Работа с родителями. Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. Е.А.Мухачёва Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.
Скачать конспект
Цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов. Не менее важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи попала в разряд самых актуальных для меня . В первую очередь я определила для себя методы выстраивания взаимоотношений с родителями. * Первый - «Приятно познакомиться!». Данный этап предполагает знакомство с родителями, детьми, анкетирование родителей, анализ результатов, что позволит выработать определенную тактику дальнейших действий * Второй этап - «Вместе в пути веселей!». На этом этапе родителям предлагаются уже активные методы взаимодействия: «круглые столы», игровые семинары и т. п. * Третий этап называется «Вместе и горы не преграда». На этом этапе можно говорить о функционировании родительского - педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка. Далее поставила перед собой цель и определила задачи Цель: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Задачи: • Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. • Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей. • Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований. Предполагаемый результат • Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями; • Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований; • Повышение профессиональной компетентности педагогов • Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов; • Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей. Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям. 1.Информационно – аналитическое направление Пройдя первый этап, я выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей оснащении педагогического процесса. Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить такие группы родителей: Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Родители – наблюдатели. Изменение восприятия родителей, как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог, старший воспитатель, психолог) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса 2.Наглядно – информационное направление. Наглядно–информационное направление включает в себя: - родительские уголки; - выставка рисунков «Моя мама - лучше всех», «Моя семья», Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. 3. Досуговое направление Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проведены: - развлечения «Осенние посиделки»» Зимние и весенние посиделки»», «День Матери» (где дети рассказали о своих мамах); «Рождество христово» ,»Мама,Папа,я -спортивная семья» »Пасхальный Благовест»- празднование дней рождений; Сценарии праздников и развлечений разрабатываются совместно с родителями, музыкальным руководителем. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный план подготовки к семейным праздникам: - выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов; - консультации для родителей; - составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей; - распределение ролей взрослых; -; - подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен); - составление памятки – помощницы для родителей и для детей; - индивидуальные встречи и консультации; - изготовление атрибутов, пособий. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Традиционным в группе является праздник, посвящённый Дню Матери. . Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю яркое сообщение . Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, помогли оформить уголок добрых и вежливых слов, уголок природы, театральный уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей. Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы. Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества. Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится. Активные формы и методы работы с родителями.Я использовала активные формы и методы работы с родителями: - родительские собрания ("Давайте познакомимся!», "Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста», «Особенности психофизического развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания», «О воспитании инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками», «Роль игры в развитии ребёнка» и др.); - консультации («Детская застенчивость» , «Характер ребёнка зависит от Вас», «Воспитание любознательности у детей» и др.); - занятия с участием родителей «Путешествие в Царство вежливых наук», « Семья» - выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями - Дни добрых дел ( подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования, - Дни открытых дверей; - участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; - оформление фотовыставок( «Моя мама лучше всех», «Как служили наши папы») - совместное создание предметно – развивающей среды; - работа с родительским комитетом группы; - беседы с детьми и родителями ("Как правильно одеваться», «Правила чистки зубов», «Режим дня в выходные дни»); - родительский уголок. В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров..Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Проведенная работа способствует повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни.. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Практически все родители посещают родительские собрания,Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
|