Стриканова Л.В.
Родители – первые воспитатели ( «Семейный кодекс»), а согласно «Закону об образовании в РФ» участники образовательного процесса. Поэтому, обязанность родителей — создать дома для ребенка необходимую развивающую среду. Как в домашних условиях это сделать, организовать досуг ребёнка, сделать его личное время интересным и содержательным?
Заглянем в главный документ «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования».
В п.3. 3 прописаны требования к развивающей предметно-пространственной среде.
п.3. 3. 1. гласит: «РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства… – материалов, оборудования, инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа…»
В раннем возрасте ведущая деятельность – предметно-орудийная. Рекомендованы реалистичные, условные игрушки, фигурки животных, предметы-заместители (коробки, кусочки меха из различных тканей, клубки, палочки, брусочки), модули простых форм, крупногабаритные конструкторы, заводные игрушки, игрушки-каталки, нарисованные предметы, конструкторы «Дупло».
Для развития мелкой моторики своими руками можно сделать различные застежки: кнопки, пуговицы, молнии, шнуровки, приобрести тренажеры, рамки и вкладыши Монтенсори, пазлы из 2- 3-х картинок, массажные и набивные мячи, пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, различные дидактические наборы.
Очень важна в этом возрасте подвижность, развитие движений, поэтому пространство должно быть открытым, свободным для двигательной активности ребенка (п. 3. 3. 2.). При возможности можно приобрести спортивный комплекс «Ранний старт», который дифференцируется для детей от 0 до 4,5 лет и от 3 до 7 лет. При отсутствии такой возможности можно приобрести горку-лесенку. В раннем возрасте пол – это атлетический манеж для ребенка. Необходимо создать условия для ползания, перепрыгивания (обручи, палки, толстые веревки, мат), спрыгивания (кубы, коробки, ящики), лазания и подлезания (кегли, флажки, дуги, стулья, перекладины), приобрести надувное оборудование. Необходимо иметь некоторый инвентарь для общеразвивающих упражнений: мячи, массажный коврик, гантели (можно использовать бутылочки из под йогурта, насыпав в них песок), погремушки, баскетбольное кольцо.
Важно и музыкальное подкрепление для создания благоприятной эмоционально-насыщеной атмосферы. Это детские песенки, классика для детей, аудиодиски серии «Музыка с мамой», «Аэробика для детей», «Музыкальные коммуникативные игры-забавы» и т.п. В музыкальном уголке хорошо иметь музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты, погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов», набитых разными крупами), деревянные ложки, дудочки, бубен, барабан, гитару, гармошку, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.
Ведущая деятельность детей с 3 лет – игра. Поэтому, важно поддерживать спонтанную игру, предоставить ребенку возможность реализоваться самостоятельно в игре. Для этого рекомендованы ширмы, модули разных геометрических форм, элементы костюмов и аксессуары к ним, наборы масок, пальчиковый или кукольный театр, игрушки серии «БИ-БА-БО», настольный театр, куски ткани, дощечки, бруски, различные по размеру коробки, веревки, трубки, конструкторы «Лего», строительный материал.
Рекомендовано создать три зоны: рабочую, активную и спокойную.
Рабочая — для игр и занятий, активная — для развития движений и спокойная -для уединения (п. 3. 3. 2). Зону уединения (уголок уединения) обычно ребенок выбирает сам. Можно купить готовый домик (складной из ткани), но лучше, если ребенок построит его сам или вместе с вами (из покрывала, куска ткани и т.п.).
В уголке для игр и занятий важно предусмотреть место для развивающих игр (различные мозаики, пазлы, танграмм, кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, квадраты Воскобовича и др.), сенсорный уголок.
С 5 лет можно отвести ребенку уголок для развивающих компьютерных игр. Игры можно скачать с детских сайтов «Логозаврия», Дети -66», «Мультимедия для дошколят», «Играемся» и другие.
Следующий момент п. 3.3. 4.
«Развивающая ППС должна быть вариативной, трансформируемой и полифункциональной», чтобы ребенок имел возможность самостоятельно из одного сделать другое, моделировать, действовать, имел возможность выбора. Необходимо насытить среду незавершенными образами, мягкими модулями, различными деталями.
Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Обновлять среду нужно периодически: сменять игровой материал, добавлять новые предметы (по одному).
ППС предполагает соответствие всех игровых материалов требованиям безопасности и надежности (п. 33. 4).
Сломанные, испорченные игрушки должны быть удалены из игрового пространства ребенка, если нет возможности их отремонтировать или починить.
Обязательно дома нужно иметь детскую библиотеку или книжный уголок, и книги соответственно возрасту ребенка. Литературу нужно обновлять периодически, книги с дефектами убирать или «лечить». Чтение, как режимный момент, обязателен ежедневно.
Очень хорошо иметь дома экологический уголок: природный материал, камешки, ящик с песком, растения и, по возможности, животное.
Дети очень любят рисовать, поэтому нужен дома уголок изобразительной деятельности или художественного творчества. Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке могут быть трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин или тесто, глину, мелки, фломастеры и «волшебный экран» из круп (манной). Лучше иметь рулон обычных бумажных обоев для рисования на полу, где пространство менее ограничено.
Важно и эмоциональное значение цвета в комнате. Рекомендованы теплые тона: бежевый, бледно-желтый, бледно-розовый (СанПиН 2.4. 1. 3049-13).
Для детей до 3 лет желательно убрать из их комнаты телевизор. Доказано негативное влияние экрана на протекание процессов в коре головного мозга детей раннего возраста.
Психологическая безопасность детей рекомендует не включать в среду игрушки устрашающего характера, провоцирующие жестокость и агрессию, искаженные уродливые с несоразмерными пропорциями.
|