Настасья Тарасова. Система работы педагогов - психологов в ДОУ

Система рабооты педагогов-психологов в ДОУ Путь долог – давайте пойдём рядом.
Путь тяжёл – давайте будем помогать друг другу.
Путь увлекателен – давайте наслаждаться им.
Это наш и только наш путь –  давайте пройдем его вместе!
Джойс Хантер
Основной целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для гармоничного психологического развития ребенка с учетом индивидуальных особенностей. В соответствии с поставленной целью решаются задачи:

1.    Способствовать развитию психических процессов и личностных свойств ребенка через различные формы образовательной деятельности.

 

Скачать презентацию


Скачать конспект

2.    Организовать комплексное индивидуальное сопровождение детей ОВЗ специалистам (педагогу-психологу, логопеду, музыкальному руководитель, инструктору по физической культуре) и педагогу.
3.    Взаимодействовать с родителями воспитанников, с целью психологического просвещения в вопросах семейного воспитания и психического развития ребенка.
4.    Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности педагогов через различные формы психологического просвещения и профилактики.
5.    Внедрить проект по теме: «Адаптация детей младшего дошкольного возраста  к условиям детского сада».
Из поставленных задач видно, что психолого-педагогическое сопровождение охватывает работу с детьми, родителями и педагогами. Систему психолого-педагогического сопровождения образовательных отношений в МБДОУ можно представить в виде знака «бесконечности», который отражает непрерывный процесс основных направлений работы педагога-психолога: диагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психопросвещение и консультирование. Основной точкой активизации системы работы психолого-педагогического сопровождения является диагностическое направление. Это основное направление, исходя из показателей которого, выстраивается вся система работы с ребенком, педагогом и родителем в других направлениях.
Система работы психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений:
Бесконечно - вечно совершенство, в этой бесконечности тая…
Рассмотрим каждое из направлений через основных субъектов образовательных отношений (дети, педагоги, родители).
I.    Диагностическое направление
Диагностическое направление дает возможность выявить уровень развития познавательной и эмоционально-волевой сферы детей, а так же позволяет определить основные особенности взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
Дети:
Ежегодно в начале и в конце учебного года проводится диагностика детей адаптационных групп, подготовительных к школе  групп, детей с ОВЗ, а также диагностика по запросу родителей и педагогов по воспитанникам  средних и старших групп (Приложение 3):
Возрастная категория детей    Название диагностики    Охват (%) от общего
кол-ва детей
2-3, 3-4 года   
Шкала умственного развития Бине-Симона
62 чел. /79% от общего количества детей 78 чел.
4-5 лет        24 чел. /41% от общего количества детей 58 чел.
5-6 лет        35 чел./58% от общего количества детей 60 чел.
6-7 лет    Готовность к школе     93 чел./97 % от общего количества детей 95 чел.
После проведения диагностики детей проводится ПМПк, где намечается дальнейший образовательный маршрут сопровождения детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогическом сопровождении.
Педагоги:
Что касается педагогов, то с ними два раза в год проводится анкетирование «Уровень удовлетворенности параметрами работы» и «Психологический климат в коллективе». Целью диагностики педагогов является выявление параметров препятствующих эффективному педагогическому сопровождению детей.
Охват педагогов на начало и конец учебного года составил:
Психологический климат в коллективе (59 чел. /87% от общего количества 68 чел.)
Диагностика по запросу администрации («Удовлетворенность параметрами работы») (38 чел. /56% от общего количества 68 чел.)
По результатам диагностики педагогов намечается профилактическая работа в психологической гостиной «Аптечка для души», а также в сенсорной комнате. После проведения цикла занятий с педагогами отмечается положительная динамика: если на начало года у 6 (16%) педагогов был выявлен высокий уровень конфликтности и у 5 (13%) педагогов – синдром профессионального выгорания, то к концу года уровень конфликтности снизился у педагогов, а также синдром профессионального выгорания у педагогов не был выявлен.
Родители:
С родителями детей адаптационных групп проводится анкетирование, анализ результатов которого в дальнейшем позволяет принять своевременные меры для облегчения процесса адаптации у детей. Педагоги и специалисты, проанализировав анкеты, заранее знают особенности развития детей, что обеспечивает более эффективное взаимодействие с ребенком, а также облегчает адаптационный процесс у детей к условиям ДОУ.
Охват родителей:
Анкетирование  уровня адаптации детей (продолжительность сна, аппетит, общение взрослый-ребенок, ребенок-ребенок) (62 чел. /79% от общего кол-ва родителей  78 чел.)
Удовлетворенность деятельностью ДОУ (120 чел./50% от общего количества родителей 240 чел.)
Диагностика по запросу родителей (тревожность, агрессивность, повышенная активность) (38 чел. / 16% от общего кол-ва детей 240 чел.)
По результатам диагностики родители приглашаются посещать родительский клуб «Мы вместе!» для повышения у них психолого-педагогической компетентности.
II. Коррекционно-развивающее направление
Коррекционно-развивающее направление можно представить в виде схемы:

Дети:
Данное направление имеет двусторонний характер. Его можно разделить на коррекцию и непосредственно развитие. Что касается коррекции, то здесь деятельность направлена на работу с детьми  из группы компенсирующей направленности. Данную группу посещают дети  с ОВЗ, а также дети с нарушениями в речевом развитии. Коррекционная и развивающая работа с данной категорией детей делится на индивидуальную и подгрупповую. Индивидуальная работа состоит из комплексной работы с детьми ОВЗ по индивидуальным маршрутам развития. В 2012-2013 учебном году была разработана структура организации комплексной работы с детьми ОВЗ (Приложение 2).
Подгрупповая работа с детьми проводится по программе «Цветовой игротренинг» Н.М. Погосовой. Данная программа направлена на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы посредством цветотерапии.
Что касается развития детей, то здесь следует отметить развивающую групповую работу с детьми  младших групп в адаптационный процесс «Игротренинг по адаптации», а также подгрупповую образовательную деятельность «Социализация» с детьми подготовительных к школе групп.
В основе игротренинга лежит моя в соавторстве программа «Здравствуй, детский сад!», являющаяся также основой проекта внедряющегося в адаптационных группах. Данный игротренинг направлен на развитие у детей навыков общения, взаимодействия со взрослым и детьми, а также на развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.
В основе образовательной деятельности «Социализация» лежит программа «Цветик-семицветик»: курс психологических занятий с детьми 6-7  лет «Приключение будущих первоклассников» Н.Ю. Куражева,  И.А. Козлова. Данная программа рассчитана на повышение уровня мотивации к школе, развитие коммуникативных навыков, а также на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. По данной программе составлены рабочие программы.
Охват детей на начало и конец учебного года:
- Индивидуальная коррекционная работа:
Дети с ОВЗ (3 ребенка)
Индивидуальная работа по запросу родителей (38 чел. /16% от общего количества детей 240 чел.)
- Групповая развивающая работа:
Игротренинг по адаптации (62 чел. /79% от общего кол-ва детей 78 чел.)
Образовательная деятельность по «Социализации» (93 чел./100% от общего количества детей 93 чел.)
II.    Профилактическое направление
Профилактическое направление позволяет улучшить психологическое состояние участников образовательных отношений, что оказывает гармонизирующий эффект на детей, родителей и педагогический состав ДОУ.
Дети:
Каждая возрастная группа детей, в течение одного месяца, один раз в год, посещает сенсорную комнату. Образовательная деятельность основывается на программе сенсорного развития «Сенсорная комната в дошкольном учреждении» Г.Г. Колос. Сенсорное развитие детей направлено на развитие восприятия тактильного, зрительного, слухового, а также на формирование навыков саморегуляции своего состояния, умения расслабляться, снимать психомышечное напряжение, а также на развитие психических процессов (внимание, память, мышление, воображение). Ежегодно проводится для детей, педагогов и родителей «Неделя психологии». Целью, которой является обучение приемам и методам саморегуляции своего психологического состояния, умения расслабляться, снимать психомышечное напряжение. Игротренинг для детей в период адаптации проводится в рамках проекта «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ» (Приложение 1). Целью игротренинга является формирование  у детей положительной установки на детский сад, положительное отношение к нему, а также развивать чувство уверенности в окружающем (сближение детей друг с другом и воспитателем).
Охват детей, посещающих сенсорную комнату и игротренинг:
Посещение сенсорной комнаты (180 чел./75% от общего количества детей 240 чел.)
Игротренинг для детей адаптационных групп (62 чел. /79% от общего количества детей 78 чел.)
Педагоги:
Педагоги посещают сенсорную комнату 5 раз в неделю. Для работы с педагогами в сенсорной комнате была создана система занятий, направленных на релаксацию, снятию психомышечного напряжения. Помимо сенсорной комнаты педагоги посещают один раз в месяц психологическую гостиную «Аптечка для души». Целью данной гостиной является повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по отношению к себе (проработка личностных проблем, обучение способам саморегуляции), а также к детям (обучение методам взаимодействия с детьми).
Основными задачами являются:
Обозначить личные ресурсы педагогов, повысить их самооценку.
Научить способам саморегуляции психоэмоционального состояния.
Способствовать формированию в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата.
Снизить синдром профессионального выгорания в педагогической среде.
Формировать у педагогов мотивацию к профессиональному и личностному самосовершенствованию личности.
Обучить психолого-педагогическим приемам и методам при работе с особыми детьми.
Для решения данных задач был разработан свой алгоритм работы по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов: сначала работаем с личностными проблемами педагогов, учим их способам саморегуляции своего психологического состояния, а только потом  начинаем обучать психолого-педагогическим  методам и приемам взаимодействия с детьми. Также для молодых специалистов в течение года проводятся семинары-практикумы на темы: «Внутренний мир ребенка», «Особенности взаимодействия с особыми детьми», «Психологическое здоровье ребенка» и т.д. для повышения их психолого-педагогической компетентности.
Охват педагогов:
Посещение сенсорной комнаты (30 чел. /79% от общего количества 38 чел.)
Психологическая гостиная «Аптечка для души» (20 чел./53% от общего количества 38 чел.)
Семинары-практикумы (32 чел. /84% от общего количества 38 чел.)
Родители:
Каждый год для родителей проводятся семинары-практикумы: «Скоро в школу!», «Адаптация. Кризис трех лет», «Как избежать истерик?» и т.д. для повышения психолого-педагогической компетенции. Также для облегчения процесса  адаптации у детей младших групп в 2013 г. был внедрен проект «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада» (Приложение 1). Целью проекта является организация комплексного психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям образовательного учреждения. Основной задачей при работе с родителями является обеспечение совместной работы родителей и работников детского учреждения, пропаганда  знаний по вопросам семьи и развития детей, а также улучшение взаимодействия родителя с ребенком. Последняя задача решается путем посещения родителя и ребенка клуба «Мы вместе!» в рамках проекта. Основной целью данного клуба является формирование положительных детско–родительских отношений, совершенствование навыков общения.
Охват родителей:   
Семинары-практикумы (120  чел. /50% от общего количества 240 чел.)
Родительский клуб «Мы вместе!» (20 чел./26% от общего количества 78 чел.)
III.    Психологическое просвещение
Психологическое просвещение направлено на формирование психологической культуры участников образовательных отношений. Которое заключается  в формировании жизненных навыков профилактики дисгармоничного развития.
Родители:
В холле детского сада создан стенд для родителей: «Мамам, папам психологи рекомендуют!», на котором систематически размещается информация об особенностях развития и воспитания детей. Каждый год в начале учебного года проводятся родительские собрания, на которых родители знакомятся с особенностями психического развития детей, выдаются памятки, рекомендации. В младших группах детского сада находятся психологические копилки «Рекомендации от психолога», так родители могут еженедельно получают новую, интересную информацию о развитии ребенка.
Охват родителей:
собрания (198 чел./ 81% от общего количества 240 чел.)
Педагоги:
С педагогами проводятся семинары «Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками», «Влияние стиля общения педагога с ребенком на психическое развитие» и т.д., с целью повышения их психолого-педагогической компетентности.
Охват педагогов:
семинары (34 чел. /89%  от общего количества 38 чел.)
IV.    Консультативное направление
Психологическое консультирование направленно на повышение психологической культуры и психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов, а так же на разрешение проблем, возникающих в ходе взаимодействия родителей и педагогов с детьми.
Родители:
Последнее время все чаще беспокоят родителей поведенческие расстройства у детей, также запросы поступают по семейному консультированию, в начале и конце года родителей интересует уровень познавательного развития ребенка, а также уровень адаптации к условиям ДОУ. Групповое консультирование родителей, в основном, осуществляется по запросу со стороны родителей и педагогов.
Охват родителей:
Индивидуальное консультирование (110 чел./46% от общего количества 240 чел.)
Групповое консультирование (62 чел./26% от общего количества 240 чел.)
Педагоги:
Педагоги обращаются за консультацией с целью помочь найти подход к особому ребенку, а также по личным проблемам. Групповые консультации с педагогами проводятся с целью быстрой информированности по актуальному запросу от педагогов.
Охват педагогов:
Индивидуальное  консультирование (24 чел./ 63% от общего количества 38 чел.)
Групповое консультирование (38 чел./ 100% от общего количества 38 чел.)

Вся описанная система психолого-педагогического сопровождения ребенка, родителя и педагога является длительным и непрерывным процессом, всегда имеющим на определенной стадии развития результат. Как показано в системе работы данный результат достигается путем комплексного сопровождения ребенка, охватывая родителей и педагогов, с которыми ребенок ежедневно взаимодействует. Комплексный подход психолого-педагогического сопровождения, начиная с младшего дошкольного возраста, позволяет осуществлять проект «Адаптация детей младшего дошкольного возраста». Также данная система обеспечивает успешную социализацию детей с ОВЗ, благодаря разработанной комплексной структуре сопровождения данной категории детей.
Представленная система психолого-педагогического сопровождения  может быть использована в рамках ФГОС, так как именно новый стандарт образования делает основной акцент в психолого-педагогическом сопровождении на обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), на развитие ребенка как активного субъекта деятельности. Данная активность в ребенке может не угаснуть и перерасти в любознательность, а затем в познавательный интерес, если педагоги и родители будут идти «рядом» с ребенком, не преграждая путь и не разрушая ребенка как личность неправильными методами воспитания и обучения. В связи с этим, в нашей системе, уделено большое внимание профилактической комплексной работе с детьми разных категорий (дети с ОВЗ, низким уровнем развития речи), родителями и педагогами.
Осуществляя работу по всем направлениям, в комплексе, в единой системе, охватывая всех участников образовательных отношений, нам удается достигнуть положительной динамики в работе с детьми, педагогами и родителями.
Ирина Владимировна Авилова                                                                                                               Настасья Александровна Тарасова
педагоги-психологи  МБДОУ
«Центр развития ребенка-
детский сад №8 «Солнышко»
г. Ханты-Мансийск

Просмотров: 554
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Цаболова Татьяна Викторовна. Организация психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школе
  • Толмашова Наталья Александровна. Мониторинг как инструмент регулирования процесса работы с детьми с ОВЗ в системе образования общего назначения
  • Власова Виктория Александровна. «Роль педагога-психолога в организации психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе»
  • Глотова Раиса Владимировна. Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Смирнова Юлия Александровна. Особенности организации психолого-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.
  • Бонко Лариса Петровна. Занятие практикум для педагогов детского сада на тему: «Психолого-педагогическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога дошкольника»
  • Киндеркнехт Елена Васильевна. Формы взаимодействия педагогов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья.
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Соцкова Вера Александровна. Консультация для родителей «Процесс адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада»
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Краснокутская С. П., Суркова Т.А., Сенченко И.В.. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ
  • Ольга Ульянич. Презентацию. 'Семейный клуб 'Успех', как одна из форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса'
  • Костычева Ирина Сергеевна. Доклад для педагогов на тему «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Кострицкая Светлана Николаевна, Кононова Елена Ивановна. Психолого-педагогическая гостиная для родителей и детей подготовительной группы «Готовимся к школе вместе»
  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Михайлова Ольга Геннадьевна Налиткина Татьяна Ивановна. «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ МДОУ Чердаклинского детского сада №5 как одно из направлений их успешной социализации» (из опыта работы)
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Лезжова Ольга Владимировна. Рекомендации по применению тактильных книг (рельефно-контурных) для детей с особыми возможностями здоровья для педагогов и родителей
  • Гилева Елена Владимировна, соавтор Выплова Юлиана Юрьевна. Взаимодействие педагогов, детей и родителей в ДОУ через проектную деятельность.
  • Агаркова Оксана Михайловна. Консультация для родителей и педагогов по теме: 'Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов'
  • Ступникова Виктория Владимировна. Консультация для педагогов и родителей Тема: Подготовка руки к письму детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь