многому научиться!
Как это сделать? А очень просто. У одного ребенка один календарь, тут много не нафантазируешь. Но ведь детей в группе много, а значит, много календарей, но еще больше отличных идей и умелых рук.
На данном этапе свою помощь предложили родители, ведь образовательная деятельность по программе «Миры детства: конструирование возможностей», по замыслу авторов, должна осуществляться не только в детском саду, но и в семье.
Дидактический материал «Детского календаря» позволил наладить совместную деятельность взрослых и детей во всем многообразии ее форм.
Примерно в один и тот же временной интервал из одних и тех же страничек календаря разные семьи изготавливали разные игры: лото, домино, парные картинки, «Ходилки-бродилки, лабиринт, головоломка «Картинки заблудились», «Четвертый лишний» – и все по одной и той же теме «Овощи».
А сколько интересных тем предлагается «Детским календарем» – нужно только увидеть, захотеть и увлечь! С каждой новой темой у каждой семьи появилась возможность изготовления разных вариантов игр. Копилка настольно-печатных игр в группе пополняется бесконечно!
Игры, изготовленные дома, дети приносят в детский сад. Чтобы пособия долго служили, мы их ламинируем и складываем в отдельные прозрачные пластиковые конверты.
Но это еще не все. Сами по себе красиво оформленные картинки не приносят желаемого результата. Нужно придумать правила и новые варианты игры.
Конечно же, придумываем все вместе и все вместе их зарисовываем.
И наконец, чтобы старания семьи не прошли даром, надо научиться играть в эти игры.
Несмотря на то, что нашу группу посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, учиться играть в настольно-печатные игры мы стали уже в средней группе, начиная с самых простых вариантов.
Во-первых, придумали и зашифровали элементарные правила игры.
Во-вторых, подобрали для сопровождения игры самые простые, самые короткие фразы, зарисовали их и методично отрабатывали в игре.
В-третьих, (и это оказалось самым сложным!) мы учились договариваться, помогать друг другу в процессе игры. Усилия не прошли даром, наши дети уже в средней группе научились достойно выигрывать и проигрывать.
Детей, родителей и педагогов – нас всех сплотили совместные семейные игротеки, на которых постепенно все дети группы, их родители, а также братья и сестры, бабушки и дедушки овладели навыками разных игр с правилами. Ведь интересно, весело, увлекательно и познавательно тогда, когда игроков много.
Не зря говорится: «Одна голова хорошо, а две лучше». Вот она, партнерская деятельность, умение бороться за личное первенство и за победу команды.
Во-первых, мы объяснили взрослым, что ребенку нужен постоянный образец, особенно образец речевых шаблонов хотя бы на первое время.
Во-вторых, по детским зарисовкам мы учили правила игры.
В-третьих, родители на Семейной игротеке учились не только проигрывать, но и выигрывать, хотя бы 50 на 50.
Не сразу, конечно, но у нас получилось! Сейчас каждый ребенок, каждая семья создает свою собственную, неповторимую игру. А «Детский календарь» теперь вызывает у всех участников педагогического процесса не только интерес, но и желание действовать.
Теперь мы обмениваемся играми, и у каждой семьи появилась возможность по-разному поиграть с картинками из календаря дома в выходные дни.
По инициативе родителей мы вышли на новую форму взаимодействия – семейные турниры по настольно-печатным играм, которые несут в себе не только решение образовательных задач, но и, конечно же, радость общения всей семьей.
У нас семейные турниры – это не только соревнование с большим количеством игроков, но и проявление дружеских отношений между всеми участниками в неформальной обстановке.
У каждого турнира свои правила, которые мы придумываем вместе.
А итоги традиционно обсуждаем за чашкой чая.
На семейном турнире ребенок счастлив от того, что рядом с ним его семья. Ведь в последнее время, к сожалению, детям уделяется все меньше и меньше внимания.
А взрослые получают эмоциональную разрядку, возможность стряхнуть с себя груз каждодневных проблем, почувствовать себя детьми.
Одной из интереснейших форм взаимодействия с родителями стал педагогический нон-стоп, где все мероприятии проводятся непрерывно, сменяя друг друга.
Педагогический нон-стоп в нашем детском саду был проведен по запросу родителей, а реализовал идею коллектив специалистов и воспитателей.
Программа состояла из комплекса мастер-классов, игр и тренингов для всех участников по различным направлениям: «Физическое развитие ребенка», «Музыкальные игры», «Детский Календарь для детских пальчиков», «Разнообразие игр по развитию речи».
Педагогический нон-стоп стал уникальной площадкой обмена опытом по использованию новых приемов и технологий всестороннего развития ребенка в условиях детского сада и семьи.
В процессе поиска и реализации новых форм взаимодействия с семьей с целью повышения результативности педагогической деятельности мы стремились, прежде всего, поддержать образовательную инициативу родителей, приобрести в лице семьи союзника, партнера, привлечь к сотрудничеству.
Список литературы:
- Аванесова В.А. Дидактические игры для дошкольников. – М. Просвещение, 1982
- Богуславская З.М. «Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры» – в книге «Психология и педагогика игры дошкольника», М., 1966.
- Веннецкая О.Е., Доронов С.Г., Доронова Т.Н. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства». М. 2014.
- ФГОС ДО – Федеральный государственный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года.
|